Наименование фактора
| Влияние на формирование организационной структуры управления
|
1. Характеристики внешней среды
1.1. Сложность, подвижность и неопределенность внешней среды предприятия (высокая степень вероятности воздействия)
|
Влияние индивидуально. Зависит от размера производственной организации, которая, в свою очередь, зависит от характера деятельности, уровня конкуренции, масштаба рынка.
Сильное влияние ситуационных переменных.
Децентрализация управления. Обеспечение маневренности и гибкости за счет введения в структуру управления элементов самонастройки, усиление маркетингового контура
|
1.2. Сложность, подвижность и неопределенность внешней среды предприятия (низкая степень вероятности воздействия)
| Влияние индивидуально и также зависит от размера организации. Значение ситуационных переменных слабое. При обеспечении адаптивности к внешней среде возрастает роль функции координации.
Механическая структура управления
|
2. Внешние факторы
2.1. Количество и размещение поставщиков всех видов ресурсов
| Для крупных фирм – усиление централизации снабжения с децентрализацией функций отделов поставок по группам продукции.
Для мелких и средних – снабжение организационно входит в коммерческий блок или закрепляется за блоком «производственное управление»
|
2.2. Характеристики непосредствен-но среды выхода – характеристики рынков сбыта продукции
| Для крупных и средних фирм – усиление маркетингового контура, введение системы двойного управления. Для мелких – повышение статуса маркетинговой службы вплоть до выделения его из коммерческой службы в самостоятельный блок
|
2.3. Жизненный цикл товара (ЖЦТ)
| Зависит от отрасли и состояния экономики страны (средняя продолжительность жизненного цикла в Германии – 4 года, в России – 13 лет).
Влияние на оргструктуру выражается в необходимости организационных изменений вслед за изменениями стадий жизненного цикла (эволюция оргструктур по стадиям ЖЦТ)
|
2.4. Размер организации:
а) крупная организация
б) средние организации
в) мелкие организации
|
Сильны в сфере стандартного бизнеса. Для России характерна господствующая установка на выживание и контроль над предприятием его директора. Сохранение тяготения к централизованному типу управления.
Как правило, занимают узкий сегмент рынка. Основные стратегии:
а) удержание нижнего сегмента отечественного рынка с повышенной ценовой чувствительностью – сохранение централизации управления;
б) гибкое манипулирование ассортиментом, учет специфических требований заказчика и послепродажное обслуживание – стремление к децентрализации управления.
Две крайние тенденции: либо несложная иерархическая структура, обладающая большой прочностью на вызов внешней среды, либо организация, построенная на принципах самоуправления с созданием автономных бригад
|
3. Внутренние факторы
3.1. Тип технологии:
а) единичное или мелкосерийное производство
б) крупносерийное, массовое и непрерывное производства
|
Технология влияет на производственную структуру. Изменения в оргструктуре зависят от способа обновления технологии:
а) изменение пропорций в использовании существующей – разработка и реализация проектов строительства и расширения производства;
б) модернизация существующей или создание новой – усиление блока НИОКР.
Децентрализация управления, адаптивные структуры с бригадной организацией труда.
Жесткая централизация управления и планирования. Возможно создание дублирующих подразделений и производств для привнесения конкуренции
|
3.2. Номенклатура выпуска
| Расширение номенклатуры выпуска создает предпосылки членения организации не только по функциональному принципу, но и по рыночным объектам (товарам и регионам). Выделение целевых объектов ставит вопрос координации структурных параметров и установления организационно-правовой формы, в рамках которой осуществляется эта координация
|
3.3. Организационные факторы:
а) соотносительность и взаимосвязь между субъектом и объектом управления
б) степень централизации механизма управления
в) характер и интенсивность внутренних связей
| Способствуют степени организованности системы, ее упорядоченности.
Организационная структура должна учитывать все виды соответствия объекта и субъекта управления (экономическое, социально-психологическое, организационное, технологическое).
Задает направление в организационном проектировании, определяет все основные характеристики оргструктуры (сложность, степень формализации механизма управления).
Целесообразная и наиболее экономичная система вертикальных и горизонтальных связей, разрабатываемая в процессе организационного проектирования
|
3.4. Экономические факторы: система планирования и оценки деятельности; внутрифирменный рыночный механизм; система материального стимулирования
| Ориентация на стратегическое планирование меняет систему планирования, контроля и мотивации. Стратегическое планирование и контроль отделяются от системы производственного планирования и контроля, что учитывается в оргпроектировании
|
3.5. Социально-психологические факторы
| Организация рассматривается как форма поддержания целенаправленного и скоординированного использования профессионального потенциала работников организации. Планирование культуры организации
|
4. Специальные факторы
4.1. «Эффект власти и контроля»
| Тип менеджмента, который предпочитает высшее руководство и от которого зависит степень централизации механизма управления
|
4.2. Компьютеризация информаци-онных процессов
| Структура организации во многом определяется методами сбора, обработки и передачи и хранения информации. Компьютеризация информационных процессов способствует уменьшению жесткости организаций
|
4.3. Мера участия собственника в профессиональном менеджменте
| Разграничение функций собственника и менеджера
|