КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы профессионального пути по Хейвигхерту
Этапы профессионального пути по Д. Сьюпер Психологические аспекты профессионального становления личности. При определении профессионального пути Д. Сьюпер учитывал выяснение индивидом своих склонностей и способностей, поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я» - концепцию. 1. Роста (от рождения до 14 лет). Начинает развиваться «Я» концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в различных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается, появляются интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру. 2. Исследования (от 15 до 24 лет). Пытаются определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях, возможностях. 3. Упрочения карьеры (от 25-44 лет). Работники стараются занять положение в выбранной ими деятельности. В трудовой биографии эти годы оказываются наиболее творческими. 4. Сохранения достигнутого (от 45-65 лет). Работники стараются сохранить за собой положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе. 5. Спада (после 65). Физические и умственные силы начинают убывать. Характер работы меняется с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается. Критериями профессионального пути считал - приобретения установок и трудовых навыков, позволяющих стать полноценными работниками. 1. Идентификация с работником (от 5-10 лет.) Идентифицируют себя со своим работающими отцами и матерьми, намерение работать становится частью их «Я» концепции. 2. Приобретение трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10-15 лет). Учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач. При определенных обстоятельствах начинают следовать принципу «Вначале работа, а потом игра».
3. Приобретение профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать, приобретает трудовой опыт, который помогает выбрать и начать карьеру 4. Становление профессионала (от 25 до 45). Совершенствует свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинает продвигаться вверх по служебной лестнице. 5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры, начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом. 6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя на пенсию с удовлетворением вспоминают, о своих профессиональных достижениях. Е.А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала Оптант – человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии, границы периода задаются условиями жизни, культурой. Адепт- человек выбравший профессию осваивает ее. Адаптант – привыкание молодого специалиста к работе, адаптируется к нормам коллектива, изучает тонкости работы. Интернал – может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями. Мастер – работник может решать простые и трудные профессиональные задачи. Выделяется специальными качествами, широкой ориентировкой в профессиональной области, обрел свой индивидуальный стиль, результаты работы стабильно хороши, считает себя незаменимым. Авторитет - работник мастер своего дела, хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами, профессиональные задачи решает за счет большого опыта, умения организовывать свою работу, окружить себя помошниками. Наставник - мастер своего дела, в профессии обрастает учениками, последователями, коллеги готовы поучится, перенять опыт.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |