Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Система государственных органов власти в обеспечении прав человека




Вступление

Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их важная конституционная обязанность. В то же время решение данных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.

Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, находят свое выражение в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые оно обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Следовательно, говоря об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина и таким образом их обеспечивает.

Вышеизложенное дает нам основание сделать вывод, что государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность форм, способов и гарантий охраны и защиты прав и свобод граждан в деятельности государства, его государственных органов.

 

 

Особая значимость обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина диктует необходимость создания правоохранительных органов, непосредственно специализирующихся на осуществлении указанных задач. К ним относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, юстиции, нотариат, некоторые ведомственные инспекции.

Все государственные органы, участвующие в непосредственном обеспечении правопорядка, а также прав и свобод человека и гражданина, образуют стройную систему, в рамках которой осуществляется специализация их деятельности с учетом поставленных перед ними конкретных задач. Это позволяет своевременно реагировать на любые противоправные деяния, оперативно и квалифицированно, на основе соблюдения законности принимать эффективные меры по устранению причин, способствующих их совершению, вести широкую профилактическую работу, охватывать правовоспитательными мероприятиями большую часть населения нашего государства.

Необходимо отметить, что роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также - наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ перечисленных факторов позволяет сделать вывод, что основную нагрузку в решении правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами. Неукоснительное следование юридическим предписаниям является важной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны прав и свобод граждан. В основе правового регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, она возлагает на суды осуществление правосудия, на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров - надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел служит отнесение Основным законом к компетенции Правительства РФ осуществления мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Естественно, что успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.

Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой и в то же время специализируются на решении конкретных задач, что позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных с обеспечением законности и, в частности, личных конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, эти органы образуют стройную систему, обеспечивающую реализацию конституционных прав и свобод.

Значительный объем работы в рамках этой системы выполняют органы внутренних дел. Это обусловлено прежде всего широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством самых разнообразных методов и в различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Предмет участия других правоохранительных органов в этой деятельности носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ими задач. Так, судебная форма обеспечения прав и свобод является "главной и высшей формой юрисдикционной деятельности" и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением прав и свобод. Закрепление Конституцией РФ и принятым на ее основе Законом права на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, превышением полномочий и ущемляющих права граждан, не должно означать ограничение административной юрисдикции. Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что большинство вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан и их восстановлением в случае нарушения, решается во внесудебном порядке. Причем практика свидетельствует, что граждане предпочитают обращаться именно к такому порядку рассмотрения своих жалоб, поскольку он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

Таким образом, в функции многих государственных органов входят охрана и защита прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию гражданина, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту своих нарушенных прав и свобод.

 

2. Система юридических гарантий в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод личности включает и такой важный компонент, как систему различных правовых средств, юридических гарантий прав и свобод.

Юридические гарантии представляют собой закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту прав личности в обществе. Юридические гарантии со стороны общества и государства нужны как для того, чтобы права не нарушались, так и для их наиболее полного осуществления.

В системе гарантий прав граждан юридические гарантии занимают ведущее место, что обусловлено их конкретным характером, правовым закреплением, наличием санкций за их неисполнение. Юридические гарантии охватывают все стороны обеспечения прав личности, поэтому построение системы этих гарантий дает возможность увидеть недостатки, противоречия, пробелы в правовом регулировании сферы отношений, связанной с тем социальным благом, которое предоставляет это право.

Юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина имеют сложную структуру, включающую в себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с помощью которых регулируются разнообразные общественные отношения. Основу данных гарантий можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и местный. В то же время каждый из перечисленных уровней также "расслаивается" на подуровни, образуемые актами различной юридической силы.

Основным элементом этой основы является Конституция РФ, которая в свою очередь открывает первый подуровень федерального законодательства. Его подуровень - федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, к федеральному уровню относятся указы Президента РФ, постановления Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, решения Генеральной Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые акты, принимаемые другими федеральными органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел.

Региональный уровень нормативно-правовой основы состоит из трех подуровней. Первый из них образуют конституции республик и уставы иных субъектов РФ, определяющие параметры правового регулирования этих субъектов в области реализации прав и свобод граждан; второй подуровень составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения в сфере обеспечения прав человека и гражданина, конкретизирующие федеральные конституционные нормы в определенной "фазе общественных отношений в целях их практического осуществления"; третий подуровень образуют нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ: указы президентов республик, распоряжения глав администраций (например губернаторов), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний), решения конституционных (уставных) судов.

Местный - нижний уровень нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина образуют акты, принимаемые муниципальными органами: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения прав и свобод граждан.

В нормативно-правовую основу обеспечения прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Важнейшим актом в рассматриваемой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации, можно предложить несколько видов построения системы юридических гарантий прав и свобод граждан.

1. По степени общности: а) гарантии, закрепленные в Конституции, текущем законодательстве и в актах государственного управления; б) общие гарантии, относящиеся ко всем правам и к каждому праву в отдельности; в) специальные гарантии, обеспечивающие реализацию конкретного права.

2. По функциям: а) гарантии реализации и гарантии охраны (защита прав и свобод); б) стимулирующие, правообеспечительные, превентивные и охранительные; в) средства, обеспечивающие возможность осуществления прав, и средства, с помощью которых обеспечивается их охрана.

3. По отраслевому признаку: государственно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и т.д.

К гарантиям прав и свобод граждан относятся те правовые нормы, которые в той или иной степени регулируют деятельность государства, направленную на исполнение его общей обязанности предотвращать все возможные посягательства на права и свободы личности. Как уже было сказано, эта деятельность развивается в рамках общего правоотношения. Юридическими гарантиями прав и свобод личности являются нормы права, лежащие в основе организации и деятельности правоохранительных органов государства, закрепляющие основные принципы и положения юридической ответственности, регулирующие процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях. В целом они предназначены для охраны всего нашего общественного и государственного строя, в том числе и прав граждан. Их действие в отношении прав и свобод личности носит ярко выраженный превентивный характер. Если нарушение прав все же происходит, то непосредственно начинают действовать юридические гарантии защиты прав и свобод граждан, представляющие собой конкретные способы защиты и восстановления нарушенных прав и свобод личности.

В общем, юридические гарантии защиты действуют и до нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только косвенно, будучи подключенными к гарантиям охраны и преследуя цель это нарушение предупредить. Например, правовые нормы, предусматривающие возможность применения принуждения к правонарушителю, посягающему на права и свободы гражданина, до нарушения играют предупредительную роль, охраняют последнего. После нарушения начинается их непосредственная реализация, направленная на защиту и восстановление нарушенного права.

Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина обладают определенной спецификой, которая заключается в том, что, защищая права и свободы законопослушных граждан, зачастую приходится ограничивать права и свободы правонарушителей в ходе принудительного воздействия на последних (пресечения, наказания, возмещения причиненного ущерба). Пределы и процедура данного принудительного воздействия должны быть четко определены. Этим и объясняется, что особое место среди юридических гарантий занимают юридические гарантии защиты, обеспечивающие права самого правонарушителя. Своеобразие указанных гарантий выражается в том, что они охраняют права правонарушителей в условиях ее правомерного ограничения. Их назначение проявляется в определении пределов такого ограничения. Только неукоснительное следование этим пределам делает вторжение в сферу прав и свобод гражданина правомерным. В отличие от других юридических гарантий защиты, юридические гарантии защиты прав и свобод правонарушителей непосредственно начинают действовать еще до нарушения их права на права и свободы - на стадии их охраны. Нарушение порядка ограничения прав и свобод правонарушителей приводит в действие все другие юридические гарантии защиты, направленные на пресечение нарушения и наказание виновных в нем лиц. Иными словами, определение пределов ограничения пользования благами прав и свобод преследует цель охраны тех благ, на которые ограничение не распространяется. Если субъект, прибегающий к такому ограничению, выходит за рамки, предусмотренные законом, то его действия должны быть пресечены, а сам он наказан.

Реализуют юридические гарантии многочисленные государственные органы. Для этого они используют и применяют в своей деятельности различные способы, формы и методы, процедуры для достижения поставленных целей и задач.

Государство для выполнения своей функции - обеспечения прав и свобод человека и гражданина - должно быть оснащено системой процедур, средств, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Эти процедуры, средства, институты не являются неизменными, они находятся в постоянной динамике, совершенствуются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Обширная и разнообразная система органов и процедур, охраняющих права человека, создает механизм, без которого не может функционировать демократическое правовое государство.

Вывод: Таким образом, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются деятельностью государства по их охране и защите. На стадии охраны государство предпринимает усилия по предупреждению посягательств на права и свободы человека и гражданина. На стадии защиты - по пресечению правонарушений, наказанию правонарушителей, возмещению причиненного ущерба. Происходит реализация в форме общерегулятивных и конкретных правоотношений, возникающих между человеком или гражданином и государством, в рамках которых человек или гражданин использует свое субъективное право, а государство, применяя нормы права, использует право на ограничение прав и свобод правонарушителей, исполняя обязанности, соблюдает запреты. Общерегулятивное правоотношение складывается на стадии охраны личной безопасности человека и гражданина, конкретные правоотношения - на стадии защиты. Исключение составляют конкретные отношения, связанные с ограничением прав и свобод правонарушителей. Они развиваются на стадии охраны. Обеспечивается исследуемый процесс системой общих и юридических гарантий.

 

Вопрос 2. Президент РФ в государственном механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Глава государства - Президент РФ в государственном механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Органы государственной власти, входящие в структуру государственного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, весьма многочисленны и отличаются разнообразием своих функций. Виды этих органов определяются в соответствии с конституционными принципами разделения властей, федерализма и местного самоуправления. Поскольку в России установлена федеративная форма государственного устройства, существуют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), а также органы местного самоуправления на уровне районов, городов, районов в городах, поселках, селах и других поселениях.

Конституционный принцип разделения властей реализуется посредством установления государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти на уровне Федерации и ее субъектов.

Особое, ключевое место во внутригосударственном механизме обеспечения прав и свобод граждан занимает глава государства - Президент Российской Федерации. Это принципиально новый для России государственный институт, который имеет существенное влияние на всю систему государственных органов. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Президент страны является гарантом прав и свобод человека. Эту функцию Президент реализует как непосредственно в своей деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности. Основной закон подчеркивает роль Президента как института, охраняющего целостность всей государственной системы и сердцевину того, что принято называть государством. Каждый из государственных органов в рамках своей компетенции также обязан выполнять функции, которые направлены на обеспечение действия Конституции, защиту прав и свобод личности. Однако эти институты осуществляют указанные функции лишь частично. Лишь перед Президентом ставится задача гарантировать суверенитет, независимость и целостность государства, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Только в таких условиях все иные органы государственной власти и должностные лица смогут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме. Этой конституционной формулой подчеркивается главенство Президента в государственной системе. Однако Конституция закрепляет обязанность Президента не по защите или восстановлению нарушенных прав и свобод конкретных людей (для этого существуют специализированные государственные структуры), а по обеспечению условий, при которых и осуществление, и охрана, и защита этих прав и свобод могут быть реальными, т.е. условий полноценного конституционного порядка.

Конституция не содержит более конкретных указаний на формы осуществления Президентом этой деятельности, но то место, которое глава государства занимает среди других органов государственной власти, свидетельствует о его ведущей роли в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.

В целях укрепления гарантий соблюдения прав граждан создан Совет при Президенте РФ по содействию развития гражданского общества и правам человека, осуществляющий свою работу на основе Положения в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов. Основной задачей Совета является содействие реализации полномочий Президента России как гаранта основных прав и свобод человека. В основе деятельности этого органа находится не столько критика, сколько поиск путей решения вопросов, относящихся к основным правам и свободам человека, защите прав российских граждан. По результатам своей деятельности Совет составляет специальные и ежегодные доклады о соблюдении прав человека и направляет их Президенту РФ.

Важным структурным звеном Администрации Президента является Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан (далее - Управление), действующее на основе Положения о нем. Основные функции Управления - централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, государств - участников СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента, в адрес Правительства и Администрации Президента; обеспечение рассмотрения обращений граждан; анализ и обобщение вопросов, затронутых гражданами в письмах и на личном приеме; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы; информирование Президента, Правительства, руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан, принятым по ним мерам.

Указом Президента от 25 марта 2004 г. образовано Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, на которое ныне возложены функции приема граждан и оказания содействия в восстановлении их нарушенных прав. Данное Управление принимает меры по созданию условий для решения Президентом вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждения государственными наградами и присвоения почетных званий РФ, осуществления им помилования и защиты интересов лиц, проживающих на территории России и за ее пределами, и т.д.

Вывод: Как показывает практика, граждане достаточно активно пользуются правом на обращение. Особенно часто обращаются не только к Президенту страны как конституционному гаранту прав граждан, но и в Правительство. Однако все больше заявителей обращается в Приемную Президента РФ с вопросами, не входящими в ее компетенцию. Это объясняется либо невозможностью решить проблему в нижестоящих инстанциях, либо нежеланием работающих там чиновников заниматься проблемами гражданина.

Кроме того, глава государства осуществляет непосредственное руководство организацией и деятельностью правоохранительных органов и среди них - органов внутренних дел. Президент РФ утверждает систему и структуру органов внутренних дел, назначает их руководителей, осуществляет контроль их деятельности.

 

 

Вопрос 3. Органы законодательной власти как субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Органы законодательной власти как субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Большое значение в обеспечении прав и свобод человека имеет законодательная деятельность Федерального Собрания - парламента РФ, в которой можно выделить несколько направлений.

Во-первых, в современной практике демократических государств действует принцип связанности законодателя основными правами человека. Конституционное закрепление этих прав и свобод способствует созданию условий для их дальнейшего развития. Это выражается в деятельности законодательного (представительного) органа страны - Федерального Собрания РФ, которое путем принятия законов не только обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, но и наделяет их другими правами, не закрепленными в Конституции страны. Последние не могут нарушать, ущемлять права граждан, сформулированные в других законодательных актах.

Во-вторых, говоря о полномочиях парламента в сфере защиты прав граждан, следует особо отметить слабые правовые процедуры соблюдения баланса властей, в результате чего возможности Федерального Собрания по контролю деятельности исполнительной власти очень незначительны. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, Государственная Дума осуществляет контроль деятельности Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчеты Правительства о его исполнении.

Очень важная обязанность контролировать исполнение федерального бюджета возложена на Счетную палату РФ, которая является постоянно действующим органом финансового контроля[1].

В субъектах Российской Федерации объем контрольных полномочий представительных органов власти значительно шире, хотя и здесь он неодинаков. Так, в Татарстане, Башкортостане представительные органы образуют и упраздняют министерства, государственные комитеты, им подотчетны в своей деятельности правительства и т.д.

Однако, несмотря на узкий круг контрольных полномочий Федерального Собрания РФ, граждане страны очень часто обращаются со своими проблемами к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации. Этот канал связи пользуется у них большой популярностью и является еще одним направлением парламентской деятельности по защите прав и свобод человека.

В субъектах Российской Федерации представительные органы также пользуются авторитетом у населения, и граждане достаточно часто обращаются к ним.

Общая направленность корреспонденции существенно не меняется. В письмах преобладают вопросы совершенствования государственного управления и выхода из экономического кризиса, усиления социальной защиты граждан и обеспечения правопорядка.

С учетом изложенного представляется необходимым расширение контрольной функции парламента страны, поскольку этот способ обеспечения прав граждан используется еще недостаточно, а полномочия Федерального Собрания в указанной сфере урезаны. Так, с Государственной Думой не согласовывается состав Правительства, она не образует и не упраздняет различные органы исполнительной власти, Правительство ей не подотчетно и т.д.

Вместе с тем парламентский контроль является составным элементом механизма контроля соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а способность осуществлять его зависит от соотношения законодательной и исполнительной власти. Российская Конституция, к сожалению, отводит парламентскому контролю незначительное место.

Совершенствование процедур и механизмов защиты прав и свобод индивида - важнейшая задача любого демократического государства. Размытость, неопределенность, противоречивость, а иногда и отсутствие юридических норм, обеспечивающих защиту прав граждан, свидетельствуют о нелегкой правовой ситуации, сложившейся в российском обществе.

В этой связи особый интерес представляет правовой институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека), успешно функционирующий во многих странах мира. Этот правовой институт, завоевавший признание в мире, до последнего времени не привлекал внимание нашего законодателя. Впервые о нем было упомянуто в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., принятой Верховным Советом РСФСР, а затем и в Конституции РФ 1993 г. как об Уполномоченном по правам человека в РФ.

Обращение к институту модели омбудсмена обусловлено желанием усилить защиту прав граждан от нарушений со стороны государственных органов, ослабить чувство беззащитности людей перед развернутой системой бюрократии, улучшить качество управления и гуманизировать отношения "личность - государство". Этот институт занимает важное место среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола органов государственного управления и злоупотребления властью со стороны чиновников.

Вывод: В развитие положения Конституции об Уполномоченном по правам человека в 1997 г. в России был принят Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[2]. Закон определяет порядок назначения Уполномоченного на должность и освобождения от нее, его компетенцию, организационные формы и условия деятельности. Его основной функцией является восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Сравнение положений принятого Закона с законодательными актами зарубежных стран, регулирующих статус и деятельность омбудсмена, дает основание полагать, что в России этот институт полностью соответствует тем мировым стандартам, которые утвердились в практике защиты прав человека и гражданина. Таким образом, российский Уполномоченный по правам человека не только дополняет уже существующую систему гарантий прав граждан, но и является правоохранительным органом, обеспечивающим еще один правозащитный канал в случаях нарушения или ущемления прав и свобод личности.

 

Вопрос 4. Органы исполнительной власти в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Несмотря на то что главной конституционной гарантией прав и свобод личности в демократическом правовом государстве является суд, большую роль в реализации статуса гражданина, а также в защите его прав играют непосредственно сами органы исполнительной власти. В пределах предоставленной им компетенции они организуют исполнение норм Конституции РФ и законов, имеющих отношение к административно-правовому положению личности. Например, право граждан проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование предполагает обязанность органов исполнительной власти (при соблюдении определенных требований) обеспечить необходимые условия для использования этого права в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, органы исполнительной власти издают соответствующие правовые акты, влияющие на содержание статуса гражданина. Так, в развитие Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"[3] в июле 1995 г. было принято Постановление Правительства, утвердившее Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации[4], а приказом МВД России была утверждена соответствующая Инструкция о применении Правил регистрации.

Органы исполнительной власти также оказывают содействие в реализации конкретных субъективных прав граждан и осуществляют их охрану.

В процессе реализации своих прав и свобод гражданин чаще всего соприкасается именно с этими органами. Поэтому законодательное регулирование прав и свобод индивида, а также непосредственное действие конституционных положений не снимают необходимости дальнейшей конкретизации в правовых актах органов исполнительной власти норм Конституции и законов, касающихся прав личности. В этой связи защита прав и свобод человека в сфере государственного управления требуют четкого правового закрепления не только статуса гражданина, но и соответствующих обязанностей органов исполнительной власти по его реализации и обеспечению, установления реальной ответственности государственных служащих за нарушение прав и свобод индивида. Так, закрепленному в ст. 33 Конституции РФ праву граждан на обращение корреспондирует соответствующая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления принять, зарегистрировать, рассмотреть в срок обращение гражданина, а в случае необходимости переслать его в нужную инстанцию, вынести обоснованное решение.

Жизнь настоятельно требует совершенствования законодательства по данному вопросу, основанного на научном анализе социальной практики, теоретических выводах. Эти доводы послужили основанием для постановки вопроса о разработке и принятии нового Федерального закона "Об обращениях граждан", в котором содержались бы нормы, направленные на расширение прав гражданина и превращающие его из просителя в равноправную сторону в споре, наделенную комплексом прав и обязанностей; новеллы, обеспечивающие правовыми средствами ответственность органа, должностного лица, государственного служащего перед гражданином за ненадлежащую реализацию его конституционного права на обращение, а также нормы, определяющие четкую процедуру рассмотрения таких дел. Таким образом, в задачи нового Закона входит определение важнейших положений, аспектов, связанных с правом гражданина на подачу обращений с использованием административного канала.

Вывод: К компетенции органов исполнительной власти относится также осуществление различных контрольно-надзорных полномочий, поэтому свести их деятельность в этой сфере только к рассмотрению обращений нельзя. Органами исполнительной власти применяются различные виды контроля: общий, ведомственный и надведомственный.

 

Вопрос 5. Органы судебной власти и прокуратуры как субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Большое значение в государственном механизме обеспечения прав и свобод имеет судебная система РФ. В судебной системе реализуется государственная власть особого рода - судебная, которая олицетворяет закон и справедливость, дает правовые средства каждому гражданину обращаться за защитой к государству.

Конституция РФ, а также Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"[5] направлены на развитие всех форм осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, реализуемого Конституционным Судом РФ (конституционными судами субъектов Федерации), судами общей юрисдикции, арбитражными судами. Кроме того, этот Закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Таким образом, законодательство ориентирует гражданина на использование всего потенциала судебного канала (способа) защиты прав и свобод, нарушенных неправомерными действиями, решениями администрации, т.е. предоставляет право в случае необходимости выбирать различные формы правосудия: конституционное, арбитражное, а также судов общей юрисдикции, а в будущем - административной юстиции.

Конституционное правосудие. Разделение властей и специализация судебных органов, осуществляемые в России, позволили усилить судебные гарантии прав и свобод, создав дополнительные возможности правосудия. В 1991 г. в России создан Конституционный Суд, осуществляющий конституционное правосудие. Традиционные судебные инстанции непосредственно разбирают конкретные факты нарушения прав и законных интересов граждан, случающиеся в повседневной жизни. Конституционные судьи не разбирают фактический материал, а создают дополнительные конституционные гарантии против принятия (применения) правовых актов, нарушающих права граждан. Эта инстанция, разбирая жалобу или запрос по поводу конституционности правового акта, примененного в конкретном деле, контролирует законодателя, проверяет соответствие положений законов и действий властей положениям Конституции. Такова практика Конституционных судов (Австрии, ФРГ и др.), Верховных судов (США), которую восприняла Россия в 1990-е годы.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат, вводятся в действие немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Такие полномочия Конституционного Суда РФ приводят к тому, что он становится важным ориентиром политико-правовой идентификации граждан РФ. Граждане, юридические лица, государственные органы через конституционные суды соотносят себя (идентифицируют) с государством, способным исправлять недостатки законодательства для защиты прав человека. Так, опосредованная, через контроль над законодательством защита прав и свобод человека становится ключевой функцией конституционного правосудия. Деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется "в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации"[6]. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы по поводу неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор РФ. "Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе" (ст. 96 Федерального конституционного закона). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в другом суде или ином органе, применяющем закон (ст. 97).

Конституционный Суд РФ в ряде постановлений защитил, например, права и свободы конкретных граждан на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах России, ограничиваемое не соответствующими Конституции РФ законами и подзаконными актами субъектов РФ (Москва, Московская, Воронежская области, Краснодарский край, Адыгея), право на трудовые пенсии и пенсии по инвалидности в случаях, когда пенсионер или инвалид были осуждены за преступление, право на компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в Челябинской области на р. Течи (НПО "Маяк"), право на въезд и выезд из РФ, нарушенные права на пользование жильем, находящимся в собственности граждан, переехавших в Москву, Московскую, Воронежскую области, Краснодарский и Ставропольский края, права предпринимателей, ущемленные Законом о применении контрольно-кассовых машин, процессуальные права граждан и др. Эти решения были вынесены при рассмотрении жалоб физических и юридических лиц, запросов законодательных и исполнительных органов государственной власти, судов. Это - форма конкретного контроля по индивидуальной и коллективной жалобам, запросам судов общей юрисдикции и других судов.

Постепенно формируется и конституционное правосудие на уровне субъектов РФ. Конституцией РФ прямо не предусмотрено образование в ее субъектах конституционных (уставных) судов, однако наличие такого права у субъектов следует из логики статей 71 п. "г" и 128 ч. 2 и 3 Конституции РФ, на что указал и Конституционный Суд РФ. Таким образом, еще до принятия ФКЗ "О судебной системе РФ" делался вывод о возможности образования судов субъектов РФ[7]. Но еще ранее логика развития правосудия, а также суверенизация регионов вела к формированию новых судебных органов в бывших автономных республиках России. В 1991 г. создан Конституционный суд в Дагестане, а в 1992 г. - в республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан, Комитет конституционного надзора в Северной Осетии - Алании. В 1994 - 1996 гг. на новой конституционной основе приняты Законы: "О Конституционном Суде Республики Карелия" (17 марта 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (25 октября 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Коми" (31 октября 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Дагестан" (07 марта 1996 г.).

Возможность создания таких судов получила свое правовое закрепление в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе РФ". В соответствии со ст. 4 данного Закона к судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды. Согласно ст. 27 Закона конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом РФ. В Законе определяется основа статуса судей и порядок создания и упразднения названных судов, их предназначение и финансирование, порядок регулирования в них судопроизводства и юридическая сила принятых ими решений. В 1998 г. были приняты законы о конституционных (уставных) судах в 17 субъектах РФ из 89 (из них в 9 субъектах РФ - законы об Уставном суде субъекта РФ), к концу 1999 г. - в 45 субъектах (14 республиках, трех краях, 12 областях, 1 автономной области, 4 автономных округах, 1 городе федерального значения). Так были приняты Законы об Уставном суде Свердловской области от 6 мая 1997 г.; Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г.; о Конституционном Суде Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г.; о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г.; об Уставном суде Тюменской области от 23 января 1998 г.; об Уставном суде Красноярского края от 27 апреля 1999 г. и др. В течение 2000 г. четыре субъекта РФ приняли законы об уставных судах: Иркутская, Курганская, Калининградская области и г. Санкт-Петербург. В феврале 2001 г. Московская городская Дума приняла закон г. Москвы "Об Уставном суде г. Москвы", а 13 февраля 2002 г. был подготовлен соответствующий закон Московской области.

Следует признать, что процесс формирования конституционных (уставных) судов после принятия ФКЗ "О судебной системе РФ" все же не получил своей массовой реализации. Даже в тех субъектах РФ, где еще раньше было предусмотрено создание этого звена судебной системы, суды до сих пор не везде сформированы. При наличии у субъектов РФ права на создание собственной конституционной юстиции органы законодательной власти не спешат это делать из-за нежелания идти на самоограничение и установление судебного контроля законотворческой деятельности, а также ограниченности бюджетных денежных средств.

Новая предпосылка создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П, в котором говорится, что Конституция РФ непосредственно не предусматривает полномочие судов общей юрисдикции рассматривать дела о проверке соответствия закона субъекта РФ федеральному закону и принимать решения, которые влекут правовые последствия, связанные с лишением закона субъекта РФ юридической силы. Из положений ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 5 и ч. 5 и 6 ст. 76 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 66, 125 и 128 Конституции РФ следует, что проверка актов, определяющих конституционный статус субъектов РФ, может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского судопроизводства. Помимо конституционных судов субъектов первой волны положения названных федеральных и законов субъектов Федерации о создании новых судов реализованы в Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Коми. Сформированы или формируются уставные суды в Свердловской, Архангельской, Тюменской, Московской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Санкт-Петербурге и Москве. Организация работы такого суда - дело непростое, требует квалифицированных кадров и финансовых ресурсов. Тем не менее правосудие, ставящее задачу проверять соответствие принимаемых в субъекте законов и актов местного самоуправления Конституции (Уставу) данного субъекта, дает возможность дополнительной защиты прав граждан конкретного региона.

Федеральные суды общей юрисдикции. В России такие суды действуют в каждом субъекте РФ и рассматривают основной объем дел в связи с уголовными, гражданскими, трудовыми, административными, земельными, экологическими и другими правонарушениями. Федеральные суды непосредственно приближены к гражданам, к их местопребыванию или месту жительства и призваны оперативно решать дела, требующие судебного разбирательства. Это также важно для политико-правовой идентификации граждан, поскольку люди ощущают постоянное присутствие государства на всех территориях в качестве верховного гаранта справедливости, осознают существование органов, которые олицетворяют справедливость. Часто рядовому гражданину очень далеко до Президента, Федерального Собрания, а рядом в районе, городе есть федеральный суд, в котором работают судьи, назначенные самим Президентом РФ. Большим достижением последних лет стало воссоздание и функционирование судов общей юрисдикции в Чеченской Республике.

Уголовное судопроизводство в названных судах выражает особую государственную функцию - на основе судебного разбирательства вынести решение о виновности или невиновности обвиняемого в преступлении и назначить меру наказания для осужденного. Уголовное преступление, будучи наиболее социально опасным правонарушением, посягает на общий правопорядок и принципы справедливости, в ряде случаев наиболее опасным способом нарушает права человека и гражданина. Поэтому на таком судебном процессе выступает государственный обвинитель, усиливая гарантии прав потерпевшего, его право на судебную защиту достоинства, попранного преступлением, на компенсацию вреда, нанесенного имуществу, здоровью. Специалисты по уголовному процессу признают, что необходимо совершенствовать защиту прав потерпевших. Здесь понятие "защита" применяется и в более узком - процессуальном смысле. В уголовном судопроизводстве наряду с государственным обвинителем участвуют адвокаты в качестве защитника обвиняемого, а также представители потерпевшего. Таким образом, реализуется право обвиняемых на юридическую помощь и справедливое судебное расследование с учетом презумпции невиновности. Иногда в уголовном процессе появляется и такой субъект как истец с гражданским иском по отношению к обвиняемому. Правозащитный механизм в уголовном процессе включает в себя процессуальные гарантии прав и свобод личности, в том числе средства защиты прав потерпевшего, нарушенных опасным деянием, прав подозреваемого, подследственного и обвиняемого, а также средства защиты прав свидетелей, владельцев арестованного имущества и некоторых других прав.

Суд присяжных. В рамках судов общей юрисдикции при рассмотрении части уголовных дел в России восстановлен и такой институт, как суд присяжных, действовавший в период реформ императора Александра II. В современной России он был введен сначала только в пяти (1993 г.), затем еще четырех (1994 г.) субъектах РФ. С 1 января 2003 г. суды присяжных приступили к работе в 69 других субъектах РФ, с 1 июля 2003 г. - еще в шести. С 1 января 2004 г. к числу субъектов РФ, имеющих суды присяжных, присоединились четыре субъекта, а с 2007 г. суд присяжных появился и в Чечне.

Суды присяжных оказались действенной формой контроля качества работы следствия. Например, в 1995 г. примерно каждое третье дело, поступившее в суды, не передавалось на рассмотрение суда присяжных, а возвращалось на дополнительное расследование в силу нарушений в предварительном следствии. Суд присяжных способствовал усилению состязательности процесса, повышению ораторского искусства обвинителей, адвокатов, граждан. Присяжные выносят решения по делам о тяжких преступлениях, когда обвиняемому грозит смертная казнь, длительное лишение свободы или когда он категорически не согласен с обвинением и отрицает, что преступление совершил именно он.

Гражданское судопроизводство. В гражданском судопроизводстве, а из общего количества дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, около 75% составляют гражданские дела, постоянно возникает необходимость защиты тех или иных прав человека. К гражданским делам относятся те, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, кооперативных, а также из административно-правовых отношений. Именно в гражданском судопроизводстве решаются вопросы по защите чести, достоинства, деловой репутации граждан, прав вкладчиков банков (физических и юридических лиц), не имеющих возможности вернуть свои вклады, о нарушении избирательных прав граждан; о нарушении прав в связи с уплатой гражданами налогов. В отношении судов общей юрисдикции назревает необходимость применения абстрактного нормоконтроля, т.е. запроса в общих интересах, посредством которого такие суды могли бы активнее выносить решения, считать какие-либо акты недействующими в силу их противоречия Конституции РФ.

Мировые судьи. В связи с перегруженностью федеральных судов общей юрисдикции в субъектах РФ формируется институт мировых судей, приближенных к населению. В отличие от федеральных судов мировые судьи являются судьями субъектов Федерации. "Мировая юстиция" получила правовую нормативную базу с принятием Федерального закона "О мировых судьях в РФ" от 17 декабря 1998 г. Согласно Закону мировые судьи избираются или назначаются в соответствии с порядком, определяемым законом субъекта РФ, на срок не менее пяти лет. Они решают дела единолично. К компетенции мировых судей отнесена часть дел, решаемых ранее федеральными судами, именно: административные правонарушения (мелкое хулиганство и другие проступки), гражданские дела (по семейно-брачным отношениям, имущественные споры с ценой иска менее 500 минимальных размеров оплаты труда, об определении порядка пользования имуществом, включая жилые помещения и земельные участки, трудовые споры, кроме дел восстановления на работе). Мировые судьи решают и некоторые уголовные дела (о преступлениях, за совершение которых может быть назначено не свыше двух лет лишения свободы). Предполагалось расширить подсудность дел в мировых судах. В работе мировых судей важной является идея досудебного примирения (конвенции, соглашения) сторон в споре, за что таких судей и назвали мировыми. В 2002 г. такие судьи начали выполнять свои функции в Брянской, Пензенской, Ростовской, Курской, Саратовской, Нижегородской, Московской областях, Краснодарском крае. К настоящему времени число мировых судей в РФ составляет более 6 тысяч.

Арбитражные суды призваны эффективно разрешать споры в области предпринимательской деятельности и таким образом защищать экономические права граждан. Они разрешают споры между хозяйствующими субъектами (в том числе индивидуальными предпринимателями), а также между ними и государством. Принимаются к рассмотрению иски о возврате из бюджета тех средств, которые (по мнению заявителей) незаконно изъяла налоговая инспекция, при этом часть таких исков удовлетворяется. Принимаются иски в связи с нарушением закона о банкротстве, также иски к таможенным органам. Защищается деловая репутация предпринимателей, их права на товарные знаки, знаки обслуживания, патентные права.

Для увеличения возможностей защиты прав и свобод в судах предполагается создать апелляционные суды в системе арбитражных судов и досудебные конфликтные органы.

Специалисты и законодатели работали над подготовкой и принятием законов об административных судах, ювенальных судах, о таком негосударственном органе, как третейский суд, о внесении изменений и дополнений в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", "О судебной системе РФ", ФЗ "О статусе судей в РФ", ГПК РФ, в Арбитражный процессуальный кодекс и другие акты, направленные на совершенствование судебных правозащитных механизмов. Многие из этих законов уже приняты и вступили в силу. Предполагается и создание ювенальной юстиции в соответствии с положениями, которые были заложены еще в президентской программе "Дети России". Предстоит организовывать ювенальное судопроизводство в судах общей юрисдикции. С принятием ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" установлена организационная основа самоорганизации судей: порядок формирования квалификационных коллегий, созыва конференций и Всероссийского съезда судей, проведения общих собраний судей, выбора советов судей и др.

Одним из способов обеспечения прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор, в частности, так называемый общий надзор. Главная его задача - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Принятый в октябре 1995 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" наполнил эту деятельность новым содержанием. Те изменения, которые были внесены, настолько объемны и содержательны, что есть основания говорить о новом Федеральном законе о прокуратуре.

Этот Закон сохранил в качестве одной из основных функций прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и другими органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т.д. Однако среди надзорных приоритетов главным для органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнением законов, направленных на социальную защиту граждан, охрану трудовых, жилищных и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Одним из направлений деятельности прокуратуры по укреплению законности, защите прав и интересов граждан является работа с письмами и обращениями граждан, запросами депутатов. Статистика показывает, что количество поступающих в Генеральную прокуратуру обращений и запросов депутатов постоянно увеличивается.

В случае обнаружения органами прокуратуры фактов нарушения прав граждан в действие вступают достаточно специфичные формы реагирования: протест и представление прокурора, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Вывод: Судебные органы власти и органы Прокуратуры Российской Федерации занимают ключевое место в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, при этом в рамках реализации этой деятельности, являющейся основной целью деятельности государства, следует учитывать что она должна быть строго регламентирована и структурирована. В этой части определяющими являются положения 7 главы Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов и федерального законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.