КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины и сущность инфляции, формы ее проявления
Инфляция — это рост цен, приводящий к обесцениванию денежной единицы (т.е. к снижению ее покупательной способности). Инфляцию делят на два вида: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса — это инфляция, возникающая в результате превышения денежной массы над товарной. При такой ситуации наблюдается повышенный спрос на какие-либо отдельные виды или вообще на все товары, вследствие чего продавцы товаров повышают цену реализации. Причинами развития инфляции спроса являются: ¨ чрезмерная эмиссия наличных денег центральным банком (без ориентации на товарную массу); ¨ чрезмерная эмиссия безналичных денег коммерческими банками, допущенная в результате просчетов в денежно-кредитной политике центрального банка (в силу чего совокупная денежная масса в обращении, включая наличную, превысит товарную); ¨ милитаризация экономики, т.е. чрезмерные военные расходы. Деньги, затраченные на военные нужды, в итоге попадают на рынок, но без соответствующего поступления в оборот товаров. Таким образом, за счет военных ассигнований увеличивается денежный спрос при неизменном товарном предложении; ¨ структурные диспропорции в народном хозяйстве, которые приводят к недостаточному предложению тех или иных товаров. Инфляция спроса может быть открытой (ценовой), т.е. выражаться в повышении цен, а также подавленной (скрытой), т.е. выражаться в товарном дефиците и ухудшении качества товаров. Подавленная инфляция спроса характерна для стран с командно-административной экономикой, при которой государство либо жестко регулирует цены, либо устанавливает “потолок” их роста. Инфляция издержек — это инфляция, возникающая в результате увеличения каких-либо издержек производства или реализации товаров. Если затраты, связанные с производством или реализацией товаров возрастают, товаропроизводители, а затем и продавцы вынуждены поднимать цены вне зависимости от того, пользуется ли товар повышенным спросом или нет.
Причинами развития инфляции издержек являются: ¨ подорожание сырья, и в первую очередь энергоресурсов, затраты на которые имеют наибольший удельный вес в себестоимости товаров. Рост цен на энергоресурсы — это увеличение затрат на коммунальные услуги, эксплуатацию оборудования, транспортные перевозки и т.п. Таким образом, раскручивание спирали “рост цен на энергоресурсы (газ, нефть, электричество) —рост цен на товары” является определяющим фактором инфляции издержек; ¨ увеличение налогообложения (потери от которого товаропроизводители и продавцы будут стремиться переложить на потребителей); ¨ рост ставки процента за кредит (включаемой в цену товара); ¨ повышение заработной платы. Однако этот фактор является существенным в развитых странах, где уровень заработной платы достаточно высок, и она имеет значительный удельный вес в затратах на производство и продвижение товаров на рынок; ¨ падение производительности труда, т.е. сворачивание производства. Этот фактор обусловлен делением всех затрат на постоянные и переменные. Если последние (сырье, материалы, сдельная заработная плата) напрямую зависят от объема выпуска продукции и, следовательно, уменьшаются вместе с сокращением объема выпуска продукции, то постоянные затраты (коммунальные услуги, арендная плата, повременная заработная плата) остаются неизменными при любом объеме. Таким образом, чем меньше объем выпускаемой продукции, тем большая часть постоянных затрат приходится на единицу продукции и соответственно тем больше ее себестоимость.
В условиях развитого международного товарообмена “раскручивать” инфляцию издержек могут не только факторы, влияющие на ценообразование отечественных товаров, но и воздействующие на ценообразование импортной продукции, в том числе: подорожание импортируемых товаров за рубежом и падение курса национальной денежной единицы относительно валют других стран. Инфляция издержек так же, как и инфляция спроса, может быть структурной, т.е. цены прежде всего могут повышаться на товары тех отраслей, в которых перечисленные факторы будут проявляться в большей степени. Инфляцию классифицируют не только по причине возникновения, но и по другим параметрам. По степени охвата экономического пространства различают: локальную инфляцию (наблюдающуюся в отдельных странах) и мировую инфляцию (охватывающую группу стран, а иногда и почти все мировое сообщество). Мировая инфляция, затронувшая сразу несколько стран, может быть вызвана их внутренними экономическими проблемами, но может, начавшись в одной отдельно взятой стране, быть перенесена в экономику других государств в результате международных экономических связей. С этой точки зрения выделяют: внутреннюю инфляцию, вызванную внутренними инфляционными факторами и импортируемую инфляцию, вызванную повышением цен за рубежом, в результате чего, во-первых, поднимаются цены на ввезенные оттуда товары, а во-вторых, увеличивается приток валютной выручки от экспортируемых туда товаров, выкупая которую Центральный банк РФ должен будет выпустить в обращение дополнительную денежную массу. К импортируемой относят также инфляцию издержек, возникающую в результате роста курса иностранной валюты. С точки зрения равномерности повышения цен различают: сбалансированную инфляцию, которая характеризуется умеренным и почти одновременным ростом цен на большинство товаров и услуг; несбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в различных пропорциях, причем могут подниматься не на все товары сразу (т.е. такая инфляция может быть одновременно структурной). С точки зрения прогнозируемости выделяют: ожидаемую инфляцию, т.е. спрогнозированную заранее и неожиданную инфляцию, т.е. непредсказуемую. Ожидаемая инфляция нередко оказывается более высокой, чем неожиданная, и погасить ее значительно труднее, поскольку, если инфляция прогнозируется заранее, сразу же возникает инфляционное ожидание населения, которое искажает реальный совокупный спрос. Если же инфляция является неожиданной, может сработать так называемый “эффект Пигу”, который заключается в том, что, натолкнувшись на внезапный рост цен и не зная, временное это явление или нет, население может резко сократить спрос на товары в ожидании снижения цен. В результате этого они действительно могут несколько уменьшиться.
В зависимости от темпа роста цен различают: умеренную (или ползучую) инфляцию, при которой цены растут не более, чем на 10% в год; галопирующую инфляцию, при которой рост цен составляет от 10 до 100% в год; гиперинфляцию, при которой цены поднимаются более чем на 100% в год. Однако существуют и другие оценки. По мнению МВФ, гиперинфляцией считают повышение цен в месяц на 50% и более. Но по общепринятым оценкам такой их рост называют уже супергиперинфляцией.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |