КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предприятия автомобильного транспорта, как источники загрязнения окружающей среды
Лекция 4
Объекты инфраструктуры автотранспортного комплекса (АТК) включают в себя: автотранспортные предприятия (АТП), станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) и автомастерские, места хранения индивидуальных автомобилей, места стоянки автомобилей, места торговли и розлива топлива, моечные пункты, предприятия торговли. При описании объектов инфраструктуры АТК как источников загрязнения окружающей среды необходимо учитывать комплексность воздействия, связанного с одновременным загрязнением (химическим, физическим, биоценотическим и ландшафтным) всех природных сред (атмосферы, гидросферы и литосферы) и сверхлимитным потреблением природных ресурсов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема воздействия объекта инфраструктуры АТК на окружающую среду
Описание объекта инфраструктуры АТК как источника загрязнения окружающей среды должно содержать сведения об основных компонентах загрязнения (таблица 1), а также причинах и механизмах их образования (таблица 2).
Таблица 1 – Основные компоненты загрязнения от производственно-эксплуатационной деятельности объектов инфраструктуры АТК [6]
+ - присутствуют;
+ - - возможно присутствуют; - - отсутствуют.
Таблица 2 – Причины формирования основных компонентов загрязнения от производственно-эксплуатационной деятельности объектов инфраструктуры АТК [6]
Для технологических операций, выполняемых на АТП, СТОА, в гаражах-стоянках, авторемонтных мастерских, необходимо учитывать выход загрязняющих веществ и отходов, которые образуются при выполнении уборочно-моечных, контрольно-регулировочных, крепёжных, подъёмно-транспортных, разборочно-сборочных, слесарно-механических, кузнечных, жестяницких, сварочных, медницких, очистительно-промывочных, смазочно-заправочных, аккумуляторных и других работ.
Атмосфера. В зонах хранения и стоянки автотранспортных средств основными источниками выделения загрязняющих веществ являются автомобили. Загрязняющие вещества попадают в атмосферу с отработавшими газами при прогреве двигателей автомобилей и их работе на холостом ходу, а также при движении автомобилей по территории зон и стоянок. Количество загрязняющих веществ определяется типом автомобилей, их грузоподъёмностью, пассажировместимостью и количеством, видом используемого топлива, типом и рабочим объёмом двигателя, его техническим состоянием, а также температурой окружающей среды. Для автомобилей с бензиновыми двигателями рассчитывается выброс CO, CH, NO2, SO2; с газовыми двигателями – CO, CH, NO2, SO2; с дизелями – CO, CH, NO2, С и SO2. В зоне ТО и Р источниками выделения загрязняющих веществ являются автомобили, перемещающиеся по территории зоны. Количество выброса загрязняющих веществ с отработавшими газами зависит от таких факторов, как геометрические параметры зоны ТО и Р (расстояние от поста до въездных и выездных ворот), метод организации обслуживания автомобилей (на тупиковых постах или поточных линиях), объём производимых работ, тип автомобиля, экологические характеристики автомобильного двигателя. Для автомобилей с бензиновыми двигателями рассчитывается выброс CO, CH, NO2, SO2; с газовыми двигателями – CO, CH, NO2, SO2; с дизелями – CO, CH, NO2, С и SO2. Аналогичная картина наблюдается для отделения мойки автомобилей. На окрасочных участках проводится как подготовительная работа – приготовление краски и поверхностей к окраске, так и само нанесение краски и сушка. Окраска и сушка осуществляются как в специальных камерах, так и просто в помещении окрасочного участка. В процессе выполнения этих работ выделяются загрязняющие вещества в виде паров растворителей и аэрозоля краски. Количество выделяемых загрязняющих веществ зависит от применяемых окрасочных материалов, методов окраски и эффективности работы очистных устройств.
Основным технологическим оборудованием кузнечных участков являются: - кузнечные горны, нагревательные печи (нагрев деталей и заготовок под ковку и термообработку); - молоты различного типа (ковка металла); - масляные ванны (закалка и отпуск). При нагреве заготовок и деталей в кузнечных горнах и нагревательных печах, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, происходят выделения СО, SO2, NO2, мазутной золы в пересчете на ванадий, твердых частиц (сажы). При закалке и отпуске в масляных ваннах происходит выделение паров минерального масла. Количество выброса загрязняющих веществ зависит от вида топлива, применяемого в горне (печи), количества потребляемого топлива, времени работы оборудования и закалочной ванны. Сварочный участок. При сварке металлов электродуговым способом в атмосферный воздух выделяется сварочный аэрозоль. В твёрдую составляющую сварочного аэрозоля входит марганец и его соединения, оксид железа, неорганическая пыль, фториды, шестивалентный хром. В газообразную составляющую сварочного аэрозоля входят СО, NO2, фтористый водород. При производстве газосварочных работ и работ по газовой резке металлов в атмосферу, кроме сварочного аэрозоля, выделяются: оксид хрома; марганец и его соединения; оксид железа; оксид кремния; СО; NO2. Количество выделяющихся загрязняющих веществ на сварочном участке зависит от вида сварки, марки электрода и марки свариваемого металла, типа швов и других параметров сварочного процесса. Аккумуляторный участок. Во время зарядки аккумуляторных батарей выделяются: - серная кислота – при зарядке кислотных аккумуляторов; - натрия гидроокись (щелочь) – при зарядке щелочных аккумуляторов. Количество выброса загрязняющих веществ зависит от номинальной ёмкости аккумуляторных батарей, количества зарядок. Кроме того, при сборке аккумуляторных батарей используют битумную мастику, при разогреве которой выделяется аэрозоль масла. При отливке свинцовых клемм и межэлементных соединений выделяется свинец.
Шиноремонтное отделение. При производстве шиноремонтных работ выделяются: резиновая пыль, пары бензола, СО, SO2. Количество выброса загрязняющих веществ зависит от количества расходуемых за год материалов (клей, бензин, резина для ремонта) и времени работы шероховальных станков. На участке механической обработки древесины выделяется древесная пыль. Количество выделяемой пыли зависит от технологического процесса механической обработки древесины (пиление, фрезерование, строгание), типа используемого оборудования и количества переработанной древесины. На слесарно-механическом участке механической обработке подвергаются металлы, сплавы, неметаллы. Для холодной обработки материалов используют токарные, фрезерные, шлифовальные, заточные, сверлильные и другие станки. Характерной особенностью процессов механической обработки хрупких металлов (чугун, цветные металлы и т.п.) является выделение твердых частиц (пыли). При обработке стали на шлифовальных и заточных станках также образуется абразивная и металлическая пыль, а на остальных станках – отходы в виде стружки. Применение смазочно-охлаждающих жидкостей уменьшает выделение пыли на 85…90 %, но при этом в атмосферу выделяются аэрозоли минеральных масел и различных эмульсолов. Количество выброса загрязняющих веществ при механической обработке зависит от номенклатуры материалов, подвергающихся обработке, вида обработки, характеристики оборудования, времени работы оборудования. Медницкий участок. При проведении медницких работ (пайки и лужении) используются мягкие припои, плавящиеся при температуре 180…230 °С, которые содержат свинец и олово, поэтому при пайке в воздух выделяются аэрозоли оксидов свинца и олова. Количество выброса зависит от типа оборудования (паяльники с косвенным нагревом или электропаяльники), количества израсходованного припоя и длительности воздействия. На участке обкатки и испытания двигателей после ремонта загрязняющие вещества (СО, СН, NO2, SO2, С) попадают в атмосферу с отработавшими газами автомобильных двигателей, работающих на холостом ходу и под нагрузкой. На режиме холостого хода выброс загрязняющих веществ определяется в зависимости от рабочего объема испытываемого двигателя. При обкатке под нагрузкой выброс загрязняющих веществ зависит от средней мощности, развиваемой двигателем при обкатке. На агрегатном и моторном участке в результате мойки деталей, узлов и агрегатов образуются пары и аэрозоль керосина, а также аэрозоль карбоната натрия (кальцинированной соды). Состав и количество выбросов зависят от состава моющего раствора, его количества, площади моечной ванны, количества воздействий. На участке ремонта и испытания дизельной топливной аппаратуры автомобилей производится ряд работ, при проведении которых выделяются загрязняющие вещества. В процессе мойки выделяются пары и аэрозоль керосина. При испытании и регулировке – пары и аэрозоль дизельного топлива. Количество выброса зависит от характеристик оборудования и производственной программы. На посту контроля токсичности отработавших газов с отработавшими газами автомобилей выделяются СО, СН, NO2, SO2, С. Количество выбросов зависит от типа, экологических характеристик и технического состояния двигателей, а также от производственной программы. Крупные предприятия имеют свои котельные. При сжигании топлива в котельных агрегатах в составе отходящих газов имеются NO2, SO2, твёрдые частицы, СО, бенз/а/пирен. Количество выброса зависит от вида и химического состава используемого топлива, его расхода, конструкции, характеристик и состояния оборудования. Гидросфера. Сточные воды предприятий автомобильного транспорта подразделяются на: 1) сточные воды от мойки автомобилей, входящие в систему оборотного водоснабжения; 2) нефтесодержащие сточные воды от производственных участков; 3) сточные воды, содержащие тяжелые металлы, кислоты и щелочи; 4) сточные воды, содержащие краску и растворители красок; 5) поверхностные сточные воды с территории. Сточные воды от мойки автомобилей составляют 80…85 % от всего объема производственных сточных вод. Основными загрязнениями этих вод являются взвешенные частицы и нефтепродукты. Средние концентрации загрязнений в стоке приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристика степени загрязнённости сточных вод от мойки автомобилей [5]
В сточных водах от мойки автомобилей, работающих на этилированном бензине, возможно присутствие тетраэтилсвинца (ТЭС). При этом осадок и нефтепродукты, задерживаемые на очистных сооружениях, обладают высокой токсичностью. Количество нефтесодержащих сточных вод от производственных участков колеблется от 50 до 1000 м3/сут. Наибольшее количество стоков с высокой концентрацией загрязнений поступает от участков наружной мойки автомобилей и разборочно-моечного участка. Сточные воды, содержащие тяжелые металлы, поступают от цехов и участков гальванических покрытий и других видов обработки поверхностей металлов (травления, пассивации, электрополировки, никелирования и др.). Эти сточные воды содержат кислоты, щелочи, соединения хрома, соли меди, никеля, цинка, кадмия и других металлов (таблица 4).
Таблица 4 – Характеристика степени загрязнённости сточных вод от гальванических участков [5]
Сточные воды от гальванических участков по характеру загрязнений разделяются на две группы: сточные воды, содержащие хромовую кислоту (после хромирования изделий); кислые и щелочные стоки (от обезжиривания и травления поверхностей). Сточные воды, содержащие краску, поступают от гидрофильтров окрасочных камер (участков). Взвешенные вещества в этих стоках представлены грубодисперсными частицами окрасочных и грунтовочных материалов, которые частично выпадают в осадок, а частично налипают на стены и сетчатые фильтры. Мелкодисперсные частицы находятся в эмульгированном состоянии. Средняя концентрация взвешенных веществ составляет 260 мг/л. Предприятия автомобильного транспорта относятся к группе предприятий, поверхностные сточные воды которых не содержат специфических веществ с токсичными свойствами. Средняя концентрация в дождевых водах составляет: взвешенных веществ – 2000 мг/л; нефтепродуктов – 30…70 мг/л. Литосфера. Предприятия автомобильного транспорта также загрязняют почву отходами производства: отработанные моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, аккумуляторы и шины, резинотехнические изделия; лом чёрных и цветных металлов. Отработанные масла относятся к категории опасных отходов, сбор и утилизация которых в большинстве промышленно развитых стран регулируются соответствующими законами, экологическими стандартами и экономическими условиями. Имея невысокую степень биоразлагаемости (10…30 %) и накапливаясь в окружающей среде, отработанные масла вызывают сдвиг экологического равновесия. Их токсичные компоненты, например полихлорированные бифинилы, попадая в пищевые продукты и откладываясь в жировых тканях человека, вызывают онкологические заболевания и расстройства иммунной системы. По данным Института токсикологии Минздрава РФ, в Санкт-Петербурге, где ежегодно образуется около 50 тыс. т отработанных масел, а их накопленные запасы составляют около 1 млн. т концентрация полихлорированных бифинилов в грудном молоке кормящих матерей составляет 21,5 мг/л при предельно-допустимой 1 мг/л [4]. Повышенное внимание к переработке отработанных масел обусловлено не только их значительными объемами и высокой экологической опасностью, а также их ценными свойствами как углеводородсодержащего сырья. Хорошо отлаженный механизм рециклинга отработанных масел способствует их возвращению в производство или сектор потребления в виде вторичных полупродуктов или продуктов и обеспечивает значительную экономию ресурсов. По данным источника [6] масса вредных выбросов и отходов в результате производственной деятельности объектов инфраструктуры АТК распределяются в соответствии с процентами, представленными на рисунке 2.
Рисунок 2 – Распределение массы вредных выбросов и отходов по объектам инфраструктуры АТК
Выбросы при движении автомобилей, связанные с низким уровнем их технического состояния, имеют наибольшую массу. Далее по уменьшению массы выстраивается следующий ряд: выбросы и отходы от мойки; ТО, Р и хранения автомобилей; заправки; утильные шины; металлолом; утильные аккумуляторные батареи. Максимальные массы вредных выбросов и отходов от объектов инфраструктуры АТК приходятся на гаражи, стоянки и другие места хранения автомобилей (рисунок 3).
Рисунок 3 – Вклад объектов инфраструктуры АТК в загрязнение окружающей среды [6]
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |