КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российский фонд фундаментальных исследований нуждается в модернизации
Справочно Базовые принципы деятельности РФФИ отрицать нельзя ни в коем случае — это три кита, на которых покоится «честная наука». Но я полагаю, что некоторые коррективы в деятельность этого Фонда внести необходимо. Актуальность тех небольших грантов, которыми РФФИ, по сути, не давал загаснуть инициативе научных работников, сегодня утрачена. Необходимо пересмотреть структуру финансирования Фондом проектов, усилить его вовлечённость в технологическое обновление российской экономики. Чтобы понять, почему небольшие гранты более не актуальны, нужно разобраться в том, какова институциональная разница между «отцом» и «сыном», то есть «их» NSF и нашим РФФИ, который с NSF был в некотором смысле скопирован. Происходящие в последнее время события в мировой экономике убедительно показывают, что грядёт определённый пересмотр существующих институциональных, финансовых, экономических моделей и подходов. Россия несколько лет развивалась в условиях положительного ценового шока, собирая экспортные доходы в «кубышки», и пользовалась дешёвыми внешними деньгами. Сейчас придётся жить в условиях больших неопределённостей, дорогих денег, а конкуренция между странами и их компаниями перейдёт из области доступа к дешёвым источникам сырья и рабочей силы к умению на устойчивой основе производить знания и инновации. Но для качественного функционирования национальной инновационной системы необходимо создать соответствующие элементы, реформировать институциональное окружение науки. Необходимо создать условия, способствующие преобразованию научных знаний в инновации и стимулирующие коммерциализацию результатов научных исследований.
Основными отечественными фондами, осуществляющими грантовую поддержку научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальных наук без каких-либо ведомственных ограничений, являются РФФИ и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Через первый распределяются порядка 6% от расходов бюджета на гражданскую науку, через второй — примерно 1%. Считается, что прообразом этих фондов является американский Национальный научный фонд (National Scientific Foundation, NSF), с работой которого в начале 90-х годов знакомилась делегация российских чиновников и учёных, часть этого опыта была перенесена на российскую почву. В 1992 году были сформированы РФФИ и РГНФ, а в 1993 году — сеть из более чем полусотни государственных научных центров (ГНЦ). Чем руководствовались реформаторы при создании РФФИ? Главный принцип — независимая экспертиза научных проектов по принципу peer-review силами авторитетных («по гамбургскому счёту» — по качеству научных публикаций) учёных и исследователей, независимых от грантодателя. Была разработана методика проведения всесторонней оценки проектов и создана уникальная, пожалуй, самая широкая в стране сеть из нескольких десятков тысяч экспертов. Таблица. Распределение финансирования по видам деятельности
Второй принцип — финансирование самых мелких структурных единиц, научных групп. Организации в конкурсах РФФИ участия не принимают, деньги на исследования попадают непосредственно исполнителям проектов, минуя «административные карманы».
Третий принцип — финансирование инициативных проектов. Фонд не выполняет государственный заказ, а даёт деньги на удовлетворение «научного любопытства», разумеется, если оно поддержано экспертами. Суммы грантов РФФИ относительно лотовых конкурсов, скажем, государственных программ невелики, хотя они, конечно, увеличиваются и параллельно с общим ростом научного бюджета, и в рамках выбранных самим Фондом направлений, которые ориентированы на создание прикладных заделов фундаментальных проектов (конкурсы ОФИ и ОФИ-Ц). Распределение средств между областями знаний по направлению «Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ» на 2008 год Все эти базовые принципы вполне демократичны и честны по отношению непосредственно к фундаментальным учёным, хотя не стоит забывать, что и в благородной оболочке прекрасно работает всё тот же административный ресурс и уважаемые академики делают всё возможное, чтобы поддержать своё направление и своих учеников. Но это полбеды, тем более что в Фонде сменилось руководство, и значительно обновился совет. На мой взгляд, эти решения могут способствовать как раз избавлению РФФИ от избыточного давления выдающихся учёных и организаторов науки из РАН. Главное заключается в другом. На мой взгляд, актуальность тех небольших грантов, которыми РФФИ, по сути, не давал загаснуть инициативе научных работников, сегодня утрачена. Базовые принципы деятельности РФФИ отрицать нельзя ни в коем случае — это три кита, на которых покоится «честная наука». Но пересмотреть структуру финансирования проектов (а сейчас примерно 70% средств Фонда тратится на мелкие инициативные фундаментальные проекты), пересмотреть вписанность РФФИ в значительно изменившуюся за последние годы структуру финансирования сектора исследований и разработок, определить вовлечённость в технологическое обновление российской экономики, на мой взгляд, необходимо. Это тем более важно, если речь идёт об использовании накопленного опыта РФФИ по направлениям и темам научных исследований, инициированных «снизу».
Кроме того, не стоит забывать, что и ситуация изменилась. В 90-е годы РФФИ работал на поддержку активных учёных, не хотевших выезжать из страны или менять профессию. А сегодня активные учёные не имеют больших проблем ни с деньгами, ни с оборудованием (конечно, совсем без проблем не бывает, но они решаемы). Надо отдавать отчёт в том, что сегодня страна стоит перед вызовами, которые требуют крупных решений, направленных на преодоление разрыва между производством знаний и внедрением новых технологий. Это не дежурная банальность, а вопрос национальной безопасности. За генерацию знаний у нас отвечает Российская академия наук, во всяком случае, если судить по сотням миллиардов рублей, которые ей выделяет налогоплательщик на реализацию программы фундаментальных исследований. И я не понимаю, отчего эффективно действующий бюджетный фонд должен по-прежнему заниматься по большей части «поддержкой штанов» для инициативных научных групп. Сейчас, когда в РАН активно вводятся целевые программы, системы научной конкуренции (в частности, показатели результативности ПРНД), можно полагать, что инструменты, нацеленные на конкурсное финансирование и финансирование, ориентированное на конечный результат, уже созданы в достаточном количестве, и поддерживать мелкие гранты уже нет острой необходимости. Более того, есть подозрения, что нынешний формат грантов РФФИ, наоборот, начинает поддерживать всё более слабых исследователей, не желающих конкурировать в рамках «тяжёлых инструментов» с жёсткими требованиями к результатам.
В этой связи имеет смысл: 1. Переориентировать РФФИ на первоочередное финансирование поисковых исследований, ранних стадий прикладных исследований, стимулировать ранние стадии процесса преобразования научных знаний в инновационный продукт. 2. Более жёстко увязать его деятельность с другими институциональными механизмами поддержки науки и инноваций — конкурсами Роснауки, деятельностью государственных корпораций и венчурными проектами. В заключение ещё раз подчеркну: модернизации должны подвергнуться не принципы функционирования РФФИ, но структура его непосредственной деятельности.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)
В 2009 году финансирование научных исследований из бюджета будет увеличено на 26% Минфин РФ обнародовал проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Этот уже второй в истории России трёхлетний бюджет сейчас рассматривается в Государственной думе. Общий объём финансирования федеральных целевых программ, согласно документу, в 2009 году составит более 1,054 триллиона рублей. На программу развития образования в 2009 году выделено 12,9 миллиардов рублей. А вот в 2010 году бюджет российского образования сократится на 10%: предполагается активно использовать внебюджетные источники финансирования и другие программы. Бюджет ряда программ в 2010 году сократится на порядок по сравнению с 2009 годом. Это касается программы реформирования военного образования, а также строительства жилья для молодых учёных. Если сокращение финансирования военного образования связано с завершением реформы, то вопрос о строительстве жилья для молодых учёных пока остаётся открытым. Финансирование из бюджета научных исследований и разработок в ближайшие три года планируется значительно увеличить. В следующем году на эти цели будет направлено из бюджета 18,2 миллиардов рублей, в 2010 году бюджет этой программы возрастёт на 26%, в 2011 году — ещё на 27%. Со следующего года стартует ещё одна федеральная программа — «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с бюджетом 9,6 миллиардов рублей. В последующие годы финансирование этого направления планируется значительно увеличить. На программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ» в 2009 году предусмотрено 7,9 миллиардов рублей. Объём финансирования программы в 2010 году существенно не изменится и составит примерно 7,5 миллиардов рублей. Расходы бюджета на финансирование Федеральных целевых программ (тыс. руб.)
Наиболее успешными можно признать меры по развитию форм финансирования науки – сокращение доли сметного финансирования, реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, введение льготных режимов для государственных научных фондов (последние вступили в силу с 1 января 2008 г.), законодательное обеспечение интеграции образования и науки (принято в декабре 2007 г.).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |