КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
ФГКОУ ВПО Уфимский юридический институт
кафедра экономических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры экономических дисциплин полковник полиции __________ У.З.Сафин «27» февраля 2012 г.
лекция по учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия»
по теме №13 «Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по делам о преступлениях материально-ответственных лиц и работников бухгалтерского аппарата» по специальности 030501.65 Юриспруденция
Время – 2 часа
Лекция подготовлена: доцентом кафедры, кандидатом экономических наук А.С. Ишмеевой, преподавателем кафедры, кандидатом юридических наук майором полиции Э.Х.Рахимовым
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры 27 февраля 2012г., протокол № 12
УФА 2012 Вопросы лекции: 1. Ситуации, требующие назначения документальной ревизии для реализации оперативных данных о противоправной деятельности материально-ответственных лиц. 2. Типичный круг вопросов, формулируемых в задании ревизору. Определение обоснованности выводов инвентаризационной комиссии о фактах и периоде образования недостач (излишков), о размере материального ущерба. 3. Проверка деятельности материально-ответственных лиц на основе бухгалтерской документации с учетом предполагаемого способа совершения преступления. 4. Определение недостатков документального оформления операций, способствовавших возникновению недостач (излишков).
Основными задачами ревизии по делам о преступлениях материально-ответственных лиц являются: проверка и установление наличия или отсутствия недостачи, излишков материальных ценностей, периода и места их образования, а также размера причиненного материального ущерба, проверка документальной обоснованности расходов товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не получивших должного отражения в данных бухгалтерского учета, проверка и выявление фактов отклонений от требований налоговой, бюджетно-сметной и кассовой дисциплины, определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности (или неправильности) методики и проведения документальной ревизии и недостатков предварительного, текущего и последующего финансового контроля.
Вопрос 1. Ситуации, требующие назначения документальной ревизии для реализации оперативных данных о противоправной деятельности материально-ответственных лиц. Трудно переоценить значение для сотрудников правоохранительных органов умений квалифицированно подготовить, назначить и организовать проведение документальной ревизии. Именно эти вопросы особен -но часто встречаются в практической деятельности оперативных работников ЭБ и ПК, а так же следователей, поскольку ни одно из преступлений, связанных с хозяй -ственной деятельностью, не обходится без назначения ревизии. В связи с тем, что движение и состояние имущества организации находит отражение в различных учетных документах, преступные действия, совершаемые в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности, всегда оставляют следы в этих документах в виде различных подлогов, отклонений от нормального оборота ценностей. Такие подлоги, как правило, выявляются при проведении документальных ревизий, результаты которых могут служить средством собирания доказательств по уголовным делам. Акт ревизии как источник доказательств относится к иным документам. С его помощью следователь устанавливает фактические данные, имеющие значение для дела, которые используются при доказывании фактов преступной деятельности.
Материалы документальной ревизии становятся источником доказательств лишь тогда, когда они приобщены к уголовному делу, а те или иные фактические данные, отраженные в них, приобретают значение доказательств только после того, как их установит следователь с помощью указанных материалов и использует их в процессе предварительного следствия. Отсюда вывод: доказательства собирает не ревизор, а следователь, который использует материалы ревизии и выясняет с их помощью определенные фактические данные. Вместе с тем, поскольку в процессе ревизии собираются материалы, в которых отражена преступная деятельность, и при этом устанавливаются данные, могущие иметь значение доказательств, проведение ревизии по требованию правоохранительных органов можно считать одним из способов собирания доказательств. Ревизии по требованию органов дознания, следствия проводятся до возбуждения уголовного дела при наличии фактических оснований по проверочному материалу или в связи с материалами уголовного дела. Следует помнить, что следователь может требовать производства не только первичной ревизии, но также повторной и дополнительной. Фактическими основаниями для проведения первичной ревизии могут быть: наличие в деле данных об отдельных фактах преступления, из которых усматривается необходимость проверки по первичным документам всей деятельности организации и должностных лиц, если за этот период времени плановая ревизия не проводилась; обоснованное ходатайство обвиняемого (подозреваемого) о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение или возникшее подозрение (например, истребование первичных документов, которые не были полностью проверены, возражения по выводам инвентаризационной комиссии). Зачастую материально ответственные лица, у которых обнаружены недостачи или излишки, ссылаются на ошибочность бухгалтерских записей и запущенность учета. К подобным ходатайствам необходимо относиться весьма критически и назначать ревизию следует только в тех случаях, когда ходатайства обоснованны; необходимость проверки по первичным документам признательных показаний обвиняемого (подозреваемого) о совершении преступных действий с использованием бухгалтерских документов.
Сотрудникам правоохранительных органов следует всегда помнить, что согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству признание обвиняемым (подозреваемым) своей вины является лишь одним из доказательств, поэтому оно должно быть обязательно сопоставлено с другими доказательствами. Одним из наиболее достоверных доказательств, подтверждающих признание обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, связанного с использованием учетно-бухгалтерских документов, может быть акт документальной ревизии с прилагаемыми к нему документами; обнаружение преступных связей проверяемо го объекта с другими организациями, включенными в сферу расследования; установление факта работы обвиняемого в другой организации на аналогичной должности; сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии. Фактическими основаниями для проведения повторной или дополнительной ревизии могут быть: противоречия между выводами акта первичной документальной ревизии и другими материалами дела, подтверждающими преступную деятельность; проведение первичной ревизии.в отсутствие заинтересованного лица, за исключением тех случаев, когда установлено, что оно преднамеренно уклонялось от участия в ней; поверхностность предшествующей ревизии, т.е. когда первичная ревизия проводилась только по вторичной документации без проверки первичных учетно-бухгалтерских документов; неприменение ревизором тех приемов и методов исследования данных бухгалтерского учета, которые, по мнению сотрудников правоохранительных органов, могут способствовать выявлению следов преступной деятельности; необоснованность выводов ревизии, т.е. когда следователь установит, что выводы ревизора не подтверждаются другими материалами дела;
проведение первичной ревизии без участия в ней специалистов других областей знаний, когда для всестороннего исследования поставленных перед ревизией вопросов их участие было крайне необходимо; неполнота ревизии, когда в процессе предварительного следствия (дознания) будет установлено, что предыдущей ревизией проверены не все направления деятельности предприятия, при осуществлении которых совершались преступные действия, в частности не проверена деятельность тех должностных лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело; наличие обоснованных возражений по существу выводов ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых и обвиняемых); сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без предварительного проведения повторной или дополнительной ревизии; проведение первоначальной ревизии выборочным методом, а не сплошным. По инициативе сотрудников правоохранительных органов дополнительные ревизии назначаются в тех случаях, когда предшествующей ревизией проверена лишь часть хозяйственных операций, при которых могли совершаться преступления. Повторные же документальные ревизии чаще всего назначаются, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии или недобросовестность ревизора.Следственная практика показывает, что следователи и органы дознания вынуждены требовать проведения повторных и дополнительных ревизий по большинству уголовных дел о хозяйственно-должностных преступлениях, когда материалы предшествующей ревизии служили лишь основанием для возбуждения уголовного дела. Необходимость в назначении и проведении любой ревизии может возникнуть как на этапе предварительной проверки имеющихся проверочных материалов, так и на любом этапе расследования. Поэтому сотрудники правоохранительных органов должны всегда учитывать это обстоятельство, постоянно помня о том, что процесс назначения, организации и проведения квалифицированной документальной ревизии занимает весьма продолжительный период времени, а это влечет за собой увеличение сроков расследования. Кроме того, в результате проведения вновь назначенной ревизии могут быть получены данные о других фактах злоупотреблений, которые также потребуют дополнительной следственной проверки. В связи с этим назначение и организацию проведения ревизии следует осуществлять сразу же, как только возникает необходимость в документальной проверке финансово-хозяйственных операций. Позднее, в зависимости от хода и результатов расследования, задание ревизору может быть скорректировано в сторону расширения или сужения круга проверяемых обстоятельств. Вопрос 2. Типичный круг вопросов, формулируемых в задании ревизору. Определение обоснованности выводов инвентаризационной комиссии о фактах и периоде образования недостач (излишков), о размере материального ущерба.
Недостачи могут возникнуть в связи со злоупотреблениями материально ответственных лиц, хищениями, ошибками учета при приеме и отгрузке материальных ценностей, естественной убылью и прочими факторами. В торговых компаниях часто возникает «пересортица», приводящая к возникновению излишков одних товаров и недостачам других. Выявление недостач может происходить в процессе заготовки материальных ценностей, их хранения, перемещения, продажи, а так же при проведении инвентаризаций. Следует помнить, что одной из важнейших задач ведения бухгалтерского учета на предприятии, является осуществление контроля за эффективностью использования ресурсов и сохранностью имущества организации. Обязанность рационального использования ресурсов организации возлагается на тех сотрудников, которые работают с этими ресурсами и несут за них материальную ответственность. При этом бухгалтерия обеспечивает контроль за движением и потреблением материальных ценностей, соответствием осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, своевременным проведением инвентаризаций для подтверждения остатков МПЗ и прочих материальных активов. Как своевременно обнаружить недостачу? Что делать с пересортицей? Нужно ли включать суммы транспортных расходов и таможенных пошлин в стоимость списываемых товаров? В нашей лекции мы постараемся дать ответы на эти и другие вопросы, возникающие в связи с особенностями бухгалтерского и налогового учета недостач и потерь от порчи материальных ценностей. В соответствии со ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ, а так же на основании п.26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:
За исключением обязательных инвентаризаций, организация самостоятельно устанавливает приказом руководителя:
Выявленные в процессе инвентаризации излишки относятся на финансовые результаты в сумме рыночной стоимости обнаруженного имущества. Если в процессе инвентаризации были выявлены недостачи, то сумма недостач относится:
Данные о фактическом наличии ТМЦ вносятся в инвентаризационную опись ТМЦ по форме ИНВ-3. Отклонения, выявленные при проведении инвентаризации между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием ценностей, отражаются в сличительной ведомости ИНВ-19. В графах 12-17 этой ведомости отражаются сведения, скорректированные в связи с обнаружением ошибок в учете ТМЦ. В графах 18-23 нужно отразить сведения о перекрывающихся излишками недостачах в связи с пересортицей. Обратите внимание: в соответствии с п.5.3Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина от 13.06.1995г. №49, взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах. В графах 24-26 ИНВ-19 отражаются итоговые данные по излишкам. В графах 27-32 – итоговые данные по недостачам. Итоговые данные по проведенной инвентаризации отражаются в ведомости ИНВ-26 «Результаты ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |