Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественное сотворчество как коллективное творчество




Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически заявляет, что групповое мышление превосходит индивидуальное. Рестл и Девис говорят о «суммировании вкладов» в общее дело решения задач при групповой деятельности. Согласно Азнару и Видаль, группа мобилизует творческую энергию всех ее членов, помогая им преодолеть всевозможные опасения, увеличивает объем информации и количество различных подходов.

Но! Преимущество группы возможно при соответствующей организации ее деятельности и превращении ее в творческий коллектив.

Почти все авторы считают, что такие группы должны быть небольшими. Осборн считает, что в идеальную творческую группу должно входить от 5 до 10 членов; Азнар – 5-6; Бейз – от 7 до 12.

Слоссон и Дауни придерживались того мнения, что наличие в группе людей, сильно отличающихся, от основного состава и по своим личным свойствам и по своей творческой направленности, положительно сказывается на продуктах коллективной творческой деятельности.

Первое значение термина «художественное сотворчество» — это коллективная творческая работа по созданию художественного произведения или ансамбля (комплекса произведений). Второе значение мы рассматривали в теме «Восприятие», как сотворчество зрителя/слушателя.

Типы коллективного художественного сотворчества (Н.Я.Яковлева):

1. Создание «коллективной творческой работы», когда происходит активное взаимодействие участников. Этот вид учебной деятельности обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом как прием обучения искусству, сплочения коллектива, ненасильственной коррекций становления личности.

2. Индивидуальное художественное сотворчество на основе художественного образа – первоисточника. Связан со спецификой зрелищных искусств, в которых художественный образ не может быть воплощен автором без участия исполнителей, так что в каждом конкретном случае предполагается наличие элементов интерпретации. Спектакль, кино- или телефильм, – это плод совместной деятельности не только авторов текста и музыки, но и режиссера, художника-оформителя, артистов, осветителей и прочих работников сцены, участвующих в его создании. К этому же типу сотворческой деятельности относится музыкальное исполнительство – коллективное, в котором ведущую роль играет дирижер, и индивидуальное, ибо, сотворческая деятельность может быть не только коллективной. Индивидуальная исполнительская деятельность в музыке, будучи по своему типу сотворческой, заключает в себе огромный творческий потенциал. В любом случае произведение композитора так или иначе интерпретируется в соответствии с особенностями личности исполнителя, его темпераментом, талантом, уровнем профессионализма и особенностями школы.

3. Особый тип индивидуальной сотворческой работы представляет собой каноническое искусство. Как известно, рамки канона в определенной мере ограничивали произвольное развитие художественно-образных систем, с одной стороны, и были «путеводной звездой» для художников – с другой.

4. Наименьший элемент художественной сотворческой деятельности – в копировании, которое существует как способ тиражирования художественных ценностей (и в этом случае цена копии тем выше, чем точнее она повторяет оригинал) и как метод обучения мастерству.

5. Как близкий копированию тип художественного сотворчества может быть рассмотрена реставрация Не только данные технологических исследований, рациональное знание, но и творческая интуиция – неотъемлемые составляющие элементы работы реставратора, самоотречение и преданность которого не знают себе равных в области искусства.

6. Высок уровень сотворчества в реконструктивной деятельности. При научной реконструкцией авторы трепетно и точно воспроизводят оригинал, соблюдая все тонкости изначального творческого процесса.

7. Продуктивный как в искусстве, так и в педагогике тип художественного сотворчества представляет собой репликация. Это авторская интерпретация оригинала с возможным изменением деталей и в этом смысле близка вариации, реминисценции.

8. Перевод с языка одного искусства на язык другого во всем многообразии вариантов такой деятельности. Это создание графических копий с живописных произведений; экранизация произведений литературных; телевизионные версии театральных постановок; видеорепродуцирование. Совершенно особый тип деятельности представляет собой вербальное моделирование – создание словесного аналога аудиально или визуально воспринимаемого оригинала. Порой истинно художественное описание схватывает и передает такие качества оригинала, которые недоступны и самому тонкому анализу.

 

Тема 11: Художественное творчество и психологическое здоровье

(для самостоятельного изучения)

История взглядов на связь творчества и психологического здоровья. Генетика гениальности. Терапия искусством как метод психотерапии. Психоаналитическая первооснова метода – теории З.Фрейда и К.Юнга. Общее представление об арт-терапии. Цели арт-терапии. Основные подходы и принципы арт-терапии. Групповая арт-терапия. Сублимация как центральное понятие в терапии искусством.

Основные формы арт-терапии: рисуночная арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, психодрамма, данс-терапия, музыкотерапия и другие. Роль фантазии в творческом процессе. Психотерапевтические возможности арт-терапии. Формы организации арт-терапии – индивидуальная и групповая. Виды арт-терапии: рецептивная, активная, интегративная. Направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое.

Подходы в арт-терапии – психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и инновационные направления: мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.

Литература по теме:

 

1. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.

2. Андерсон, Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер с англ. А. Петровой / Дейл Андерсон. – Вильнюс: Полина, М.: Полина М, 1998. – 285 с.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001. – 248 с.

4. Архипова, О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми (на базе Пансионата для ветеранов труда) // Психология зрелости и старения, № 2 (42) Лето, 2008. – С. 18 – 58.

5. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – Гл. 3.

6. Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.

7. Гениальность: божий дар или наказание? (“Клинический архив гениальности и одаренности” под ред. Г.В. Сегалина). Репринтное воспроизведение изданий 1925 – 1930 гг. – Москва, Изд. дом “Дом РДФ”, Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”; 2006. – 1711 с.

8. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической и социальной работе – Речь, 2007. – 336 с.

9. Кондратенко, Л.К. Психологическое здоровье и творческое Я // Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

10. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 230 с.

11. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. – СПБ.: ЛОИРО, 2001. – 320 с.

12. Николаенко, Н. Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

13. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. – М.: «Когито-центр», 2007. – 95 с.

14. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, 1999, № 2. – С. 61 – 73.

15. Шейнов, В.П. Искусство жить: творческий подход – С. 377 – 381.

16. Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности – М., Тайдекс Ко, 2002. – 375 с.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.