КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммерческая деятельность и основы логистики
Классификация складов оптовой торговли и их устройство, эффективность использования Цели и задачи торговых предприятий определяют особенности технологического, технического и организационного характера, присущие их структурным подразделениям — складам. Эти особенности обуславливают неоднородность функций различных складов, позволяющую объединять их в отдельные группы или виды. Многообразие функциональных признаков позволяет классифицировать товарные склады. Научно обоснованная классификация товарных складов имеет большое значение для совершенствования складских процессов, оказывающих существенное влияние на уровень и темпы развития складского хозяйства торговли, его эффективное использование. Классификация товарных складов является методологической основой для правильного определения основных направлений их развития и выявления резервов рационального использования. Ниже приведены основные функциональные признаки классификации, обуславливающие виды товарных складов (табл. 1). Таблица 1 - Классификация товарных складов
В настоящее время применяют устройство складов с использованием унифицированных типовых секций модульного типа высокой индустриальной готовности. Это удешевляет строительство складов и позволяет вводить их в эксплуатацию по мере потребности.
Конструктивные решения складских зданий должны предусматривать: • дальнейшее развитие полносборных каркасных конструкций с увеличенной сеткой опор, повышение степени сборности и уменьшение количества монтажных единиц; • улучшение конструкций стен, перегородок, перекрытий, покрытий, полов, дверных и оконных проемов зданий и сооружений с учетом повышения эксплуатационных качеств ограждений на основе применения новых эффективных конструкций и материалов; • снижение массы строительных конструкций путем применения эффективных строительных и теплоизоляционных материалов (легких ячеистых бетонов, • асбоцементов, полистирола и пр.), а также использование местных строительных материалов с целью снижения стоимости строительства; • применение конструкций с гладкими потолками для камер хранения картофеля, овощей и фруктов; • улучшение антикоррозийной защиты строительных конструкций. Современным направлением в проектировании и строительстве товарных складов является сооружение одноэтажных высотных механизированных и автоматизированных стеллажных складов, оснащенных высокопроизводительным технологическим и подъемно-транспортным оборудованием. Наиболее эффективно строительство таких складов при использовании больших складских емкостей, предназначенных для хранения товаров, имеющих высокую оборачиваемость.
Логистика — наука управления совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Ее практическое применение в коммерческой деятельности обеспечивается созданием логистических систем, позволяющих минимизировать издержки обращения путем рационализации потоков. Рассмотрим компоненты, составляющие логистику (рис. 5). Логистика выделяется как самостоятельное научное направление на основе следующих признаков классификации. Первым признаком является рассмотрение логистики как процесс управления продвижением ресурсов в направлении от рынков факторов производства к рынкам товаров. Вторым признаком классификации являются ресурсы, группируемые по составляющим логистического потока. Ресурсная логистика представляется следующими элементами: материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики. Третий признак классификации логистики определяется сферой ее приложения в предпринимательской деятельности и является по своему характеру отраслевым. Предпринимательство (бизнес) представляет собой
Рис. 5. Компоненты логистики инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, с целью получения прибыли. Наиболее распространенными видами бизнеса выступают: производственное, финансовое предпринимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются: производственная логистика, логистика финансов и коммерческая логистика, составные части которой представлены на рисунке 6. Коммерция представляет собой предпринимательскую деятельность на рынке в условиях свободного товарно-денежного обмена, определяемого пропорциями между спросом и предложением товаров и регулируемого государством с помощью экономических рычагов.
Коммерция как форма товарного обращения обусловлена необходимостью удовлетворения платежеспособной потребности производственных предприятий (товаропроизводителей) и конечных потребителей на рынке. Для нее характерны: свободная реализация товарно-материальных ценностей, возможность выбора потребителями поставщика, расчеты на основе свободных рыночных цен. Коммерция как экономическая структура представляет собой совокупность фирм (предприятий), которые приобретают, хранят товары преимущественно крупными партиями и перепродают их производственным потребителям, розничной торговле, конечным потребителям, оказывая при этом сопутствующие услуги. Из экономической сути коммерции следует и функциональное наполнение коммерческой логистики. Предприятие является одновременно покупателем и поставщиком товара, так что в процессе коммерческой деятельности происходит движение права собственности на товар — правомочий собственника: владение, пользование, распоряжение. С точки зрения ресурсного аспекта, коммерческая логистика включает все многообразие ресурсной логистики: материальную логистику, информационную логистику, финансовую логистику и логистику кадров. В настоящее время наиболее распространенным является подход к коммерческой логистике как к научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материалопотоками в сферах производства и обращения — как к системе, обеспечивающей транспортно-складские процессы, и как к торгово-закупочной деятельности. Организационные формы и экономические методы логистического управления товародвижением, методы и средства его информационного и кадрового обеспечения, технические средства управления призваны максимально сократить совокупные затраты на всех стадиях хранения и передвижения товаров. Материально-технической основой логистического потока являются: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооружения, средства связи и передачи информации. В нем участвуют различные специалисты и обслуживающий персонал, применяются разнообразные технологии и правила перевозки. Варианты взаимодействия отдельных элементов между собой представляют логистические цепи.
По отношению к логистической цепи однопорядковой, но не идентичной категорией является логистический канал — частично упорядоченное множество, состоящее из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков. Потребитель и поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора перевозчика, страховщика и т. д. по различным критериям (качество услуг, цена и др.) и с помощью различных методов (рейтинг, применение исследования операций). По результатам сделанного выбора логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Таким образом, в отличие от логистического канала логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, фактически участвующих в логистической операции. Параметрами логистической цепи являются: • организационный коэффициент звенности (показывает, сколько раз продукция была перепродана); • складской коэффициент звенности (показывает, сколько перевалок прошла продукция на том же пути). Формы, методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка и органически связаны с системой взаимных услуг коммерческого, производственного, информационного характера, оказываемых субъектами рынка, с посреднической деятельностью, с политикой отношений между производителями и потребителями. Основными юридическими лицами, осуществляющими товародвижение, являются транспортные и складские предприятия. Кроме них к субъектам логистической инфраструктуры товарного рынка относятся также организации коммерческого посредничества. Они непосредственно или косвенно предопределяют материалопотоки в сфере товарного обращения при установлении, формировании хозяйственных связей и выборе способа доставки товаров. Процесс доставки товаров потребителю включает несколько стадий: нахождение продукции в форме сбытового запаса у поставщика до момента ее отгрузки; загрузка транспортных средств; собственно транспортировка товара; выгрузка товара и его доставка на склад потребителя; пребывание товара на складе в форме запаса до момента потребления. Логистика охватывает все стадии товародвижения, изучает и учитывает на практике эти стадии в комплексе (рис. 7). Рис. 6. Составные части коммерческой логистики
В силу своей целевой ориентации коммерческая логистика тесно взаимодействует с маркетингом. Если маркетинг — наука о рынке, то коммерческая логитика Рис. 7. Направления деятельности логистики снабжения на предприятии Отсюда следует, что логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаимодействия в рыночных условиях. И, наоборот, возникают новые требования к коммуникационному обеспечению хозяйственных связей, к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. При этом комплексно рассматриваются, оцениваются и выбираются экономичные способы доставки грузов, применяются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и правила, тарифы и перевозочная документация. Если маркетинг — наука о рынке, то коммерческая логистика наука о физическом распределении материальных ресурсов, которое непосредственно связано со складированием и движением готовой продукции и сырья от источника материально-технического обеспечения к началу производственного процесса и далее. В приложении к материальному потоку маркетинг теоретически подготавливает почву для его беспрепятственного продвижения, а логистика практически (физически) доводит материальный поток до потребителя. На уровне каждого предприятия коммерческая логистика представляет материально-техническое обеспечение, транспорт, производство, складирование, сбыт единым, непрерывным процессом и считает нецелесообразным их разграничение на обособленные стадии и операции. В интересах согласования целей материально-технического обеспечения, производства и сбыта она предполагает формирование общей логистической концепции. Концепция разрабатывается на основе стратегических целей предприятия, которые могут меняться под воздействием рыночной конъюнктуры. Конфликтные цели между отдельными функциональными подразделениями преодолеваются созданием централизованных звеньев логистики, выполняющих свою регулирующую функцию в соответствии с компетенциями и ответственностью.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |