КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки и сущность молодежных проблем
Технология социальной работы с молодежью в пенитенциарных учреждениях. Пенитенциарный — относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. В системе органов внутренних дел (МВД) на смену инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) пришли подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Приемники-распределители для несовершеннолетних преобразованы в центры временной изоляции. В последние годы активно развивается движение специалистов по закреплению особого направления в юриспруденции — ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция — система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т.е. охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права. Согласно другому подходу — система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом правонарушений, т. е. в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой. Исправительными учреждениями, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г.), являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), которые были приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки, чтобы помочь им в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должна обеспечиваться вся необходимая помощь —социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, интересов и полноценного развития.
В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г. указываются три цели наказания: — восстановление социальной справедливости; — исправление осужденного; — предупреждение совершения новых преступлений. В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации были утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки в СИЗО, были введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий. Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается участвовать в отправлении религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви, в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий. Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой деятельности, духовно-просветительской работы, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.
В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных: — повышается их социальный статус; — препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которой подвержены большинство попавших в заключение; — открывает возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения; — помогает выработать адекватную самооценку и т.д. В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе, как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социального работника. Однако социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами6: — она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях; — ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью; — она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»; — она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания; — она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру; — социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.
В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники, призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д. Основными задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Обязанностью социального работника является также работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи. Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом. Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д. Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются прежде всего в оказании помощи заключенным: — в осознании необходимости изменения своей судьбы. Установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;
— в анализе своих противоправных поступков и потребностей; — в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта; — в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например умения принимать ответственные решения; — в решении административных и финансовых вопросов. Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В статье 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются пять основных направлений исправления и перевоспитания заключенных7: — режим отбывания наказания — система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания; —общественно-полезный труд — выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей; — воспитательная работа: к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание; — общеобразовательная подготовка; — профессиональная подготовка; — оперативная деятельность — направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений. Особое внимание следует обратить также на организацию свободного времени заключенных, необходимо создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с реальностью проведения свободного времени вне стен учреждения с последующим обсуждением. Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов, денежных расчетов. Для этого производится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10—12 человек (ведение общей кассы для осуществления необходимых покупок, приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности. К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. Все эти мероприятия и формы работы предусматривают прежде всего установление и развитие социально-полезных связей между заключенным и внешним миром. Все социальные связи, которые поддерживает заключенный можно условно разделить на социально-полезные, социально-нейтральные и социально-негативные. При определении социально полезных связей необходимо учитывать следующие критерии: заключенный стремится к их устойчивости и стабильности, возлагает определенные надежды на их сохранение и развитие в будущем; эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально приемлемым стандартам. Таким образом, социально-полезные связи имеют три особенности: заключенный является их активным субъектом; они имеют большое значение для заключенного; они позитивно влияют на самого клиента. Объектом социально-полезных связей могут выступать семья, близкие и друзья, представители бывшего трудового коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления. Задача социального работника — выступать активным посредником, всячески способствовать развитию социально-полезных связей заключенного. Все эти формы работы уже представлены в деятельности учреждений лишения свободы за рубежом. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем: • она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости; • ее объектом являются лица с высоким ндексом социального неблагополучия и повышенной стрёссогенностью; • режим отбывания наказания, т.е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания; • общественно-полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей; • воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание); • общеобразовательная подготовка: • профессиональная подготовка: • оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлении. Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельную деятельность. которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов. Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются: «развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром» повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса; «помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого; • содействие в обеспечении приемлемых сопиально-бытовых • помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля; • содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.; • организация и обеспечение социальной защиты тех катего- • помощь заключенным в поиске социально приемлемой для • помощь в разрешении и изображении конфликтных ситуаций; • социальное развитие и прогноз развитие учреждения; • содействие социально-правовой защищенности персонала. Этот перечень свидетельствует о том, что некоторые задачи свойственны только социальной работе, другие являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой, психологией и психиатрией. Работа с заключенными осуществляется в несколько этапов: 1 этап – При поступлении осужденного в колонию социальный педагог изучаются его документы, документы суда, его личность и причины отклонений в поведении. На этой основе планируется работа с осужденными, определяются формы и методы этой работы. 2 этап – является главным. Реализуется составленная программа. Оказывается помощь подопечному в адаптации к группе, предусматривается возможность конфликта с другими заключенными. Эффективность выполнения программы зависит от ряда причин: – особенностей осужденного; – срока пребывания в колонии; – коллектива, в который он попал; – воспитательных возможностей учреждения. 3 этап – Заключительный. По отбытии наказания заключенным оцениваются результаты всей работы коллектива колонии. Задачи социальной работы с осужденными: – помощь осужденным в преодолении кризиса в связи с нахождением под арестом; – помощь в составлении плана организации свободного времени на период лишения свободы; – представление интересов осужденных, исполнения посреднических функций между осужденными и администрацией; – контроль за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, помощь в проведении профилактики заболеваний; – предупреждение рецидивов; – разработка предложений об улучшении положения в местах лишения свободы, содействия в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий; – помощь в социальном развитии заключенного несовершеннолетнего, включая повышение его социальной культуры, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля; – содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, наркологии, психиатрии и др.; – организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (инвалиды, несовершеннолетние и т.д.); – помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, социального интереса; – поддержание контакта между осужденным и их родственниками, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром; – подготовка осужденных к освобождению: а) помощь в поиске родственников и налаживании утерянных связей, помощь в организации свиданий; б) юридическая консультация осужденных об их правах и обязанностях; в) помощь с трудоустройством и жильем; г) предупреждение родственников освобожденного. При освобождении должны быть выполнены следующие моменты: 1) осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, личные документы, ценные бумаги, документы об освобождении и его трудовой деятельности; 2) до истечения срока необходимо уведомить местные органы самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства осужденного о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоустройстве и имеющихся специальностях; 3) осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются деньгами или продуктами питания; 4) при отсутствии одежды, необходимой по сезону или средств на её приобретение, осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. Поэтому необходимо создать систему социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Эта работа должна включать социальную реабилитацию и постпенитенциарную адаптацию. Социальная реабилитация должна предусматривать не только комплекс мер социального характера (оказание содействия в восстановлении родственных связей, оформлении и получении документов, трудовом и бытовом устройстве), но и мероприятия социально-педагогической направленности. В постпенитенциарный период осуществляется социальная адаптация. Она помогает освободившемуся осужденному включают в реальные социальные процессы и отношения. В постпенитенциарный этап у освободившегося может возникнуть необходимость в получении помощи: – в оформлении документов; – в поиске работы; – в поиске места проживания и прописки; – в решении проблем здоровья; – в налаживании отношений с родственниками; – в решении психологических затруднений; – материальной помощи. Все проблемы решаются в разных учреждениях и инстанциях, требуют обращения к разным специалистам. Оказание социальной помощи бывшему осужденному должно включать социально-педагогическую составляющую, направленную на развитие адаптационных механизмов. Специфика молодежных проблем: -в молодежной популяции существует более тесная связь между медико-биологическими характеристиками субъекта и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении мир взрослых; -молодое поколение характеризуется собственным набором социальных проблем, свойственных ему в большей степени, чем всем другим социальным группам; -молодежные проблемы в большей степени влияют на перспективы развития общества (например, преступность среди несовершеннолетних в большей степени повлияет на нравственные нормы, нежели чем преступность среди группы населения в возрасте 40-65 лет); -подростки, молодежь в большей степени чувствуют, сопереживают свои неудачи, это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, что значительно снижает их способность цивилизованно решать конфликтные ситуации; -молодежные проблемы в большой степени связаны с общими социальными проблемам, противоречиями общества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |