Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в социальной психологии




1. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Понятия «соц. роль» и «соц. статус».

 

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. И это не зря, ведь личность является объектом изучения целого ряда наук:

Социология, философия, генетика, этика, эстетика, педагогика и конечное психология. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личность следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны существо общественное ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Находясь в утробу матери, т.е. от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения человек является биологическим существом, а после рождения он существо уже биосоциальное, поскольку происходит формирование его психики, сознания, мышления, речи и т.д. под воздействием различных социальных институтов.

Существуют достоверные факты, которые свидельствуют о том, что если дети с самого рождения развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Примером этого явления является феномен Маугли.

А поскольку сознание, речь развиваются в человеке с рождения, то используют понятие «индивид». Считается, что индивидом человек рождается. Кто же такой индивид? Индивид – конкретный человек как единица общества; это существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами.

Индивидуальность – особенное в индивиде; это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. Индивидуальность в человеке проявляется в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта и т.д.

Индивидуальность реализуется, как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающей ее непохожей на окружающих.

Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних может проявляться очень ярко, других – малозаметно.

Индивидуальность человека может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере или сразу во всех сферах:

- оригинальность интеллекта, например, состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях переработки информации и т.д.

- оригинальность волевой сферы – в силе воли, в мужестве, самообладании;

- особенности эмоций – их яркая выразительность, подвижность.

Более подробно следует остановиться на понятии «личность».

Существует точка зрения, что не всякий человек является личностью. Почему? Кого же в психологии называют личностью?

  1. Когда говорят о человеке «он-личность», то обычно имеют ввиду его особенные качества, способность самостоятельно, здраво мыслить и действовать.
  2. Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом. В котором живешь.
  3. Личность – это не только целеустремленная, но и самоорганизующая система.

 

Ученые доказали, что еще будучи ребенком человек начинает приобретать личностные качества – это возраст 5-7 лет.

Человек становится и проявляет себя как личность в деятельности в общении, в результате чего выполняет определенные социальные роли и получает социальный статус.

Таким образом, понятие личности довольно многозначное. Связывают это с тем, что личность имеет очень сложную структуру.

Рассмотрим структуру, предложенную К.К. Платоновым; она состоит из 4 подструктур:

- биологическая (включает темперамент, характер, половые и возрастные свойства, свойства психики);

- психологическая (включает индивидуальные свойства отдельных психических процессов: память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля);

- социальная (включает приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки);

- направленность личности (включает влечения, желания, интересы, склонности, убеждения).

Выше говорилось о том, что личность в силу различных обстоятельств имеет определенный социальный статус и обладает различными социальными ролями. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Например, статус преподавателя включает в себя роли учителя и наставника. Роль учителя – соблюдение формальных норм и правил (чтение лекций, принятие экзамена). Роль наставника – это разные неформальные отношения, которые проявляются в помощи студенту.

Что же такое социальная роль и социальный статус?

Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Основные характеристики социальной роли:

- Масштаб роли – зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широкий спектр отношений: с одной стороны, это отношения на основе чувств и эмоций, с другой – формальные, которые регулируются нормативными актами. В других случаях масштаб роли более узкий, например, в отношениях продавца и покупателя – они взаимодействуют по конкретному поводу – покупка.

- Способ получения роли – зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, мужчины, старика автоматически определяются возрастом и полом и не требуют особых усилий. Другие роли завоевываются – академик.

- Уровень эмоциональности – переживание по поводу потери близкого человека вполне может быть оправдано. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность – следователь, хирург.

- Формализация – определяется спецификой межличностных отношений носителя роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений (представители ГАИ и правонарушители), другие, напротив, только неформальные.

- Мотивация – разные роли обусловлены разными мотивами. Родитель, заботясь о благе своего ребенка, руководствуется чувствами любви и заботы; руководитель трудиться во имя дела.

 

Но, выполняя определенные социальные роли, человек в то же время обладает социальным статусом – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, профессией, полом, происхождением, семейным положением.

Главное, что определяет социальный статус сегодня – это образование, квалификация, другие личные, социально-значимые качества человека. Т.е. личность может влиять на свой статус.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.