КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этимологический смысл термина «цивилизация». Унитарный, стадиальный и локально-исторический подходы к пониманию к цивилизации
ЛЕКЦИЯ № 3 Культура и цивилизация Основные вопросы темы: 1. Этимологический смысл термина «цивилизация». Унитарный, стадиальный и локально–исторический подходы к пониманию к цивилизации. 2. Проблема «цивилизаций» в трудах зарубежных и отечественных ученых. 3. Техника, цивилизация и культура, их соотношение. 4. Глобальные проблемы современной цивилизации и глобалистика. Сциентизм и антисциентизм. 5. Техника и экология. Экология культуры. Понятия «культура» и «цивилизация» часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Между тем, несмотря на наличие сходных черт, эти понятия существенно различаются. Слово «цивилизация» (от лат. civilis) в римском обществе означало во–первых гражданский, общественный, государственный, и, во–вторых, городской, т.е. житель города или горожанин. Только в XVIIIв. термин «цивилизация» оформляется в понятие, возникшее в русле теории прогресса и употребляется как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как идеал европейской модели развития. Авторство термина приписывают французским просветителям Буланже и Гольбаху, а по другой версии шотландскому философу А.Фергюссону. Именно он разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. В XIXв. цивилизацию понимали уже не как процесс, а как достигнутое состояние. Утвердившиеся в XVIII-XIXвв. основные подходы к пониманию термина «цивилизация» существуют и в настоящее время. Это: – унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое); – стадиальный подход (цивилизация – один из этапов прогрессивного развития человечества как единого целого);
– локально-исторический подход (цивилизации есть качественно различные уникальные этнические и исторические общественные образования, и, следовательно, у каждого народа своя цивилизация). К концу XIXв., когда была поколеблена вера в прогресс европейской цивилизации, цивилизацию стали противопоставлять культуре. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Культуру стали понимать как внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизацию определяли как внешнюю материальную оболочку культуры. Различия, которые вкладывали в понятия цивилизации и культуры отражены в следующей таблице.
Отсюда в сочинениях мыслителей проводится мысль, что цивилизованный человек это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек – это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и приличий, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюдение не стало для человека внутренней необходимостью, то это порождает «цивилизованное варварство» – нередко встречающийся в жизни феномен.
Таково понимание соотношения культуры и цивилизации в трудах немецкого ученого О.Шпенглера. Однако в англоязычной традиции термины культура и цивилизация часто понимаются как синонимичные (А.Тойнби, С.Хантингтон). В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначного толкования и судить о смысле термина приходится из контекста. В целом же цивилизация определяется, как правило, тем, какие признаки положены в основу классификации данного понятия. Если положить в основу экономический строй общества, то в качестве различных цивилизаций можно рассматривать выделенные К.Марксом общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую. Этот же признак положен в основу разделения цивилизаций на аграрную (земледельческую и скотоводческую) и индустриальную. В первой господствует культура патриархального типа, вторая отличается приоритетом городской культуры. По мнению ученых, сейчас на Западе индустриальная цивилизация переросла в постиндустриальную или «информационную», «компьютерную», следствием чего являются радикальные перемены в культуре общества. Если положить в основу классификации характер политической власти, то различают цивилизации деспотического типа (например, в странах Востока) и цивилизации демократического типа (Западная Европа и США). Особое место в классификации цивилизаций принадлежат таким признакам как языковая общность (например, испанская метакультура – Испания и Латинская Америка) и религиозная общность (например, буддистская, христианская, исламская метакультуры). Таким образом, принимая во внимание все имеющиеся подходы к определению понятия «цивилизация» можно утверждать: 1. понятие «культура» шире понятия «цивилизация». Оно применимо как к небольшому племени (например, «культура ирокезов»), так и к целым континентам (африканская культура, европейская и т.д.); 2. понятие «культура» включает как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистические приоритеты; 3. понятие «культура» связано с расовой и национальной спецификой человечества, «цивилизация» же тяготеет к общечеловеческим ценностям; 4. понятие «культура» предполагает цементирующее духовное ядро (мифология, религия, идеология), что совершенно не обязательно для цивилизации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |