КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система показателей, необходимых для принятия различных управленческих решений на основе проведенного анализа финансовой отчетности
Деятельность любой организации сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. В зависимости от вида учета используются различные классификации затрат и связанные с этим способом исчисления себестоимости продукции. Традиционно используемая группировка расходов на прямые и косвенные позволяет осуществлять исчисление себестоимости продукции, формировать финансовую отчетность, но не дает возможности принятия управленческих решений. Для этих целей широко используется группировка затрат на переменные и постоянные. Именно эта группировка вместе с классификацией затрат на ревалентные и по отношению к данному управленческому решению неревалентные широко используется в аналитических процедурах, задачей которых является подготовка информационной базы для принятия управленческих решений. Рассмотрим основные способы обработки информации для принятия управленческих решений. Анализ безубыточности - это инструмент планирования и принятия управленческих решений. Основой для принятия решений относительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Так как план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководство предприятия должно ответить на некоторые вопросы. 1. Какое количество продукции необходимо для того, чтобы предприятие смогло не только покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли? 2. По какой цене необходимо реализовывать произведенную продукцию?
3. Какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным? На эти и многие другие вопросы позволяет ответить анализ безубыточности. Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. Самым простым является анализ безубыточности однопродуктного производства. Пример. Производственное предприятие «Зерно» занимается выпуском масла. Для разработки плана работы на следующий квартал необходимо провести анализ безубыточности этого однопродуктного предприятия. Плановые расходы на 1 л готовой продукции предприятия составляет 19 руб. Постоянные расходы за квартал составят FC = 240 000 руб. Отпускная цена 1 л масла планируется около 34 руб. Точка безубыточности рассчитывается по формуле: литров, где FC – постоянные расходы за квартал; p – Отпускная цена 1 литра масла; z – Плановые расходы на 1 литр готовой продукции предприятия. Такой объем производства позволит организации покрыть все затраты и выйти на нулевую прибыль. Если производство продукции за квартал, не достигнет 16000 л., финансовый результат предприятия будет отрицательным, а деятельность - убыточной. Исходя из уровня годовой доходности, установлен следующий уровень целевой прибыли П = 50 000 руб. Рассчитаем, по формуле, какой объем выпуска позволит получить такую прибыль: литров. Изучив рыночную ситуацию, руководство предприятия «Зерно» запланировало объем выпуска масла Q на следующий квартал 19300 л. При таком объеме производства уровень прибыли составит: руб. Гибкий бюджет предприятия предусматривает возможность неблагоприятной ситуации в плановом периоде, которая, возможно, приведет к росту арендной платы и соответственно постоянных затрат (ЗП) на 20 000 руб. Менеджеры организации считают возможным увеличить отпускную цену масла, поскольку она определяется рынком. Наиболее простой возможностью сохранения расчетной прибыли является сокращение переменных расходов (РП):
руб. Данному предприятию необходимо добиться экономии переменных затрат в размере (19 - 18) = 1 руб. на 1 кг продукции. Несмотря на простоту и наглядность модели безубыточности, ее применение связано с множеством ограничений и допущений. Затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные. Лишь немногие затраты можно отнести к одной из двух категорий. Особенно проблематично такое подразделение для условно-переменных затрат. Если разделение затрат на переменные и постоянные все же состоялось, то в анализе безубыточности следует понимать, что полученный результат до определенной степени условен. При достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным, поскольку спрос падает, а предельный доход (выручка на единицу реализации) уменьшается. Поведение затрат прямо противоположно: после достижения не которого объема производства начинается рост удельных затрат в связи с падением предложения ресурсов. Если ресурсы ограничены, попытка закупить дополнительную партию сырья приведет менеджера к поставщику, который предложит более высокую цену, чем обычно, а потребность в дополнительной работе повлечет за собой оплату сверхурочных. Таким образом, выручка и переменные затраты прямолинейно зависят от объема выпуска лишь при нормальных уровнях производства - не слишком низких и не слишком высоких. Модель безубыточности подразумевает, что производится единственный вид продукции или постоянная их номенклатура (тогда комбинацию продуктов, соответствующую их долевому соотношению, можно считать условной единицей, относительно которой проводится анализ безубыточности.) однако постоянство номенклатуры встречается редко, как и однопродуктное ведение производства. Обязательным условием проведения анализа безубыточности является ведение учета затрат таким образом, чтобы можно было выделить переменные и постоянные затраты. В организациях, где невозможно выделить переменные и постоянные составляющие, применение данного метода невозможно.
Одновременно с определением уровня безубыточности проводят анализ чувствительности прибыли к изменению отдельных компонентов, участвующих в формировании финансового результата. Пример. Необходимо определить чувствительность прибыли к изменению основных параметров производственного предприятия «Зерно». 1. Удельные переменные затраты z увеличились на 1,5 %: руб. Определим уровень прибыли при планируемом объеме выпуска : руб. Рост удельных переменных затрат на 1,5 % привел к снижению прибыли на 0,1 %. Аналогично можно доказать, что при снижении z на 1,5 % прибыль увеличится на 0,1 %: литров, отсюда Точка безубыточности при новом уровне затрат оказывается выше на 1,9 %, чем при нормативном z = 19 руб./ л., и это означает, что при более высоком уровне переменных затрат на единицу продукции предприятие будет получать прибыль только после того, как произведет продукции на 1,9 % больше, чем при плановом уровне затрат. Определим уровень выпуска продукции при прежней величине прибыли: литров, отсюда литров. Таким образом, предприятию необходимо выпустить на 3667 литров продукции больше, чтобы достичь того же уровня прибыли за квартал, что и при нормативном значении удельных затрат. 2. Постоянные расходы FC увеличились на 1,5 %. Рассчитаем уровень прибыли при плановом выпуске Q = 19 300 литров: руб., отсюда . Следовательно, при увеличении постоянных расходов на 1,5 % прибыль уменьшается на 7,2 %. Рассчитаем новую точку безубыточности при новом уровне постоянных затрат: литров, отсюда . При новом уровне постоянных затрат желаемого уровня прибыли предприятие может достичь, лишь увеличив выпуск до: литров. 3. Цена (р) увеличилась на 1,5 %, то есть отпускная цена 1 литра масла стала 34.51 руб. Рассчитаем уровень прибыли при плановом выпуске: руб., отсюда . Плановое увеличение цены реализации на 1,5 % приведет к росту прибыли на 19,8 %. Рассчитаем точку безубыточности при новом уровне цены реализации: литра, отсюда . Предприятие достигнет целевого уровня прибыли в 49 500 руб. при: литров.
4.Рассчитаем изменение прибыли при изменении объемов производства на 1,5 %, то есть Q = 19500 литров масла: руб., отсюда Проведенный анализ показывает, что прибыль производственного предприятия «Зерно», наиболее чувствительна к изменению цены: увеличение или уменьшение цены реализации на 1,5 % приводит к росту или падению прибыли на 19,8 %. Далее по степени влияния на уровень прибыли следуют удельные переменные затраты (± 10,9 %) и объема производства (±8,7 %). Наиболее слабое влияние на прибыль предприятия оказывает изменение постоянных расходов (±7,2 %). Кроме уровня выпуска, позволяющего покрыть все затраты, анализ безубыточности и чувствительности позволяет определить параметр, при изменении которого на 1,5 % прибыль увеличивается или уменьшается наиболее значительно. Эта составляющая затрат или доходов является наиболее перспективным направлением совершенствования деятельности предприятия. На производственном предприятии «Зерно» прибыль оказалась наиболее чувствительной к изменению цены, небольшое колебание которой на 1,5 % привело к увеличению прибыли на 19,8 %. Руководству предприятии необходимо обратить внимание на вопросы ценообразования и сбытовой политики, так как это дает наибольший эффект. Высокая чувствительность величины прибыли к изменению цены может негативно отразиться на положении предприятия в случае неудачной рыночной ситуации и снижении рыночных цен. Особенно опасно данное положение в высококонкурентных отраслях, прежде всего в розничной торговле и производстве продуктов питания. В таких отраслях цена является параметром, который диктует рынок. Предприятие имеет минимальные возможности ее регулирования. В этом случае резервы повышения финансовой результативности следует искать в снижении затрат либо росте выпуска. Организации, которые выпускают единственный вид продукции, встречаются очень редко. В реальном бизнесе самыми распространенными являются многопродуктные производства. Анализ безубыточности многопродуктного производства является более сложным по форме и содержанию. Большинство предприятий выпускает большое количество продуктов. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого результата уровня прибыли, руководству организации необходимо и решать проблему выбора оптимальных видов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений. Пример. Производственное предприятие «Каскад» выпускает несколько видов колбасных изделий. В настоящее время производится несколько видов продукции: колбаса вареная (А), колбаса варено-копченая (Б), мясо деликатесное (С). Необходимо провести анализ производственных показателей за предыдущий месяц для разработки плана работы на следующий месяц. Необходимо определить, изменение, каких показателей приведет к максимальному эффекту. Данные по выпуску оформлены в виде таблицы (см. таблицу № 22). Таблица №22. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ООО «КАСКАД» (СЕНТЯБРЬ, 2004 Г.)
Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства: где средний вклад рассчитывается по формуле: Рассчитаем объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли: штук; штук; штук. Уровень точек безубыточности для каждого вида продукции лежит ниже сложившихся объемов производства, что для организации является, безусловно, положительным фактором. Таким образом, предприятие имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске. Планирование дальнейшей деятельности предприятия необходимо для анализа прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и возможностей предприятия. Сначала необходимо определить наиболее прибыльный вид продукции. Это можно сделать на основании данных о вкладе. Если не существует никаких рыночных и технологических ограничений, то выпуск изделий с максимальным вкладом на единицу выпуска является самым желательным способом расширения производства. Если емкость рынка не ограничена, и любой продукт можно реализовать в любом количестве, то рассматривать вопрос о расширении необходимо с точки зрения возможности предприятия. Проводя анализ безубыточности, не следует забывать о других факторах рыночной активности предприятия. Максимальный уровень прибыли не является единственной, а в большинстве случае и главной целью предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из общей номенклатуры может отрицательно сказаться на имидже предприятия, а в конечном итоге и рыночной позиции производителя. В большинстве случаев широкая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночной позиции предприятия, так как разнообразный ассортимент выпускаемой продукции привлекает большое количество покупателей. Возможно, выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров (в данном случае это мясо деликатесное) влияет и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке и фирме производителю все новых и новых потребителей. Кроме того, рынок не безграничен. Расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции в пользу других можно до тех пор, пока продукцию можно продать. Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, поскольку для предприятия являются внешними и никакими самих предприятий не могут быть изменены. Оборотной стороной доходности является риск. В процессе своей деятельности любая организация сталкивается с множеством различных видов риска. Рассмотрим производственный риск, который в практике управления финансами ассоциируется с производственным или оперативным левериджем. Производственный (оперативный) леверидж характеризует соотношение между постоянными и переменными расходами в их общей сумме и вариабельностью показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости оперативного левериджа на финансовые результаты деятельности организации. Уровень производственного левериджа рассчитывается по формуле: . При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется величина эффекта производственного левериджа (EПР.Л.), которая является обратной величиной порога безопасности: . Если доля постоянных расходов велика, то организация имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой организации даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, так как постоянные расходы организация несет в любом случае, производится ли продукция или нет. Вариабельность прибыли при изменении объемов производства в модели безубыточности выражается через величину производной: . Чем больше величина вклада, тем больше изменение прибыли при изменении объемов производства. При благоприятном стечении обстоятельств организация с высокой величиной вклада может быстро нарастить прибыль, однако при наступлении неблагоприятной ситуации (падении спроса и объемов производства) падение прибыли у такой организации будет проходить быстрее, чем у тех компаний, у которых доля вклада в выручке ниже. Чем выше производственный леверидж, тем сильнее изменяется величина порога безопасности при изменении объемов выпуска. Изменчивость прибыли, которая обусловлена изменением оперативного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производственный риск предприятия. Предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов несут больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации. Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние. Пример. Рассчитаем эффект производственного левериджа производственного предприятия «Зерно»: . Таким образом, уменьшение выручки производственного предприятия на 1,5 % приведет к снижению прибыли на 5,85 %. Величину производственного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, так как соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности. Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро упасть ниже уровня безубыточности. Другими словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа, является более рискованным. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно, являются положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа. Анализ постоянных и переменных величин позволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и принятия управленческих решений.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |