КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каждый - в свой Мир
Вместе, а выйдем поврозь. Мы войдем в Мир образования Ваш комментарий Лекция 2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Античности.
Нет человека вне истории, но история реальна только в человеке, в его самоощущении внутри истории, его догадке о самом главном – о его месте во вселенной. С. Аверинцев
Введение 1В процессе работы над курсом мы будем рассматривать четыре большие эпохи: Античность, Средневековье, Новое время и Новейшее время.
2.Каждая из этих эпох достигала своего расцвета и переживала кризис.
3.Античность постоянно присутствовала и присутствует в европейской культуре. Это присутствие может быть: - в словах (сизифов труд, нить ариадны, гомерический хохот), - в текстах: литературы, драматургии, философии, мы называем авторов классика (Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Сенека, Гораций, Эсхилл, Еврипид, Софокл, Аристофан); -в памятниках искусства (скульптура, архитектура) - в идеях о человеке в мире, ряд этих идей переосмысливаются по принципу похожести, вызывают ассоциации. Ассоциация –связь между образом или явлением, которые вы встречаете, знакомясь с текстами о культуре и воспитании в античности и современными явлениями и процессами. Эта связь в сознаний вызывает ощущение похожести и помогает размышлять, сравнивая. Например: - психологическая атмосфера упадка античной культуры (кризиса Рима, во многом напоминает картину современных симптомов кризиса: пресыщение, цинизм, распад семьи, расцвет коррупции, политические апатия и атония..); - модель воспитания в условиях Спарты или утопия Государства Платона напоминают воспитание в советское время в условиях тоталитаризма;
- раннее язычество, где человек не знал личной вины, а отношения с Богами выстраивались по принципу: «-ты мне дай, помоги, а я отблагодарю сжиганием тучных тельцов» встречаются и в современных проявлениях религиозности.
Другое психологическое понятие, необходимое при обращении к текстам античности- архетип, то от греч. arche - начало и typos - образ) - первичный образ, коллективного бессознательного" (К. Юнг), т. е. лежащий в основе культуры и переходящий из поколения в поколение..
Например: (благородный воин, как архитип маскулинности, женский образ, сочетающий богиню и труженицу(Пенелопа), образ послушного солдата, сложившийся в Спарте, архетип спартанского воспитания) и т.д..
4. Обращаясь к истории мы будем искать не технологии воздействия на человека в условиях семьи и школы, а его самоощущение и мироощущение в контексте социокультурного пространства. Порождение ассоциаций и размышление об архетипах лежат в основе историко педагогического образования.
. 5.В каждой исторической эпохе складывался определенный тип личности, и присутствовало особое мироощущение.
Об этом С. Аверинцев как-то сказал, что:
античный мир был театром, где человек ощущал себя - зрителем,
средневековый мир был школой, где Христос являлся учителем, а каждый человек чувствовал себя учеником,
в Новое время – мир превратился в мастерскую, где человек стал работником.
Идея такого подхода к анализу истории принадлежит М.Бахтину и называется теорией диалога культур. Другая культура открывается исследователю только при серьёзном вопрошании, которое и возникает от переживаемой близости, чувства ассоциативности. Другая культура открывает исследователю многое, что её создатели не видели, не предполагали. Но при этом исследователь должен помнить, что он обращается к другой культуре, которая «вне» его, Бахтин назвал это «вненаходимостью».
В античности воспитательное влияние всего контекста жизни человека (стихийная социализация) и направленное воспитание (относительно осмысленное и относительно целенаправленное) слились. I. Можно выделить следующие факторы, влиявшие на воспитание и социализацию:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |