КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-план инвестиционного проекта
Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой совокупность организационных и финансово-экономических решений для достижения поставленных целей. Следует отметить, что обычный бизнес-план относится к конкретной организации с определенными активами и персоналом, а бизнес-план инвестиционного проекта, как правило, не имеет конкретного юридического лица. И если мы рассчитываем получить инвестиции, то должны научиться обосновывать все аспекты использования инвестиционных средств; Количество разделов в конкретном бизнес-плане проекта в зависимости от сферы инвестирования, поставленной цели и других факторов (торговля, промышленное производство, транспортные услуги, сфера обслуживания, строительство и т. д.) может быть от 7 до 14. Например, для торговли достаточно разработать всего 7 разделов (резюме, оценка рынка сбыта, конкуренция, организационный план, оценка риска и страхование, финансовый план, стратегия финансирования). Желательно привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля, консультанты по управлению. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес- планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов. Современная теория конкурентоспособности, нашедшая, в частности, развитие в книгах профессора Гарвардского университета Майкла Портера, выделяет два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. Правда, смысл, вкладываемый в эти термины, иной, чем вы могли предположить, прочтя их.
Под «более низкими издержками» понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а «способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты». Иными словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, вы должны быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром — от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Неспособность выстроить эту цепочку сведет на нет успех в любом из ее звеньев. Действительно, если вы придумали интересную новинку, вызвавшую большой спрос, но плохо организовали производство, то затраты и цена товара окажутся слишком высокими, и покупатели отвернутся от вас. Аналогичным образом, если вы хорошо сконструировали новый товар и наладили его производство, но не сумели найти умелых торговцев, которые будут его сбывать, вас опять ждет неудача. Они для покрытия высоких собственных затрат либо потребуют чрезмерной торговой скидки, лишив с таким трудом добытой прибыли, либо установят соответственно завышенную торговую наценку и цену на товар, что может свести на нет всю экономию затрат, которой вам удалось достичь за счет удачной конструкции и эффективной технологии производства. Не столь однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом «специализация». Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного вида товаров, как можно было бы подумать, а «способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену в среднем более высокую, чем у ваших конкурентов». Иначе, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ вы должны научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо более высоким качеством — при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.
Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: низшего и высшего порядка. Преимущества низшего порядка связаны с возможностью использования дешевых: рабочей силы, материалов (сырья), энергии. Низший порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть вами потеряны либо из-за роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно также могут быть использованы (или перекуплены) вашими конкурентами. Иными словами, преимущества низшего порядка не способны обеспечить устойчивое превосходство над конкурентами. Иное дело — преимущества высшего порядка. К ним принято относить: оригинальную продукцию, уникальную технологию и специалистов, репутацию фирмы. И действительно, если ваше конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для уничтожения такого преимущества вашими конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучшее. Предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю. Предприниматель должен предоставить готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики. Теперь рассмотрим основные аспекты каждого раздела бизнес-плана. 1. Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание: — заголовок плана; — дата его подготовки;
— кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон; — для кого подготовлен план; — иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, — так фиксируется право предпринимателя на свою идею. Оглавление — это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы. 2. Резюме. Резюме бизнес-плана является одним из главных его разделов. В резюме отражается комплексная оценка инвестиционного проекта, реализуемого в организации. Формируется резюме в последнюю очередь после проработки всех разделов бизнес-плана. Объем резюме не должен превышать 4 страниц. В то же время в нем должны быть четко сформулированы большие преимущества будущего проекта. Отсюда следует, что раздел резюме излагается предельно просто и лаконично с применением минимума специальных терминов. По своей структуре резюме должно содержать следующую информацию: ■ описание проекта и организации, где он должен быть реализован; ■ сектор экономики в соответствующей отрасли (например, производство определенной продукции); ■ юридический адрес организации; ■ описание сложившейся ситуации на рынке в области производства будущей продукции; ■ преимущество вашего проекта перед конкурентами; ■ сведения о квалификации управленческого персонала и рабочих; ■ сведения о поставщиках всех видов ресурсов; ■ потребность в инвестициях и состав потенциальных инвесторов; ■ цена единицы будущей продукции и ее годовая программа; ■ оценка эффективности инвестиций; ■ определение сроков, в течение которых будут возвращены кредиты, взятые для производства продукции. Для того чтобы резюме было запоминающимся, следует в приложении к нему дать фотографию или рисунок будущей продукции. В резюме следует подчеркнуть, какие риски и вознаграждения могут ожидать инвесторов.
3. История бизнеса. Этот раздел составляется, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы. В разделе говорится о том, каковы основные этапы развития бизнеса, какие услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами в количественных показателях. 4. Продукция. Во втором разделе бизнес-плана описывается продукция, которую вы хотите предложить будущим покупателям и ради чего задумывается весь проект. Никто в мире не даст финансирования просто на строительство какой-либо организации или для открытия своего дела. От вас потребуют предельно четкого описания того, что вы хотите выпускать, каким образом продукция должна удовлетворять потребности будущих потребителей, что особенного в вашем проекте, почему потребители будут отличать ее от товаров конкурирующих организаций и какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта или технологии. Важным обстоятельством в этом случае является изготовление опытного образца и его наглядное представление, полученное с помощью вашей технологии. Получить финансирование под идею практически невозможно. Это связано с тем, что без изготовления доведенного до товарного вида опытного образца будущего изделия у инвестора нет образного представления о перспективе реализации вашего товара. Особенно такое условие характерно во взаимоотношениях между нашими и зарубежными бизнесменами. Таким образом, для успешной реализации бизнес-плана следует решить следующие вопросы: изготовить опытный образец, доведенный до товарного вида, в раздел плана включить четкую фотографию будущего товара или рисунок; указать примерные затраты на изготовление товара; указать цену товара и получаемую прибыль; организовать сервис товаров (для технических изделий). В разделе бизнес-плана «продукция» важно охарактеризовать основные качественные параметры вашего товара, преимущества его дизайна и даже особенности его упаковки, в которой он будет продаваться. Такое условие имеет важное значение для товаров, предназначенных для продажи на мировом рынке, а также будет играть все большую роль и на нашем внутреннем рынке в связи с поступлением товаров из-за рубежа. Оценка рынка сбыта. Оценка рынка сбыта продукции является одним из важных разделов бизнес-плана. Как показывает опыт, неудача большинства провалившихся со временем проектов была связана со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Изложение оценки рынка сбыта должно содержаться на 5 — 6 страницах текста, в которых отражаются предварительно собранные и обработанные данные по исследованию рынка сбыта. Процесс исследования рынка должен проводиться в четыре этапа: ■ определение типа данных, которые вам нужны; ■ поиск необходимых данных; ■ анализ данных; ■ реализация мероприятий, направленных на эффективное использование данных. Первые сведения, которые требуются для оценки рынка сбыта: кто будет потребителем вашего товара или услуг, где ваша ниша на рынке. Не нужно настраиваться на самые оптимистичные прогнозы в отношении ваших товаров. Оптимистичный настрой может привести к неправильной оценке существующей ситуации на рынке. Конкуренция. Конкуренция представляет собой составную часть рыночной экономики. Развитый рынок немыслим без конкуренции. Отсюда — настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов. В этом разделе бизнес-плана вы должны сообщить вашим потенциальным партнерам и инвесторам все, что вы знаете о конкуренции на том рынке, куда должны поступить ваши товары и ответить на следующие вопросы: ■ кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров? ■ как обстоят дела с объемами продаж товаров, доходами и внедрением новых моделей? ■ что собой представляют товары конкурентов? ■ каков уровень цен на продукцию конкурентов? 5. Стратегия маркетинга. Стратегический маркетинг в данном случае можно рассматривать в зависимости от экономического содержания как комплексную систему организационно-сбытовой деятельности организации, направленную на обеспечение реализации продукции, ее движение от производителя к потребителю, формирование спроса и стимулирования сбыта продукции (ФОССТИС) в целях получения максимального дохода. Основными элементами стратегического маркетинга являются: ценообразование продукции, ФОССТИС, реклама, организация обслуживания клиентов, формирование «имиджа» на рынке реализации товаров. Рассмотрим основные варианты стратегии маркетинга: 1. Стратегия дифференциации — один из наиболее широко используемых видов стратегии. Сущность этого вида стратегии в том, что организация выделяет свою продукцию или услуги в качестве особых, отличных от конкурирующих, и тем самым обеспечивает автономность спроса на рынке. Одним из главных методов обеспечения дифференциации является обеспечение более высокого качества и потребительских свойств продукции или услуг по сравнению с продукцией или услугами конкурентов. 2. Стратегия минимальных издержек — проведение политики, которая связывает достижение конкурентных преимуществ продукции с обеспечением более дешевого ее производства и сбыта продукции. 3. Стратегия узкой специализации — использование преимуществ продукции организации на относительно небольших сегментах рынка. 4. Стратегия вертикальной интеграции — расширение сбытовой деятельности организации посредством присоединения организаций-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов. 5. Диверсификация — стратегия маркетинга, направленная на расширение сфер деятельности организации на рынках новых продуктов, производство которых не связано с основным производством организации. 6. Стратегия поддержания уровня сбыта — сохранение существующей рыночной доли и уровня рентабельности. 6. План производства. План производства разрабатывается только теми предпринимателями, которые будут заниматься производством продукции. Основная задача этого раздела бизнес-плана состоит в том, чтобы доказать потенциальным партнерам реальность производства планируемой продукции требуемого качества и в установленные сроки. Для современных предпринимателей план производства представляет собой трудный раздел бизнес-плана. Это связано с нестабильностью хозяйственных связей, ненадежностью поставщиков, невозможностью получения качественных комплектующих изделий и материалов для собственного производства. Географическое положение. Необходимо описать планируемое местоположение производства и обсудить его преимущества и недостатки в таких вопросах, как: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы. Для сферы обслуживания близость к заказчику является определяющей. Удачное расположение фирмы — один из важнейших факторов успеха проекта. При этом следует указать: 1) адрес фирмы; 2) особенности помещения; 3) наличие собственной или арендуемой земли; 4) необходимость реконструкции зданий; 5) имеются ли зональные ограничения на занятие данным видом бизнеса в близлежащих районах; 6) наиболее распространенные виды бизнеса в регионе; 7) причины выбора места расположения фирмы. Необходимо также отметить возможные изменения в условиях работы, например, демографические подвижки, изменения в муниципальном распоряжении. Имеющиеся условия и их улучшение. Если фирма уже работает, необходимо указать условия ее работы. Описание включает заводские и офисные площади, склады и земельные участки, машины, специальные инструменты и другое оборудование. Целесообразно отметить, достаточна ли имеющаяся производственная база для осуществления проекта и каковы перспективы ее расширения. Одним из главных подразделов плана производства является определение производственной мощности организации. Под производственной мощностью организации понимается максимально возможный годовой (суточный, сменный) выпуск продукции при использовании производственного оборудования и производственных площадей. Производственная мощность измеряется в натуральных единицах: штуках, метрах, тоннах и т. п. В отличие от проектной, плановая мощность рассчитывается на основании применяемых технологических процессов, наличного оборудования имеющихся производственных площадей. В целом по организации мощность определяется как сумма мощностей производственных единиц, входящих в данную организацию. Мощность организации является величиной динамичной, изменяющейся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и календарной дате. Основное влияние на величину производственной мощности оказывает группа технических факторов. К ним относятся: ■ количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов; ■ уровень прогрессивности используемого оборудования; ■ возрастной состав оборудования; ■ уровень экстенсивного (во времени) и интенсивного (по мощности) использования основных фондов; ■ степень прогрессивности применяемых технологических процессов и оснастки; ■ степень пропорциональности по мощности; ■ качество сырья. В состав организационных факторов входят: степень специализации, концентрации и кооперирования. К группе экономических факторов относятся: формы оплаты труда, наличие систем мотивации труда. Социальные факторы включают: профессиональный, квалификационный и общеобразовательный уровень коллектива работников организации. Главным элементом плана производства может стать схема производственных потоков в организации. На схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья, материалов, комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию. Данные раздела «план производства» рекомендуется рассчитывать на 2 — 3 года вперед, а для крупных организаций — на 3 — 5 лет. Рабочая сила. Дается расчет численности персонала, необходимого для качественного и эффективного производства продукции (услуг). Если квалификация рабочей силы неадекватна потребностям фирмы, описываются методы обучения персонала до требуемого уровня и обсуждается программа обучения новому делу в краткосрочном (первый год) и перспективном (2-5 лет) периодах. Указываются затраты на обучение работников в различные моменты осуществления проекта. 7. План себестоимости. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на ее производство и реализацию. В укрупненном виде себестоимость продукции включает стоимость израсходованного сырья, материалов, топлива, энергии, инструмента, заработную плату ППП, затраты на амортизацию и ремонт основных фондов и другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость продукции является одним из основных показателей экономической эффективности хозяйственных и организационно-технических мероприятий. Текущие издержки производства учитываются при выборе наиболее эффективного распределения капитальных вложений. Показатель себестоимости используется при расчете экономической эффективности новой техники, технологических процессов, новых материалов и т. д. План по себестоимости тесно связан с другими разделами бизнес-плана и рассчитывается на их основе. Планирование себестоимости состоит в установлении затрат на производство продукции и выявлении возможностей их снижения. Виды плановых расчетов приведены на рис. 8.6. 8. План МТО и сбыта. Под материально-техническим обеспечением (МТО) понимается процесс планомерного распределения средств производства между потребителями. Каждое предприятие выступает, с одной стороны, как потребитель материально-вещественных ресурсов, а с другой стороны — как производитель или поставщик определенных видов продукции. В первом случае получение материальных ценностей является материально-техническим снабжением, во втором случае — поставка производимой продукции — ее сбытом и реализацией.
Организация и планирование материально-технического обеспечения в организации состоит, прежде всего, в расчете потребности в материалах, сырье, топливе и других материальных ресурсах, которые строятся на соответствующей нормативной базе. Нормативная база включает нормы расхода материальных ресурсов и нормы производственных запасов. Нормы расхода — это максимально допустимая величина затрат сырья, материалов на изготовление единицы продукции. Потребность в материальных ресурсах в организации определяется умножением нормы расхода данного материала для одного изделия на количество запланированных изделий в год. В условиях многономенклатурного производства потребность рассчитывается укрупненным способом по типовому представителю, т. е. для одной из машин определенного типа. Потребность в материалах для ремонтных нужд устанавливается на тысячу условных единиц ремонтной сложности. В настоящее время существуют две формы продвижения материальных ресурсов к потребителю — транзитная и складская. Транзитная форма предусматривает их отправку организацией-поставщиком непосредственно организации-потребителю в количестве не ниже транзитной нормы, определяемой грузоподъемностью вагона. Эта форма доставки сокращает транспортные, погрyзочно- разгрузочные и складские расходы, а также сроки доставки грузов и поэтому на ее долю приходится 75% общего объема поставок предметов материально-технического снабжения. В то же время складская форма передвижения материальных ресурсов предусматривает доставку грузов от организации-поставщика организации-потребителю через склад территориального управления материально-технического обеспечения. 9. Организационный план. В этом разделе бизнес-плана рассматриваются организационные вопросы, а также процесс их выполнения, здесь главными выступают квалификационные вопросы. Т. е. в данном случае указываются: ■ какие специалисты (профиль, образование, опыт) и с какой заработной платой понадобятся вам для успешного ведения дел? ■ каким образом вы будете осуществлять набор этих специалистов? ■ будет ли у них постоянная, временная работа или по совместительству? ■ есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму? ■ краткая характеристика каждого работника по уровню квалификации, по прежнему опыту работы и по полезности для вашей организации. 10. Юридический план. Юридический план особенно важен для вновь организуемых организаций и фирм. В плане указывается организационно-правовая юридическая форма построения организации или фирмы. Речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: - акционерное общество (закрытого или открытого типа); - хозяйственное товарищество; кооператив; - государственное унитарное предприятие; совместная организация; малое предприятие. Оценка риска и страхование. Вероятность каждого типа риска различна, также как и сумма убытков, которые они могут вызвать. От организации требуется хотя бы ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны и во что они могут обойтись. Отсюда должен быть ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери? Ответ должен состоять из двух разделов: в первом разделе указываются организационные меры профилактики риска, а во втором — программа страхования от рисков. Например, при риске сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих изделий можно разработать альтернативную программу транспортировки материалов и комплектующих с помощью авиационного или автомобильного транспорта. 11. План технического развития. Базой повышения эффективности производства является систематическое развитие техники. Освоение нововведений в этой области оказывает решающее влияние на обновление выпускаемой продукции, применяемой технологии, техники и на рациональное использование производственных ресурсов. Работа по техническому развитию должна проводиться по следующим направлениям: техническое переоснащение, подготовка производства новых видов продукции, освоение новой техники и технологии, совершенствование производственной инфраструктуры. Система машин и оборудования составляет техническую базу производства, функционирующую в определенных технологических и организационных формах. Организационные формы отражают объемные, пространственные и другие комбинации системы машин. Различают две основные части состава технической базы — активную, состоящую из рабочих машин и механизмов и вспомогательную, т. е. основные фонды, создающие предпосылки для осуществления процесса производства (здания, сооружения, транспортные средства и т. п.). Техническая база постоянно меняется. Она пополняется новым оборудованием и другими средствами производства, устаревшие машины и механизмы модернизируются или обновляются, меняется планировка и организация их применения. Основные стадии технического развития производства приведены на рис. 8.7. На стадии текущего совершенствования производится модернизация составных блоков, перестраиваются технологические процессы. Модернизация оборудования — это внесение в конструкцию действующего оборудования изменений с целью устранения морального износа, повышения его технико-экономических параметров и доведение их до уровня современных требований. По степени совершенствования устаревшего оборудования различают частичную и комплексную модернизацию. Первая характеризуется улучшением технико-экономических показателей, вторая — полностью устраняет моральный износ оборудования. Рис, 8.7. Схема стадий технического развития Локальное расширение технической базы осуществляется, главным образом, с целью устранения так называемых узких мест. Оно осуществляется путем расширения производственных площадей узких участков и установки дополнительного оборудования или замены менее прогрессивного более прогрессивным оборудованием. Реконструкция и техническое переоснащение производства представляет собой замену устаревших средств производства более прогрессивными. В этом случае в технологию и организацию производства вносятся изменения, влияющие на технологические и экономические параметры. В процессе реконструкции предусматривается переход на новую технологию или выпуск новой продукции, рост производительности и улучшение социальных условий труда. 12. Финансовый план. Финансовый план является завершающим этапом разработки бизнес-плана и призван обобщить все результаты предыдущих разделов бизнес-плана и представить их в стоимостном выражении (рис. 8.8).
Рис. 8.8. Построение финансового плана
Прогноз объемов реализации продукции призван дать представление о той доле рынка, которую вы предполагаете «завоевать» своей продукцией. Причем, как правило, принято составлять такой прогноз натри года вперед. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго — поквартально, для третьего года приводится общая сумма продаж за 12 месяцев. Для данного случая предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется Предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная со второго года нужно будет заниматься прогнозными оценками. Важно, чтобы ваши оценки были реалистичными, т. к., в конечном итоге, именно исходя из этих цифр, будет покупаться оборудование, будут расходоваться денежные ресурсы, наниматься новые работники и т. д. Баланс денежных расходов и поступлений — это документ, позволяющий оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т. е. до начала реализации, а затем — по ходу выполнения поставленной задачи. Следует отметить, что западные предприниматели относятся к планированию денежных потоков более серьезно, чем российские, воспринимающие безналичный оборот средств более индифферентно. Главная задача баланса денежных расходов — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит проверить будущую ликвидность вашей организации при реализации данного проекта. Отсюда и информация для определения общей стоимости всего проекта. Действительно, если сбыт вашей продукции будет связан с длительным «омертвлением» средств в расчетах с покупателями, т. е. в дебиторской задолженности, то для поддержания вашей ликвидности придется первое время делать регулярные «впрыскивания» денежных средств, сумма которых увеличит вашу потребность в инвестициях. Следует отметить, что проблемы с ликвидностью — серьезная причина коммерческих неудач предпринимателей в рыночной экономике. Таблица доходов и затрат — документ с достаточно простой структурой. Он состоит из следующих показателей: ■ доходы от продаж товаров; ■ издержки производства товаров; ■ суммарная прибыль от продаж; ■ общепроизводственные расходы; ■ чистая прибыль. Основная задача этого документа — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль (для первого года — помесячно, для второго — поквартально, для третьего — в расчете на год). Сводный баланс активов и пассивов рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ не менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов. Для более наглядного отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности. Точка безубыточности представляет собой точку, найденную алгебраическим или графическим методом, в которой доходы от реализации продукции равны полным затратам на производство.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |