КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эксперимент. Стандартизированные интервьюирование
Стандартизированные интервьюирование Наблюдение Вопрос Методы социологического исследования. Методическая часть Вторая часть программы состоит из следующих разделов: 2.1. Определение обследуемой совокупности, 2.2. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, 2.3. Логическая структура инструментария для сбора этой информации, 2.4. Логические схемы ее обработки на ЭВМ.
Большое место в программе исследования отводится обоснованию выбора методов сбора социологической информации и процедурам их применения. Сбор социологической информации представляет наибольший интерес потому, что именно на этом этапе работы добываются новые знания, которые, будучи обобщены и переработаны, помогают объяснить реальные и предсказать будущие события. Таким образом, достоверность и объективность новой информации зависят прежде всего от того, какими способами, приемами и средствами она была получена. Необходимо помнить, что в социологических исследованиях применяются многочисленные методы сбора информации. Одни из них распространены, другие применяются редко. Процедуры одних методов достаточно просты и понятны; другие требуют развитых навыков и тщательного изучения техники исполнения. Под социологическим методом принято понимать конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, которые используются при проведении исследований. Всякий сложившийся социологический метод включает в себя следующие элементы: 1) область применения, то есть круг объектов, ситуаций, где его применение наиболее эффективно; 2) процедуру применения; 3) инструментарий (если он необходим);
4) критерии оценки правильности применения метода и достоверности полученных результатов. В практике социологических исследований все используемые методы принято разделять на две большие группы: количественные и качественные методы,соответственно качественные исследования и количественные исследования. К количественным методам обычно относят следующие методы:опросы (массовые) контент-анализ документальных источников (формализованный, количественный) Данные методы связаны с изучением больших совокупностей и количественным анализом, осуществляемым с помощью компьютерной техники. Использование этих методов дает возможность достигать в определенной степени формализованного знания.Опрос – метод сбора первичной вербальной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опрос - это наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных. Искусство опроса состоит, в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий | философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается от них социологический опрос? Первая отличительная черт – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь, затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически — взаимопогашаются. В результате социолог получает, усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |