КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность административно-правового регулирования1 Важность административных норм для каждого человека, поскольку в них выражена не просто воля государства, это не просто нормы ограничения или принуждения, а правила обеспечения нормальной, спокойной жизни всего общества и каждого человека. 2 Административные нормы (и материальные и процессуальные) обеспечивают организацию и функционирование органов государственной власти. Все ветви государственной власти, все ее уровни (федеральная, межрегиональная, субъектов, местного самоуправления) при своем функционировании всегда сталкиваются с административно-правовым регулированием в своей деятельности. 3 Административные нормы актуальны и специфичны не только для органов государственной власти, но и органов управления на производстве, в общественных объединениях, других структурах.
АП регулирование – система государственно-правового воздействия на государственные отношения, возникающие в сфере публичного (как государственного, так и негосударственного, но тесно с ним связанного) управления. 2. Управление – объект административно-правового регулирования. Социальное управление и его виды. Государственное управление. Основные черты управления 1 Управление есть свойство любой организованной системы, обеспечивающая достижение поставленных перед системой целей, выполнение задач посредством исполнения возложенных на нее функций. 2 Основными элементами системы управления всегда являются субъект и объект управления, а также прямые и обратные между ними связи. Управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта на объект, обеспечивающее упорядоченность всей системы. 3 Управлению свойственны внутреннее и внешнее взаимодействие элементов системы. 4 Управления нет, если отсутствует властное подчинение объекта управления субъекту. Функции управления Функции управления - наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. Особенности социального управления: 1 Имеет место при совместной деятельности людей по достижению поставленных перед ними целей. 2 Предназначение социального управления – воздействие на социум, придающее взаимодействию людей организованность. 3 Объект социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения. 4 Социальное управление достигает своей цели в рамках общественных связей, которые являются по сути управленческими отношениями. 5 Социальное управление базируется на соподчиненности воли людей, участников управленческих отношений, поскольку они имеют сознательно волевое опосредование. Воля субъекта управления приоритетна по отношению к воле объекта управления. Отсюда властность социального управления. 6 Социальное управление проявляется в специальном механизме его реализации. Характерные черты государственного управления Это деятельность исполнительно-распорядительного аппарата управления. Ее цель – исполнение нормативных правовых актов. Естественно, что она может быть основана только на юридически оформленных властных полномочиях. Это подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной власти. Это деятельность органов государственной власти по выполнению своих функций. Как правило, это исполнительно-распорядительные органы государственной власти. (Указ 314 Перечень органов исполнительной власти) Это исполнительная деятельность по управлению в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах. 3. Исполнительная власть в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. Признаки исполнительной власти 1 Основное предназначение исполнительной власти организация и исполнение законодательства. Но законодательство лишь норма поведения людей, исполнение законодательства возможно при соответствующих организующих, координирующих и контрольных ее действиях. 2 Исполнительная власть, являясь самостоятельной ветвью власти, вторична к законодательной власти, которая определяют ее компетенцию, систему и структуру. Это относится и к тем должностным лицам исполнительной власти, которые избираются (Президент, ранее губернаторы). 3 Исполнительная власть имеет свою вертикальную иерархию, она всегда вторична. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство Российской Федерации. 4 Исполнительная власть по сути самостоятельна, и не подчинена другим ветвям власти. При этом она подконтрольна другим ветвям власти (парламентский контроль, суды), органам, которые к ней никак не относятся (Прокуратура, Счетная палата, Общественная палата и т.д.). 5 Универсальность и непрерывность исполнительной власти: она функционирует везде, где существуют социальные коллективы. Она непрерывна, систематична и направлена на укрепление и развитие социальной системы. 6 Основное предназначение исполнительной власти - правоприменение, причем в отличие от судебных органов правоприменение позитивного характера во всех сферах жизнедеятельности. 7 7. В ведении исполнительной власти сосредоточены огромные силы и ресурсы. До 80% численности госаппарата страны составляют гос. служащие исполнительной власти. Это еще вооруженные силы, МВД России, ФСБ России, ФСИН России и т.д. Все они составляют систему исполнительной власти, но они имеют органы, которые могут самостоятельно и вправе использовать меры принуждения для выполнения поставленных задач. В ведении исполнительной правовые, организационные, финансовые, информационные и иные ресурсы. Функции исполнительной власти 1. Правоприменительная – применение Конституции и действующео законодательства 2. Правозащитная – связана с защитой прав и свобод человека и гражданина 3. Социально-экономическая - создание условий для обеспечения достойной жизни и деятельности людей 4 . Регулирующая – организация, управление, учет, координация детельности 5. Охранительная (юрисдикционная) – применение санкций к нарушителям нормативно-правовых предписаний 4. Метод административного права. Административное право - это отрасль российской правовой системы, которая в целях выполнения задач государства посредством исполнения своих функций регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности). Методы административного права Методы административного права - способы, приемы осуществления и средства обеспечения реализации функций исполнительной власти (государственной управляющей системы и ее органов), выражающиеся в определенном воздействии на сознание и поведение людей.
Всеобщий метод - правовой метод, основанный на запретах и дозволениях, а также ограничениях. (В.Д. Сорокин). Методы правового регулирования: Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты - предписания иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Особенности адм.-правового регулирования управленческих общественных отношений Административно-правовому регулированию характерны правовые средства исполнительно-распорядительного характера, т.е. предписания и включая запреты. Главное: стороны общественных отношений не равноправны, обладают разными юридически властными полномочиями, одна из которых, обладая большим объемом таких полномочий, использует их по отношению к другой стороне. Односторонность волеизъявления одного из участников отношения. У субъекта административного правоотношения властных полномочий всегда больше чем у объекта. Многообразие управленческих общественных отношений предполагает в некоторых случаях равенство их участников. В этом случае одна из сторон всегда имеет право выбора поведения. Использование дозволений предусматривается административно-правовыми нормами в виде разрешений, регистрации и т.п. Функции административного права Функции административного права - основные направление деятельности органов исполнительной власти для выполнения их главной задачи – обеспечения эффективного их функционирования в целях обеспечения жизнедеятельности общества. В них проявляется сущность исполнительной власти, его реальная роль в решении основных вопросов, стоящих перед обществом
1 Правотворческая – органы исполнительной власти наделены полномочиями по адм. нормотворчеству. 2 Правоисполнительная – адм. право есть форма реализации исполнительной власти. 3 Правоохранительная – нормы адм. права обеспечивают не только защиту прав и интересов участников управленческих отношений, но и соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима. 4 Организационная – на основе норм адм. права организуются деятельность органов исполнительной власти. 5 Координационная – нормы адм. права обеспечивают эффективное взаимодействие всех элементов системы органов исполнительной власти.
5. Понятие и система субъектов административного права Субъект административного права: ü Индивидуальные: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специальные индивидуальные субъекты – гос. служащие, должностные лица. ü Коллективные: объединения граждан. Это организации – гос. и негос. Гос. организации – органы исполнительной власти; гос. предприятия, учреждения и их различного рода объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негос. организации – общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные организации. Административная право- и дееспособность Коллективная – со вступлением постановления или закона Индивидуальные – 1. Частичная (5-6 лет) 2. Ограниченная – 14 лет 3. Полная – 18 лет Административные меры
ü Административно-предупредительные меры o Индивидуальные o Коллективные
ü Институт мер, связанных с административной ответственностью o административно-процессуальные o административного пресечения o административного наказания
ü Правовосстановительные меры 6. Место административного права в правовой системе Российской Федерации Административное право: § тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. § охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти. § играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права. Наиболее тесно административное право взаимодействует с: · конституционным (государственным) правом · Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.) · Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. · Сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами. · Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. Тема 2. Административно-правовые нормы План 1 Понятие и признаки нормы административного права. 2 Структура нормы административного права. 3 Виды норм административного права. 4 Источники административного права. 5 Реализация норм административного права. Литература Основная: ü Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др. Под ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. ü Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2007. ü Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. –М.: Юрид. лит., 1978. ü Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. 1998. Дополнительная: ü Александрова Н.Г. Сущность права. − М., 1950. ü Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник.- М.: Эксмо, 2006. ü Галаган И.А., Василенко А.В. Проблемы теории правоприменения по советскому законодательству //Правоведение, 1986. № 2. ü Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. − М., 2005. ü Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. −СПб., 2003. ü Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2004. 1. Понятие и признаки нормы административного права Нормы административного права - установленные органами представительной либо исполнительной власти государства или местного самоуправления правила должного или возможного поведения по организации исполнительной власти и осуществлению ею, а также представителями других ветвей власти управленческой деятельности (норма права - это сложное социально-правовое явление, имеет особую специфику, имеет представительно-обязывающий характер). Характерные черты норм административного права 1. Выступают ориентиром на обеспечение преимущественно публичных интересов, т.е. интересов государства, стремящегося к установлению и обеспечению режима законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти; 2. преобладание директивно-обязательного воздействия на особо рода общественные отношения, которые всегда связаны с механизмом исполнительной власти (устанавливают правила поведения, являются обязательными для участников правоотношения, вне зависимости от их желания); 3. первичность организующего ресурса, который выражается в обеспечении эффективной реализации конституционных прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц; 4. вводятся непосредственно субъектами исполнительной власти; 5. обеспеченность определенными правовыми санкциями, т.е. в отличие от норм большинства отраслей имеют собственные юридические средства защиты. 2. Структура нормы административного права ü Гипотеза, как условие применения нормы далеко не всегда выражена в ней самой и может находиться в общих положениях и быть общей для целого ряда норм. ü Диспозиция, как основа административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей субъектов правоотношений. Установленные в ней правила поведения дозволяющего, разрешающего и запрещающего характера могут содержаться в отдельных пунктах, либо в одной или нескольких статьях нормативно-правового акта ü Санкция, содержит меру государственно-властного реагирования на нарушение или игнорирование правил, установленных диспозицией. Санкции неодинаковы по своему характеру. Чаще всего это меры административного наказания, предусмотренные в третьей главе КоАП РФ (предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права и т.д.). Такое строение наиболее отчетливо различимо в кодификациях НПА Существует двоичная структура, когда санкция не включается. Приверженцы этой теории утверждают, что санкция должна находиться отдельно. 3. Виды норм административного права Система административно-правового регулирования 1. нормы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования публичного управления, в области действия органов гос. власти и местного самоуправления; 2. нормы, определяющие порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (сегодня большое внимание со стороны органов исполнительной власти уделяется проведению процедур – прорабатывается большое количество регламентов); 3. нормы, обеспечивающие гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от незаконных решений и действий органов гос. власти, должностных лиц; 4. определяют виды административного принуждения за отрицательные результаты управления, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; 5. регламентируют юридическую ответственность за совершение административных правонарушений. Критерии классификации админстративно-правовых норм n целевое назначение; n Регулятивные: n Обязывающие – содержат предприсания к действию. Либо воздержания от него (Указ президента о введении чрезвычайного положения), n запрещающие, n уполномочивающие (особый порядок административного управления при чрезвычайной ситуации), n стимулирующие (введение системы государственных наград Президентом), n рекомендательные (диспозитивность в гос. управлении). n Охранительные
n содержание; n Материальные - определяют содержание правового регулирования конкретных отношений (закрепляют статус субъектов правоотношений [административно-правовой статус юл и фл – их права, обязанности, полномочия]. n Процессуальные - являются организационно-процедурной базой регулирования юридически-значимой деятельности компетентных органов и их должностных лиц по реализации материальных административно-правовых норм (реализация прав и обязанностей, принадлежащих субъектам правоотношений; ФЗ о гражданской государственной службы. Который определяет статус, права и обязанности гос. служащих, порядок принятие на должность, замена должностей и проч.). n метод воздействия на общественные отношения; n пределы действия нормы; n Нормы общего действия (КоАП РФ действует на всей территории государства, ЗК, ГК и проч.). n Нормы, действующих или образованных для упорядочения определенных систем (внутриаппаратные нормы). n уровень обобщенности; n Общие n Специальные (исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило) n субъект, которому адресована норма; n нормы, регулирующие деятельность физических и юридических лиц, n государственных организаций и негосударственных организаций, n различных видов государственных служащих, n граждан РФ и иностранных граждан, либо лиц без гражданства и т.п. n условия действия нормы и др.
Можно дать больше критериев, потому как нормы административного права разнообразны и регулируют разные формы общественных отношений Способ правового регулирования 1. Нормы-задачи 2. Нормы-принципы 3. Нормы-дефиниции 4. Нормы учредительные 5. Нормы общекомпетенционные 6. Нормы-задания 7. Нормы-указания 8. Нормы-поручения 9. Нормы-стимулы и т.д 4. Источники административного права 1. Законы 2. Подзаконные акты a. федеральные b. субъектов Российской Федерации. 3. Судебная практика 4. Международные договоры Нормативные административно-правовые акты федеральных органов и организаций 1 постановления и распоряжения Правительства РФ; 2 постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; 3 приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций гос. федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований; 4 нормативно-правовые акты руководителей аппаратов Гос. Думы Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и др.; 5 нормативно-правовые акты Центрального банка России.
Нормативные административно-правовые акты органов власти субъектов РФ 1. указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов РФ; 2. постановления и распоряжения правительств субъектов РФ (Указ Президента №314); 3. приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов РФ; 4. приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации. 5. Указы Президента Ведомственные нормативные акты (локальные, корпоративные) Нормативно-правовое регулирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации вправе осуществлять только федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации.
Сегодня все больше и больше рассматривается как источник административно-правовой договор. Речь идет о расширении диспозитивности в административно-правовых отношениях. Договор имеет особую специфику:
ü Диспозитивность (равенство) – на этапах заключения и расторжения ü Императивность Развитие договора находится на начальном уровне (в России, военный контакт составляет страницу, а в США - толстую брошюру). 5. Реализация норм административного права Реализация норм административного права – практическое использование той или иной нормы участниками правоотношения ü Распорядительство ü Исполнение состоит в точно соблюдении регулируемых управленческих субъектами административного правоотношений. ü Применение норм административного права o Применять могут только те субъекты, кто наделены полномочиями (органы гос. власти; заключается в издании подзаконных актов и т.д.)
ü Соблюдение – воздержание от противоправного поведения Тема 3. Административно-правовые отношения План 1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений. 2. Юридические факты в административном праве. 3. Виды административно-правовых отношений. Литература Основная: § Административное право. Учебник под ред. проф. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. – М.: Норма, 2008. § Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., Юрид. лит. 1976. Дополнительная: § Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1981. § Халфина Р.О. Методологический аспект теории правоотношений. Сов. государство и право, 1971. § Административная реформа и наука административного права. Сборник научных трудов, посвященных 80-летию со дня рождения Ю.М. Козлова. М.: МГЮА, 2007. § Сорокин В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968. § Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений Административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой Правоотношение 1) есть возникающая на основе норм права правовая связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства; 2) общественное отношение, урегулированное правом; 3) конкретная, полностью индивидуализированная правовая связь между субъектами, которые взаимодействуют друг с другом. Права и свободы человека и гражданина В зависимости от характера отношений, возникающий между человеком и государством: Ø личные права и свободы, Ø политические права и свободы, Ø социально-экономические права и свободы.
status positivus включает в себя государственную защиту прав и свобод гражданина В этих целях государство: Ø создает систему органов (милиция, налоговые и таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы и мн. др.). Ø создает систему гарантий Признаки правоотношения 1) всегда возникают, изменяются и прекращаются на основе норм права; 2) это правовая связь, когда субъективным правам одного человека корреспондируется юридическая обязанность другого; 3) гарантируются принудительной силой государства; 4) всегда имеют индивидуализированный характер. Признаки правоотношений, раскрывающие их содержание 1) важнейший и неотъемлемый элемент механизма правового регулирования; 2) качество правоотношений обусловливает упорядоченность и эффективность правовой системы, системы органов государственного управления, действенность исполнения ими своих функций; 3) обеспечивают единство субъективных прав и обязанностей и именно в них раскрывается социальная природа и юридическое содержание правоотношений; 4) динамический правовой институт, который необходимо рассматривать с учетом возникновения, развития и прекращения субъективных юридических прав и обязанностей, их материализации в поведении людей.
Административно-правовое отношение - возникающая на основе административно-правовых норм правовая связь между лицами, которая заключается в наличии у них взаимных прав и обязанностей Признаки административных правоотношений 1) разновидность социальных отношений, но урегулированных нормами административного права; 2) административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления, границы которой определяются сферой полномочий Правительства России; 3) возможны и в сфере иных правоотношений: финансовых, трудовых и др.; 4) возникают между органом, наделенным государственно-властными полномочиями (чаще всего органом исполнительной власти) и другой стороной, которая таковых полномочий не имеет; 5) всегда являются результатом волеизъявления одной из сторон; 6) имеет сложную внутреннюю структуру (с точки зрения материального содержания к правам и обязанностям необходимо добавить еще и субъект права и объект). 7) носят регулирующий характер, именно они формируют волю субъекта правоотношения для установления правила поведения обеих сторон; 8) выполняют двойную функцию: регулируют не только организацию работы системы органов исполнительной власти, но еще и отношения вне этой системы; 9) возникают по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и граждан (должностных лиц, юридических лиц); 10) в некоторых случаях предполагают споры сторон. Состав правоотношения Ø содержание: совокупность субъективных юридических прав и обязанностей; Ø субъекты права: его участники; Ø объекты правоотношения. 2. Юридические факты в административном праве Юридические факты в административном праве - конкретные фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правовых отношений события - происходят независимо от воли субъектов правоотношения, действия - совершаются ими осмысленно (правомерные и противоправные). 3. Виды административно-правовых отношений Виды правоотношений 1. В зависимости от сферы жизнедеятельности общества: Ø конституционные, Ø административные, Ø гражданские, Ø уголовные правоотношения. 2. По степени индивидуализации субъектов Ø абсолютные, Ø относительные. Классификация административно-правовых отношений (Ю.М. Козлов) Ø отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти, Ø отношения, которые складываются за рамками непосредственно управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением. Классификация административно-правовых отношений (Ю.Н. Старилов) 1. По целям: ü охранительные ü регулятивные
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |