КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Натуралистическая концепция эволюции
Органицистские, натуралистические идеи Г.Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии. Сам предмет социологии представлялся ему как изучение «роста, развития, строения и отправления общественного агрегата». Эволюция рассматривалась им как источник любого природного и общественного явления. В ее основе — проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции (концентрации, объединения) и дезинтеграции (дифференциации, рассеяния), ибо эволюция — это «интеграция вещества и рассеяние движения». Она всегда направлена на переход от неопределенного и простого к определенному и сложному. Г.Спенсер так определял свой всеобщий закон эволюции: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраняемое веществом движение претерпевает аналогичное превращение. Таким образом, и социальная эволюция выступает у Спенсера как автоматический, неодолимый, в общем и целом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. При этом в ходе эволюционных изменений сперва происходит переход от рассеянного состояния общества в концентрированное, а затем — от однородного состояния к разнородному. В соответствии с этим Г.Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а социальный прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации общества, отражающие все более высокие степени их внутренней сплоченности. Он подразделял в этой связи общества на простые, сложные вдвойне и втройне сложные, исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях Так, простое общество — это самостоятельное целое, составные части которого однородны и легко взаимозаменяемы, а их взаимодействие осуществляется под воздействием единого регулятора ради достижения общих целей. В сложном обществе структурно-функциональная социальная дифференциация исключает былую возможность легкой компенсации одной частью общества другой, что вызывает усиление их взаимозависимости, а тем самым хруп кость и уязвимость структуры всего общества. Это, в свою очередь, делает необходимым создание специальной регулирующей системы, способной контролировать действ та каждой составной части и осуществлять их координацию Так, переход от простого общества к сложному, а затем v. s обществу двойной сложности Г.Спенсер связывает, в частности, с переходом от кочевого к полуоседлому и оседлому обществам. В обществе двойной сложности уже нет кочевых племен, а его более высокая общественная организация включает трехступенчатую иерархическую структуру, когда простые группы оказываются включенными и подчиненными сложным, а эти последние — еще более высоким и сложным. К наиболее высокому типу обществ — обществу тройной сложности — Г.Спенсер относил все современные ему цивилизованные страны, а также древнюю Мексику, Ассирийскую, Египетскую и Римскую империи, проявившие прочность политического устройства. В основе прогресса общественной организации, по Спенсеру, лежит социальная дифференциация общества, развитие промышленности, науки и искусства.
Другая, более известная классификация общества Г. Спенсером связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Так, он различал «воинственные» и «индустриальные» типы обществ. В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации строгой дисциплине и принуждении «принудительная кооперация»), а индивид реально лишен свободы, растворен в обществе, его интересы подчинены общественным, а сам он полностью подчинен государству в целях осуществления функций обороны и нападения.
Во вторых типах обществ общественная организация преследует преимущественно не внешние, а внутренние, мирные цели. Главной задачей государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение, симпатии и право. Принудительная кооперация заменяется добровольным взаимодействием свободных и сознательных членов общества. Военный тип обществ отражает, по Спенсеру, более низкую, примитивную ступень общественного развития по сравнению с индустриальным типом. Переход от первого ко второму происходит в результате нормальной социальной эволюции. В ходе развития производства, обмена производственной деятельностью, мирного труда преобразуется природа, а вместе с этим и на основе этого — и всего общества. Г.Спенсер, как и О.Конт, выступил решительным противником революционных общественных перемен, сторонником «общественного равновесия», сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции, природы и общества. Он был противником и принципов, идеалов социализма, считая невозможным и ненужным устранение конкуренции, социального неравенства и дифференциации общества на богатых и бедных, сильных и слабых, управляющих и управляемых и т.д. Труды Г. Спенсера отразили новый этап становления социологии. Они были наиболее популярны во второй половине XIX в., адекватно отразив общие достижения и. тенденции развития философии, естествознания и обществоведения того периода. Заслуга Г. Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первым использовал такие важнейшие категории социологии, как социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и др. Характеризуя структуру общества, Г.Спенсер различал, например, три подсистемы — поддерживающую (экономика), распределительную (разделение труда) и регулирующую (государство), а также шесть типов социальных институтов (родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные). Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменений социальной структуры и социальных функций ее составных единиц, усиления дифференциации этих функций, естественного разделения труда в результате роста размеров структурных единиц. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Г.Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Возрождение идей Спенсера в рамках современной социологии нашло свое выражение и в формировании такого социологического направления, как неоэволюционизм (Л.Уайт, Дж.Стюард, Н.Смелзер, Э.Эйзенштад и др.), которое вместе с тем пересмотрело ряд важных положений классического эволюционизма.
Историческая ограниченность учения Г. Спенсера проявилась, прежде всего, в его биологизме, органицизме, механицизме и эволюционизме. Их недостаточность и односторонность обнаружилась уже к концу XIX в., что вызвало серьезную критику его взглядов, как среди естествоиспытателей, так и среди философов и обществоведов, в том числе и социологов.
Рекомендуемая литература:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |