КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое развитие регионов неравномерноПо величине национального богатства на душу населения выделяются: Центральный; Северо-Западный; Западно-Сибирский; Поволжский; Уральский районы. Из учитываемых официальной статистикой компонентов национального богатства важнейшие земельные ресурсы и основные фонды. Уровень развития производства, качество основных фондов в европейской части страны несопоставимы с аналогичными показателями восточной части России. Ценность сельскохозяйственных земель на Востоке также значительно ниже, чем в южных районах европейской части. В европейской России, особенно в центральных и волго-уральских районах, сосредоточены самые дорогостоящие производственные фонды, а земли (в отличие от востока) - в основном освоенные. Особая группа характеристик рыночной среды регионов - это базовые (институциональные) организационно-рыночные условия, включающие - политическую стабильность, разновидности имущественной собственности, организационные формы субъектов рынка, антимонопольные механизмы и т. д., обеспечивающие простор для рыночной конкуренции и проявления закона спроса и предложения. С этой точки зрения наиболее неблагополучными являются экономические районы: Северо-Кавказский; Восточно-Сибирский; Дальневосточный. Экономические отношения выдвигают вопрос о конкурентных позициях региона в рыночной среде. Конкурентные возможности региональной системы зависят от социально-экономических, научно-технических, экологических - других условий. Для входа конкурентов на рынки существуют определенные барьеры:, • экономические (налоговые, ценовые и др.); • административные (процедуры регистрации предприятий, лицензирования, квотирования и т. д.); • спросовые (ограниченная емкость рынка). Например, основные конкурентные преимущества Калининградской области связаны с близостью европейских стран. Основные конкурентные преимущества Сибири связаны с такими позициями, как: обеспеченность ресурсами; научно-технический потенциал. Для каждого региона можно выделить факторы, как повышающие его конкурентоспособность, так и снижающие ее. Согласно оценке предпринимательского климата и конкурентоспособности 79 регионов России (не считая автономных округов) по совокупности соответствующих факторов: в первую десятку попали такие субъекты РФ как Москва; Тюменская; Самарская области; Красноярский край; Свердловская область; Санкт-Петербург; Татарстан; Башкортостан; Калининградская; Нижегородская области; • в замыкающую десятку Ивановская область; Мордовия; Марий Эл; Чеченская Республика; Дагестан; Еврейская автономная область; Кабардино-Балкария; Калмыкия; Карачаево-Черкесия; Тыва. Различают 3 типа регионального развития: асимметричный; гармоничный; нейтральный, 1. Асимметричный (дисгармоничный) - тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, - его усугубляют. 2. Гармоничный (симметричный) - тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается. 3. Нейтральный - тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным. Депрессивный регион - регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Примерами депрессивных регионов на сегодняшний день являются: Чеченская Республика; Ингушетия; Чукотский; Ненецкий автономные округа; Вологодская область и др. Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования, которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях признаются недопустимыми и требуют немедленных регулятивных мер противодействия. Современная система государственного регулирования развития регионов направлена на выход регионов из депрессивного состояния. 3. Санация (оздоровление) территорий — система мер по решению проблемы депрессивное™ или отсталости того или иного территориального образования. В качестве цели санации могут выступать: временная консервация депрессивного состояния; • реструктуризация (социальная разгрузка территории, устране • тотальная санация, т. е. полный вывод из зоны депрессии До настоящего времени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решения проблемы. Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительности. Средствами (путями) санации региона являются: действие органов власти по социальной защите населения; мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; поддержание отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений. 1. Региональная политика (РП) — комплекс мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти, направленных на эффективное размещение производительных сил. 2. Основные задачи региональной политики: • обеспечение достойного уровня жизни в каждом регионе России; • выравнивание уровня экономического развития между регионами. Основными направлениями региональной политики выступают: налоговая; бюджетная; ценовая; инвестиционная; структурная; институциональная; социальная политика. 1. Налоговая политика проявляется: в установлении налоговых платежей; предоставлении льгот. 2. Бюджетная политика включает: механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов; распределение ресурсов между отраслями и регионами. 3. Ценовая (тарифная) политика регулирует: цены; тарифы регионов. 4. Инвестиционная политика включает: меры по привлечению инвестиций; методы распределения капиталовложений. 5. Структурная политика характеризует: систему мер по поддержке тех или иных отраслей экономики в регионе; перспективные направления развития. 6. Институциональная политика: приватизации; реорганизации отношений собственности; взаимодействия государственной и частной собственности. 7. Социальная политика включает: улучшение социального положения и качества жизни местного населения; состояние окружающей среды, развитие рынка труда и занятости населения; социальную защиту и т. д. К направлениям региональной политики следует также отнести региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Направления региональной политики охватывают следующий круг проблем: • интеграция всех районов страны в единый национальный рынок; • смягчение региональных диспропорций и подъем экономики • смягчение противоречий между городом и деревней; • более полное освоение природных ресурсов; • рациональное размещение новых промышленных проектов. Стратегическими задачами региональной политики России являются: · модернизация инфраструктуры; · оздоровление экономики в регионе; · преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; · возрождение малых городов и сел, развитие производственной и социальной инфраструктуры; · создание условий для возрождения малочисленных народов; · создание территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах, соблюдение строгих экологических стандартов; · развитие транспорта, связи, информатики; · преодоление отсталости по уровню жизни населения отдельных республик и областей. В группу развитых (опорных) регионов входят в основном старопромышленные районы, агломерации и центры с высоким докризисным уровнем индустриального развития, научно-технического прогресса и интенсификации производства. Они располагают большим количеством квалифицированных специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими промышленно-производственными фондами, солидной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базой, особенно в отраслях ВПК. На сегодня - это: г. Москва; г. Санкт-Петербург; Московская; Ленинградская; Нижегородская; Тюменская; Свердловская области; Татарстан. Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах могут стать важнейшими рычагами хозяйственно-предпринимательской активности. Выделяется группа регионов промежуточного типа. Они не являются депрессивными, но их нельзя отнести и к развитым (опорным). К таким регионам относится большинство регионов России. Для регионов промежуточного типа оптимальным вариантом государственной региональной политики является поддержка наиболее перспективных отраслей и реструктуризация отраслей, которые становятся неприбыльными. Важнейшим направлением региональной политики выступает политика размещения производительных сил. К важнейшим закономерностям размещения производства относятся: 1. комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 2. рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; 3. выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Принципы размещения — конкретные проявления распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципами размещения производительных сил являются: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и районам потребления; • первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; • оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию; • использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. При размещении производительных сил также учитываются и другие принципы: регулирования роста больших городов; активизации развития малых и средних городов и т. д. Факторы размещения - совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной структуры хозяйства республики, экономического района. К факторам размещения производительных сил относятся:. • экономические: • наличие сходных производств, например, для размещения предприятий машиностроения выгодно наличие в регионе предприятий металлургии и химической промышленности; • близость рынков сбыта и др.; • природные, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; • демографические, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами; • экологические; • транспортные (например, нецелесообразно размещать производственные предприятия в районах Крайнего Севера, с которыми отсутствует регулярное транспортное сообщение).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |