КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни общения. Ролевые позиции в общении
Ролевые позиции в общении Педагогическое общение как взаимодействие Уровни общения Педагогическое общение как взаимодействие 2. Ролевые позиции в общении Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга. Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения: - общение педагога с отдельными учащимися; - общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; - общение с коллективом в целом общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии. У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения. Роль первого впечатления в формировании образа Физическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых - наоборот. 1. Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше. 2. Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше. 3. При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей. 4. Уверенность в себе тоже влияет на общение. Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:
- Пристройка сверху; - Пристройка снизу; - Пристройка рядом. Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу. Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность. Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность. Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие: Дитя – Пристройка снизу; Родитель – Пристройка сверху; Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения. Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению. Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.
Защита от манипуляции: - Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели. - Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося. - Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым. - Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени. Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт. Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру. Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.
Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором. Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности. Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |