Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, задачи и формы работы профсоюзов сотрудников органов внутренних дел

 

В Федеральном законе № 342 «О службе в ОВД РФ» вопрос о профсоюзе работников ОВД не нашел своего отражения. Однако в Федеральном законе «О полиции». Данный вопрос нашел свое отражение в ст. 31 «Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) - в соответствии с которой, сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации[4]».

Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе в профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением ограничений, установленных настоящей статьей.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел и иные публичные акции протеста.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления на должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят только рекомендательный характер.

Как видно одной из форм проявления демократизма в органах внут­ренних дел, в том числе и полиции, являются общественные объединения. Они пред­ставляют собой самостоятельные, добровольные объединения сотрудников, содействующие развитию их творческой активно­сти в интересах укрепления законности и обеспечения право­порядка.

Общественные объединения в органах внутренних дел дей­ствуют в специфических условиях, и это вызывает необходи­мость регламентации отдельных сторон их функционирования.

Однако они имеют достаточный простор для своей деятель­ности и, вырабатывая коллективное мнение сотрудников по важнейшим вопросам жизни и деятельности, оказывают влия­ние на формирование как управленческих решений, так и мо­рально-нравственной атмосферы в коллективе.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел характеризуется процессом перехода от отдельных, слабо свя­занных между собой общественных объединений к целостной системе демократических институтов.

Участие сотрудников в управлении делами служебных кол­лективов, при наличии широких социальных возможностей, мо­жет осуществляться только через систему демократических структур. Она складывалась и развивалась постепенно, отражая потребности жизни и деятельности различных структурных эле­ментов Министерства внутренних дел РФ.

Исторический экскурс в прошлое показывает, что в 1907 г. в речи во второй Государственной Думе министр внутренних дел и Председатель Совета министров П. А. Столыпин заявлял о подготовке полицейской реформы. Для поднятия престижа полицейской службы и «укрепления служебной устойчивости» се сотрудников одним из элементов реформы стала постанов­ка вопроса в руководстве МВД о создании клубов для сотруд­ников полиции, учреждений судов чести, формировании про­фессиональной этики. Для решения вопросов ответственности увольнения полицейских за нарушение этических норм, «не­служебные проступки» предлагалось создание специальных при­сутствий под председательством губернатора. Все это вписы­валось в демократизацию общественной жизни, ослабление ро­ли сословных привилегий в формировании корпуса государст­венных служащих.

Что же такое общественное объединение сотрудников в ор­ганах внутренних дел? Под общественным объединением в ор­гане внутренних дел следует понимать добровольные, самоуп­равляемые, созданные по инициативе сотрудников объедине­ния, основанные на общем интересе к определенной сфере жиз­недеятельности.

Общественные объединения строят свою деятельность на ос­нове законов и иных правовых актов. Они призваны реализо­вывать самостоятельность, инициативу и творческую активность людей в деле совершенствования правопорядка, в создании не­обходимых условий для выполнения сотрудниками своих обя­занностей, формировании необходимых профессиональных ка­честв, в укреплении нравственного здоровья коллективов, со­циальной защищенности сотрудников, формировании общест­венного мнения по явлениям социальной жизни.

Сегодня общественные институты органов внутренних дел включают в себя: профсоюзы (ассоциации), фонды, добро­вольные общества (культурные, научные, научно-технические, спортивные и т. д.), а также другие общественные формирова­ния и структуры.

Необходимо классифицировать общественные объедине­ния по следующим основаниям: происхождению и назначению; организационному строению; направлению деятельности и ха­рактеру интереса.

В зависимости от происхождения и назначения обществен­ные институты делятся на две большие группы: общественные объединения, созданные в рамках Министерства внутренних дел и предназначенные только для органов внутренних дел, и об­щественные объединения, представляющие собой отделения, филиалы общереспубликанских объединений.

Общественные объединения по организационному строению можно классифицировать следующим образом:

1. Массовые общественные объединения (профсоюзы, ас­социации, фонды, ветеранские организации, спортивная феде­рация работников милиции России и др.). Они создаются по инициативе общественности на началах добровольного членст­ва. В управлении делами данных объединений, в формирова­нии органов и контроле за их деятельностью участвуют непо­средственно или через своих представителей все члены соот­ветствующих объединений. Массовые общественные объединения имеют выборные органы и действуют на основе своих уставов.

2. Самодеятельные представительные объединения (офицер­ские собрания, женские советы, общество автолюбителей, сове­ты воинов-интернационалистов, чернобыльцев и др.) избирают­ся из числа сотрудников и членов их семей и действуют на основе соответствующих положений.

Состав самодеятельных общественных объединений периоди­чески обновляется и пополняется в порядке их выборов соот­ветствующими коллективами. Их деятельность связана с теми коллективами, которые их избрали, и подотчетна им. Для них характерны устойчивые внутриорганизационные связи.

3. Внештатные органы общественного содействия (советы наставников, суды чести, комиссии по изобретательству и ра­ционализации, советы клубов, библиотек, музеев, уголков и комнат истории, слушательского управления и др.).

Эти органы формируются из представителей общественно­сти на основе взаимного интереса сотрудников и руководства органов внутренних дел по инициативе одной из сторон, но в то же время не утрачивая своего общественного характера. В отличие от аналогичных гражданских органов, они не выпол­няют функции штатных звеньев органов управления.

В зависимости от характера интереса и направленности дея­тельности общественные структуры можно подразделить на объединения социальной, профессиональной, культурно-воспи­тательной и физкультурно-спортивной направленности.

Каждое направление, в свою очередь, может иметь несколь­ко разновидностей. Содержание деятельности общественных объединений социальной направленности сводится главным об­разом к реализации потенциала служебных коллективов и отдельных личностей в решении таких, напри­мер, проблем, как организация и проведение мероприятий го­сударственного и внутриведомственного масштаба (выборы, ре­ферендумы, обсуждения проектов законов и различных норма­тивных актов, поиск новых форм воспитательной работы с личным составом и взаимодействия органов внутренних дел с об­ществом и структурами государственной власти и местного са­моуправления) в целях защиты интересов сотрудников, членов их семей как полноправных граждан данного государства.

В систему социальных объединений входят профсоюзные, молодежные, ветеранские объединения, ассоциации: воинов-интернационалистов органов внутренних дел и внутренних войск России, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС «МВД — Щит Чернобыля», обществен­ные органы патриотической направленности, создаваемые на временной основе и приуроченные к определенному событию в жизни государства или органа внутренних дел.

Целью общественных объединений профессиональной на­правленности является реализация самостоятельности и творче­ского потенциала людей в интересах укрепления правопоряд­ка и борьбы с преступностью.

Общественные объединения культурно-воспитательной на­правленности сосредоточивают свою деятельность на развитии общей культуры сотрудников, на формировании эстетического вкуса, здоровых интересов и стремления к духовному самосо­вершенствованию, всестороннему и гармоничному развитию личности.

Общественные структуры физкультурно-спортивной направ­ленности призваны реализовать общественный потенциал кол­лективов в развитии физической культуры и спорта.

В практической деятельности при организации взаимодей­ствия руководителем, а также представителем общественности необходимо учитывать особенности деятельности общественных объединений в правоохранительных органах.

Во-первых, цели и задачи их деятельности регламентиру­ются спецификой функционирования организации, где осново­полагающим принципом является единоначалие, а все члены общественных объединений — сотрудники, деятельность кото­рых определяется приказами и распоряжениями начальников. Во-вторых, основное внимание общественных организаций сосредоточивается в конечном счете на укреплении правопо­рядка и борьбы с преступностью. В служебной деятельности сотрудники не связаны решениями политических партий и дви­жений, а руководствуются требованиями законов.

Во- вторых, формы деятельности в значительной мере зави­сят от особенностей уклада жизни и деятельности органов внутренних дел, не допускается вмешательство общественных объединений в оперативную деятельность руководителя. В свя­зи с особенностями службы происходит некоторое сужение де­мократических начал, а определенная часть демократических институтов создается по инициативе как администрации, так и общественности.

В-третьих, на общественные объединения распространя­ются правовые основы деятельности органов внутренних дел. Приказы, инструкции, положения и наставления регламентиру­ют деятельность некоторых спортивных, молодежных, научных организаций, творческих союзов и других, работающих на пра­вах общественных, демократических институтов.

Исходя из особенностей общественных образований, их ро­ли и места в структуре служебного коллектива (социальной ор­ганизации), можно выделить следующие структуру и характер их взаимосвязи с руководством органа внутренних дел. Они со­стоят в следующем: орган управления координирует работу со­ветов клуба, наставников, библиотек, уголков и комнат исто­рии, спорткомитетов, советов музеев и других общественных органов, являющихся частью внутренней структуры служебно­го коллектива; оказывает методическую помощь ассоциациям воинов-интернационалистов, чернобыльцев, женщин, работаю­щих в системе правоохранительных органов, обществу книго­любов и автолюбителей, советам ветеранов, офицерскому соб­ранию, судам чести, советам слушательского самоуправления и т. д.; взаимодействует на принципиальной основе с профес­сиональными союзами (ассоциациями) и фондами.

Качественным отличием общественных объединений от ад­министративных структур органов внутренних дел является - доб­ровольность образования, демократический способ существо­вания и функционирования, предполагающий выборность и подотчетность руководящих органов коллективу, гласность и широкое обсуждение всеми членами организаций вопросов, входящих в их компетенцию. Являясь по характеру своей дея­тельности демократическими, общественные организации согласуют ее, исходя из специфики органов внутренних дел, с деятельностью органов управления и действуют как в интере­сах коллектива, так и всего общества одновременно.

 

§ 5. Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вопросу о борьбе с коррупцией в ОВД в настоящее время уделяется пристальное внимание на уровне руководства государства, а также со стороны обычных граждан РФ.

В частности в 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция это - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

· б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» - на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции»

Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О полиции» - на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» - за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона «О службе в ОВД РФ».

Таким образом, в настоящее время вопрос о коррупции среди сотрудников ОВД является наиболее актуальным, и находит свое отражение в действующем законодательстве РФ, в связи с чем, постоянно совершенствуется законодательная база по вопросу противодействия коррупции, которая уже приносит свои «плоды» в данной сфере. Кроме того, для снижения уровня коррупции со стороны руководства государства должна проводиться в том числе и социальная политика направленная на повышение социальной защищенности сотрудников ОВД. Необходимо отметить, что от снижения уровня коррупции среди сотрудников ОВД также зависит и престиж ОВД среди гражданского населения РФ.

 

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что служебная дисциплина в ор­ганах внутренних дел обязывает каждого сотрудника к безупреч­ному соблюдению норм Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, добросовестному исполнению служебного долга, совершенствованию профессионального уров­ня, внимательному отношению к сослуживцам, к запросам на­селения, соблюдению прав и свобод личности. Она достигается применением мер дисциплинарного воздействия (поощрений и взысканий). Важное место в укреплении служебной дисцип­лины в настоящее время отводится и вопросу борьбы с коррупцией среди сотрудников ОВД РФ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Служебная проверка. Порядок назначения, проведения и оформления результатов | Дополнительная. 1. Конституция РФ 1993 // Собрание законодательства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.