Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Сознание как общественный феномен

Использование параметра Черные строки для сравнения документов

С помощью данного параметра можно сравнить документы и вывести на экран только отличия между этими документами. Сравниваемые документы не изменяются. При использовании данного типа сравнения различия между двумя документами всегда отображаются в третьем документе.

Если требуется сравнить исправления, сделанные несколькими рецензентами, данный параметр выбирать не следует. Воспользуйтесь одной из других команд объединения.

1. Откройте исправленную версию документа.

2. В меню Сервис выберите команду Сравнить и объединить исправления.

3. Установите флажок Черные строки.

4. Выберите исходный документ.

5. Нажмите кнопку Сравнить.

Если какая-либо из версий документа содержит ранее внесенные исправления, на экран выводится сообщение. Чтобы сравнить документы, нажмите кнопку Да.

  1. Проблема сознания в истории философии и культуры.
  2. Психофизическая проблема и ее решения. Теория отражения.
  3. Социальная сущность сознания.
  4. Субъективная реальность и онтология сознания.
  5. Проблема происхождения сознания

 

У человека есть удивительные способности, которые выделяют его из мира живой природы: человек способен своим разумом проникнуть в отдаленное прошлое, попытаться заглянуть в будущее, человек способен создавать миры, существующие лишь в фантазии, и строить, а затем и воплощать, планы, идеи и проекты… Однако благодаря чему возможно все это? В чем принципиальное отличие человека от других биологических видов? Уже с глубокой древности мыслители искали ответы на этот вопрос, пытаясь разгадать тайну одного из наиболее загадочных феноменов – сознания. В 20 веке поиском ответов на эти вопросы занимается философия сознания - философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Что ж такое сознание? Традиционно принято такое определение сознания:

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Таким образом, сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. То есть сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Однако, когда мы размышляем о сознании, мы используем и другие, связанные с понятием сознания, понятия. Такие как разум, мышление, самосознание, мозг, душа, рассудок. Попытаемся разобраться в этом многообразии.

Сознание – это способность сознавать, осознавать, то есть отдавать себе отчет о своем состоянии, о действиях и месте в мире. И следует разграничивать сознание и мышление.

Мышление – это способность мыслить - фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание же - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта (того, кто осознает) и объекта (того, что именно осознается), сознания и мира. Сознание является предпосылкой мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, "Я" мышления и чувства. Но само сознание еще не есть мышление. Сознание - только способность соотнесения себя с миром, способность отличения себя от всего остального.

Выделяют следующие формы сознания:

самосознание - это осознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще, это рефлексия сознания относительно себя. То есть самосознание является и актом рефлексии (акт сознания, направленный на свое знание) и результатом такой рефлексии – как знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. Сознание есть всегда - оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Сответственно этому, самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

рассудок - это мыслящее сознание, т.е. постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), Рассудок выражается в категориях и соотносительных понятиях как внутреннее-внешнее, явление-сущность, конечное-бесконечное и т.д. Само название «рассудок» происходит от глагола рассуждать, и поэтому рассудок можно понимать как ту часть сознания, благодаря которой выполняется условие рассуждения – непротиворечивость, как защитника здравого смысла.

разум – как самосознающий рассудок. Разум - термин, под которым понимается существенная для человека как такового способность осмыслять всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. С этим свойством связана видовая характеристика человека как Человека разумного (Homo sapiens).

Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум же соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

 

дух - высшая форма сознания, включающая в себя все другие формы, это разум в своем практическом, нравственном применении, это внутренняя сущность человека, совокупность черт характера, знаний, убеждений, темперамента. Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви и знаменитый философ 6-7 в.в., писал: «И Дух понимается многоразличным образом. Есть Дух Святой. И действия Духа Святаго называются духами. Дух есть и благий Ангел; дух — и демон; дух есть и душа; иногда и ум называется духом; дух — и ветер; дух — и воздух.»

Но действительно ли сознание наличествует только у человека? И в чем же отличие сознания от психики высших животных? И какие психические феномены свойственны как человеку, так и высшим животным?

- самосознанием обладают и человек, и высшие животные: так коты, собаки, лисы способны отличить свои территориальные метки от чужих;

- чувства и эмоции присущи как человеку, так и животным;

- интеллект (общая способность к познанию и решению проблем) является свойством и человека, и высших животных – они способны решать задачи

- речь и общение также не являются специфическими свойствами человека, т.к. и животные имеют свою систему сигналов, при помощи которой передают друг другу определенную информацию.

- большой объем головного мозга также не является специфической особенностью человека: среди животных самым большим мозгом обладают киты, у синего кита головной мозг весит 6800 граммов, примерно в пять раз больше человеческого. Вес мозга индийского слона около 5000, северного дельфина белухи - 2350, дельфина афалины - 1735 граммов. Мозг новорожденного человека - 350 гр., взрослого – в пределах 1020 – 1970 гр, а средний вес – около 1350 гр. При чем по данным антропологии, мозг кроманьонца был больше, чем средний вес мозга современного человека – 1880 гр и вмещает 40-50 млрд. клеток. Однако сознание – это не мозг, деятельность мозга является только физиологической основой сознания. Левое полушарие отвечает за рациональное мышление, правое - за образное восприятие мира.

Исключительной чертой человека является р азум, т.е. способность осмыслять всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, это отличительное свойство вида Homo sapiens.

 

Вернемся к основополагающему вопросу: что же такое сознание? В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Однако под "сознанием" понимается не психическая способность тела, а фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно.

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, "выйти" за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект.

В то же время, термин "сознание" в философии не употребляют, когда речь идет о движении "внутри" мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент - как опыт возможной соотнесенности с миром.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании:

какова природа сознания

как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом.

Хотя споры о сознании ведутся еще со времен Античности, впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Рене Декартом - французским философом, математиком и астрономом 17 века. В философии Нового времени было создано несколько теорий сознания, среди основных можно перечислить следующие:

Дуализм - теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Р. Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Логический бихевиоризм - теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, т. е. либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Среди представителей логического бихевиоризма были Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Сторонники физикализма ставят ценность какого-либо положения любой науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики, «физикалий». Предложения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишенные научного смысла.

Идеализм - это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорждем Беркли, английским философом 18 века. Он полагал, что бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает: "быть — значит быть воспринимаемым".

Материализм - теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов были Ф. Энгельс, В. Ленин, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон и др.

Функционализм - это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, т. е. выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюиса, Хилари Патнэма, Дэниела Деннета.

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Б. Рассела, Питера Стросона.

Феноменологическая теория представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность (от лат. intentio — намерение) это понятие, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

Эмерджентная теория - теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта, оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой, несводимой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекул воды несводимы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Дж. Серл.

Итак, еще в Античности Платон полагал, что человек является единством души и тела, в 17 веке Рене Декарт поставил проблему сознания как психофизическую проблему: Как в человеке соотносится его тело и дух, каким образом они соотносятся друг с другом?

Сам Декарт считал, что мир состоит из двух субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа.

Существует два основных направления решения психофизической проблемы — это дуализм и монизм.

Дуализм исходит из предположения о том, что сознание обладает особой природой, принципиально несводимой к физической материальной реальности.

Монизм исторически имеет три разновидности:

Идеалистическую - утверждающую, что материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога), сейчас она в основном разделяется некоторыми представителями религиозной философии;

Материалистическую - утверждает, что сознание является элементом материальной действительности. Другими словами, существует только мозг, а сознание является его порождением;

«нейтральную» - его представители считают, что в основании и материи, и сознания лежит некоторая третья нейтральная реальность, эта позиция малораспространена.

Давайте более подробно остановимся на материалистическом решении психофизической проблемы.

Материалистическая философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания.

Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы бытия.

Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.

В диалектическом материализме была сформулирована теория отражения как теория, описывающая суть и происхождение сознания. Ее мировоззренческим основанием служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения:

механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны, стареют и разрушаются.Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система.Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия среды, вызывающая активность (имеются уже растений).Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений.Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологические важные условия среды.На основе этого происходит проявление зачатков психической формы отражения. Это свойство живых организмов (позвоночных) целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, И.М.Сеченов).Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении существенно важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, защитный, половой и т.д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую форму психологического отражения называют нервно-психологической т.к. рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой. На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает и развивается опережающее отражение действительности. Такое отражение у животных осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно образным предметным мышлением. Физический механизм его назван первой сигнальной системой (Павлов). Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условием формирования сознания.Поэтому для возникновения сознания необходимы были как биологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются: Активная вулканическая деятельность Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки Изменение климата на Земле Космические воздействия, «пассеонарные» толчки Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков:1. Тела, приспособленного для прямохождения;2. Кисти, развитые для тонких манипуляций;3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;4. Голой кожи;5. Развитой первой сигнальной системой;6. Стадной формы обитания пра-людей; Они не стали решающими для появления человека, и только социальные условия могли сыграть решающую роль. Это: 1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметовприроды в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлениемих в совместном труде и общении. 2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде иобщении, формирование языка. 3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывая взаимное влияние. Т.о. сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками исоциальными условиями. Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:ПознавательнаяПрогноза, предвидения, целепологанияДоказательства истинности знанияЦенностнаяКоммуникативнаяРегулятивная

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Общественное сознание "живет" в конкретных формах: в

политическом,

правовом,

нравственном,

эстетическом сознании,

в философии и

в религиозном сознании.

На начальных ступенях существования человеческой цивилизации в результате низкой степени зрелости сознание фактически не дифференцировалось. Аморфное, примитивное сознание людей было "непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни". В процессе разделения труда стали выделяться различные формы общественного сознания, приобретая специфические признаки. Сначала оформилась мораль, затем религия, искусство. Позднее выделились в самостоятельные формы общественного сознания политическое сознание, правовое сознание, философия.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания.

Как мы видим, на сегодняшний день не существует общепризнанного решения психофизической проблемы. Некоторые философы считают, что это не случайно, поскольку в самом вопросе о соотношении сознания и тела содержится ошибка, поскольку такая проблема является всего лишь лингвистической головоломкой. Критики психофизической проблемы указывают, что неверно спрашивать, как ментальные и биологические состояния соотносятся друг с другом. Нужно просто признать, что люди могут описываться разными способами — например, в рамках ментального (психологического) или биологического словарей. Такого рода проблемы возникают, когда мы пытаемся описать один словарь в терминах другого, или когда ментальный словарь используется в неверном контексте. (Райл, Патнем). Другие мыслители считают, что хотя проблема соотношения тела и сознания сформулирована корректно, мы принципиально не способны дать на неё удовлетворительный ответ. Например, Колин Макгинн считает, что вопрос о природе сознании вообще лежит за пределами наших когнитивных (познавательных) способностей. Каждый биологический вид имеет определенные ограничения. Например, собаки не в состоянии доказать теорему Пифагора. Точно также люди не в состоянии создать удовлетворительной теории сознания. Томас Нагель считает, что дело не в ограниченности нашей биологической природы, а в том, что сознание нельзя исследовать стандартными научными методами. Наука пытается построить полностью объективную картину действительности, устранив все конкретные субъективные «точки зрения» на мир. Поэтому сознание принципиально ускользает из поля зрения ученых. Более того, когда мы изучаем сознание, то исследователь сам является частью предмета своего изучения. Сознание, таким образом, есть условие возможности науки и не может быть её предметом. Доказывая подобную точку зрения, Нагель предложил задаться вопросом о том, что значит быть летучей мышью: на что похож субъективный опыт существа, ориентирующегося в пространстве при помощи радара? Ответить на этот вопрос наука не может, и точно также она не способна понять природу «обычного» человеческого сознания. Статья Нагеля «На что похоже быть летучей мышью?» стала предметом обширной полемики в современной философии.

С проблемой сознания тесно связана проблема искусственного интеллекта. Программисты способны создавать такие программы, которые позволяют компьютерам выполнять задачи, для решения которых биологическим существам потребовалось бы наличие разумного сознания. Простейший пример — это выполнение арифметических операций. Однако очевидно, что умножая числа, компьютеры не используют сознания. Может ли у них однажды появиться нечто, что мы могли бы назвать сознанием? Этот вопрос вынесен сегодня в заголовок многочисленных философских дебатов, связанных с исследованиями в области искусственного интеллекта.

Дж. Серл предложил различать «слабый» и «сильный» искусственный интеллект. Главная цель «слабого» состоит в построении успешной модели моделирования ментальных состояний, которая не предполагает наделение компьютеров подлинным сознанием. Цель «сильного» искусственного интеллекта, напротив, заключается в построении компьютерной системы, которая была бы столь же сознательной, как и человек. Последняя программа восходит к идеям британского математика Алана Тьюринга. Отвечая на вопрос о том, могут ли компьютеры мыслить, он сформулировал знаменитый тест Тьюринга. Тьюринг считал, что мы можем говорить о том, что компьютер «мыслит», если не можем отличить ответы компьютера, полученные в ходе анонимного диалога через компьютерный терминал, от ответов людей.

Тест должен проводиться следующим образом. Судья (человек) переписывается на естественном языке с двумя собеседниками, один из которых — человек, другой — компьютер. Если судья не может надежно определить, кто есть кто, считается, что компьютер прошел тест. Предполагается, что каждый из собеседников стремится, чтобы человеком признали его. Чтобы сделать тест простым и универсальным, переписка сводится к обмену текстовыми сообщениями.

Тьюринг предсказал, что компьютеры в конечном счёте пройдут его тест. Пока что ни одна прграмма и близко не подошла к прохождению теста. Такие программы, как ELIZA, иногда заставляли людей верить, что они говорят с человеком, Ежегодно производится соревнование между разговаривающими программами и наиболее человекоподобной, по мнению судей, присуждается приз Лебнера. Есть также дополнительный приз для программы, которая, по мнению судей, пройдет тест Тьюринга. Этот приз еще не присуждался.

Вопрос о том, могут ли компьютеры чувствовать (иметь qualia) также остается открытым. Некоторые ученые считают, что исследования в области искусственного интеллекта могут существенно приблизить нас к решению психофизической проблемы. Они убеждены, что отношения между сознанием и мозгом могут быть описаны по модели отношений между программным обеспечением (software) и аппаратной частью компьютера (hardware).

Итак, сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей.

В этом онтологическом аспекте бытие, существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное".

Однако, что ж такое реальность? Реальность (от лат. realis — вещественный, действительный) — совокупность чувственной данности мира как мира вещей в созерцании и восприятии. Иногда, под "реальностью" понимают данность объектов в самом широком смысле, и говорят, например, о виртуальной реальности.

В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах:

1) всё существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты;

2) объективная реальность, то есть материя в совокупности различных её видов. Реальность противополагается здесь субъективной реальности, то есть явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи. Понятие реальности изучается в онтологии, о которой мы говорили на предыдущей лекции (См. Л6).

Существует две основные трактовки реальности:

реализм, утверждающий объективное существование реальности, которая лишь открывается человеком в процессе познания,

феноменализм, утверждающий, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. И с этой точки зрения олимпийские боги для древнего грека были такой же реальностью, как и электрон для современного учёного.

Выделяют такие виды реальности как: физическая, социальная, виртуальная, актуальная и потенциальная, консенсуальная.

Философия, безусловно, как и религия, стремится найти абсолютную основу всего сущего, и основа эта находится именно в невидимой сфере нашей реальности, постижимой лишь разумом,- в интеллигибельной сфере. Помимо этого, философия, в отличие все от той же религии, стремится совершить невозможное - выразить терминологически и понятийно невыразимое, то, что, по Платону, "не может быть выражено в словах, как остальные науки; только если кто постоянно занимается этим делом и слил с ним всю свою жизнь, у него внезапно, как свет, засиявший от искры огня, возникает в душе это сознание и само себя там питает". Изначально философии также присуще стремление к выявлению единства нашего столь многообразного и изменчивого мира (то, что дано нам в нашем непосредственном мировосприятии).

С одной стороны, единая реальность расщепляется на две - видимую и невидимую (трансцендентную), а с другой - человеческое сознание есть следствие другого глобального раскола - на реальности объективную и субъективную. Последняя человеку имманентна, а первая – трансцендентна

Реальность едина, но в ней мы обнаруживаем самих себя, и, таким образом, когда реальность имманентна сознанию, она суть субъективная реальность, а когда же она трансцендентна ему, то она суть объективная реальность.

Появление сознания у человека сопровождается неустранимым раздвоением действительности, поистине трагическим ее распадением на две реальности - на ту, в которой человек пребывает (объективная реальность), и ту, которой человек пребывает (субъективная реальность). Держание этой раздвоенности есть необходимое условие существования человека (человеческого сознания).

Единая всеобъемлющая реальность, каковой представляется мир, взятый в качестве абсолюта, в силу самого этого представления уже есть раскол этого единства - мир раскалывается для человека на внешний и внутренний, единая реальность - на реальность объективную и субъективную.

Субъективность по своему характеру глубоко антиномична, ибо нет ничего более доступного, чем наше собственное Я, и в то же время самого таинственного и непознанного для нас самих. Субъективность дана нам непосредственно, это наше Я, и все же мы владеем ею лишь тогда, когда она наполнена предметностью, т.е. своим иным, когда от нее не остается, собственно, и следа; она и вещь в себе, и вещь для нас одновременно; она и сущность (ноуменально), и явление (феноменально). Преодоление ее антиномичности означает не что иное, как редукцию ее либо до вульгарно-материалистического представления о ней, либо до неуловимой мистической самости субъекта, никак материально не выразимой и недоступной для понимания. Но лишь соединение своих взаимоисключающих противоположностей наполняет возможные формы субъективности действительным содержанием. Субъективность становится жизненной и узнаваемой, становится нашим Я.

Какой же структурой обладает субъективная реальность?

Сложность выделения структур субъективной реальности заключается в том, что понятие субъективной реальности означает как целостное образование, так и любой отдельный его компонент. В последнем случае мы обычно говорим о явлении субъективной реальности.

Целостность субъективной реальности выступает прежде всего как ее персональность, под которой понимается интегрированность внутреннего многообразия субъективной реальности данным уникальным "Я". Любое отдельное явление субъективной реальности, будь то мысль, восприятие или даже ощущение, всегда в какой-то степени опосредовано конкретным "Я", несет на себе его печать.

Субъективная реальность как целостное образование существует лишь в единично-уникальной форме. Но это, разумеется, не означает отрицания ее инвариантности во многих отношениях, поскольку в мире нет ничего абсолютно индивидуального и абсолютно неповторимого.

Структуру субъективной реальности можно абстрактно характеризовать такими признаками:

динамичность (т.е. образующие ее компоненты и их связи пребывают в постоянном изменении; присущая ей форма упорядоченности и в этом смысле стабильности реализуется лишь путем непрестанно совершающихся локальных и глобальных изменений).

многомерность (т.е. не является линейно упорядоченной, представляет собой единство многих динамических "измерений", каждое из которых выражает особое качество, несводимое к другому, обладающее своим способом упорядоченности, организации. Например, ценностное "измерение" структуры субъективной реальности хотя и связано неразрывно с ее действенно-волевым "измерением", однако не может быть сведено к нему, как и, наоборот, каждое из них представляет специфический регистр целостной организации субъективной реальности).

биполярность (т.е. основные ее связи, интросубъективные отношения, определяющие целостность субъективной реальности, представляют единство противоположностей).

она может рассматриваться как самоорганизующаяся структура (ее целостность поддерживается, реализуется внутренними факторами, которые обеспечивают меру автономности локальных изменений и реконструкций, не нарушающих целостности).

В основе структуры субъективной реальности лежит единство противоположных модальностей - "Я" и "не-Я". Отношение "Я" к "не-Я" выступает как отношение "Я":

1) к внешним предметам, факторам, процессам;

2) к собственному телу;

3) к самому себе;

4) к другому "Я" (другой личности);

5) к "Мы" (той социальной группе, общности, с которой субъект себя идентифицирует, к которой он себя причисляет);

6) к "Они" (к той социальной группе, общности, из которой субъект себя исключает, которой он себя противопоставляет).

 

Относительно возникновения сознания также существует ряд концепций. В структуре сознания выделяют 2 оставляющих:

1)предметное сознание (отражение в понятиях окружающей действительности)

2)самосознание (отражение в понятиях своих переживаний, Я)

Существует 3 точки зрения на вопрос о том, что возникает раньше – самосознание или предмет сознания:

1. сначала человек осваивает окружающую среду, а затем самого себя

2. раньше – самосознание

3. формируются одновременно, от менее совершенных формирования до совершенства

Разброс мнений о формировании самосознания очень велик. Самая крайняя точка зрения принадлежит Конту. Самосознание возникает тогда, когда у человека-зародыша возникают тактильные ощущения, которые подготавливают чувства ограничения собственного тела.

Самосознание складывается к 18 годам – 2-я точка зрения. Остальные концепции относят появление самосознания к разным возрастам, между указанными крайностями.

Филогинез – возникновение самосознания при рассмотрении исторического аспекта.

По филогинезу:

1. биологизаторское – самосознание возникает в результате биологической эволюции и выделяется нижний инстинктивный уровень самосознания

2. социологизаторское – самостоятельно появляется только в обществе на основе абстрактно-логического мышления

Чтобы прояснить вопрос о времени возникновения и сущности самосознания, необходимо рассмотреть его структуру:

1. переферический уровень связан с формированием самочевствования и самоощущения. “схема тела” – знание о структуре собственного тела и его функциональных возможностях. У животных – также, но схема тела животного и человека разные по природе. У животного - физиологического происхождения. Человек может включать в свою схему тела различные предметы, искусственные по происхождению.

2. психосоциальный уровень – появляются самопереживания, возникает чувство принадлежности к определённой группе людей и определённой культуре, ощущение себя частью какой либо общности.

3. абстрактно-логический уровень – появляются понятие Я, концепция Я

Таким образом мы видим, что психофизическая проблема, проблема определения и изучения феномена сознания, проблема происхождения сознания, также понимание природы сознания – одна из сложнейших тем для осмысления и требует дальнейшего исследования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для сравнения и объединение документов | Тема 7 . Особливості функціонування міжнародного ринку цінних паперів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.