КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)
Польша Экономическое и политическое развитие Польской республики во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. 1994–1998 годы можно оценить как период закрепления достигнутых позитивных результатов, попыток скорректировать последствия допущенных прежде ошибок и подготовку нового этапа углубленного реформирования социально-экономической системы. В 1997 г. была принята первая Конституция III Речи Посполитой. В 2005 и 2010гг. в Польше были проведены президентские выборы. Президентом стал Л. Качиньский. На внеочередных парламентских выборах 2007 г. победу одержала «Гражданская платформа». Кабинет министров возглавии Д. Туск. После гибели руководства страны в авиакатастрофе в 2010 г. прошли внеочередные парламентские и президентские выборы. Президентом в 2010 г. стал Б. Коморовский, а премьером (2011) - снова Д. Туск. Самым значимым достижением конца 90-х гг. стало преодоление экономического кризиса, обеспечение высоких темпов экономического роста. Динамично развивался частный сектор. Прямым следствием трансформации стал рост зоны бедности. Даже в 2003 г. за чертой бедности находилось еще 17% населения. Главные установки дальнейшего реформирования были изложены в «Финансовой стратегии государства на 1999–2001 гг.», получившей название «второго плана Бальцеровича». После финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет в 2012 г. 52,4 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению. В 2008 г. экономический рост в Польше снизился на 1,8 %, в то время как рост ВВП составил 5 %. Дефицит бюджета Польши в 2008 г. находился в рамках 26,91 млрд. дол., что на 6,79 млрд. больше, чем в 2007 г. Внешний долг Польши в 2008 г. составлял 243,5 млрд. дол., что на 10,1 млрд. больше, чем в 2007 г. Золотовалютные резервы уменьшились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 3,57 млрд. дол. Если государственные доходы в 2012 г. составили 95 млрд. долларов, то расходы государства – 106 млрд. дол. В сельском хозяйстве страны занято около: 17,4 % населения, в промышленности - 29,2 %, в сфере услуг - 53,4 %.
Изменение внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. В 1996 г. Польша получила статус полноправного члена Организации экономического сотрудничества и развития. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь — Европейский Союз и НАТО. Желание вступить в ЕС не встретило сопротивления со стороны России, в то время как перспектива вступления польского государства в НАТО в некоторой степени осложнило российско-польские отношения. Несмотря на это, в 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. В рамках НАТО спецподразделение Войска Польского принимало участие во вторжении коалиционных сил в марте-апреле 2003 г. в Ирак. Сюда было направлено 2,9 тыс. польских военнослужащих, пятый по численности контингент в составе коалиции. В 2008 г. Польша вывела свои войска из Ирака. Польша активно развивает региональное сотрудничество с центрально-европейскими странами и является членом таких региональных объединений, как Вышеградская четверка. Вышеградская группа - объединение четырёх государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Была образована в феврале 1991 г., когда была подписана совместная декларация о стремлении к интеграции в европейские структуры. Активно работает Польша в Совете государств Балтийского моря, Центрально-европейской инициативе и др. В 1992–1993 гг. была создана новая правовая база отношений Польши с Россией.
Вопрос вступления в ЕС (Польша являлась ассоциированным членом этой организации с 1994 г.) поставил польское руководство перед необходимостью усовершенствовать законодательную базу государства и решить ряд социально-экономических проблем. Наиболее проблемной сферой оказалось сельское хозяйство. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза. В 2005 – 2010 гг. Польша экспортировала машины и транспортные средства – около 37,8%, полуфабрикаты – 23, 7%, готовых изделий – 17,1%, продуктов питания и живых животных – 7,6%. Основными партнерами по экспорту являлись Германия – 24, 9%, Франция – 6,2%, Италия – 6%, Англия – 5,6%, Россия – 5,3%. Партнерами по импорту: Германия- 28,3%, Россия – 10%, Италия – 6,2%. В 2012 г. внешний долг в Польше составил 243, 5 млрд. долларов. В марте 2012 г польское правительство приняло два документа. Первый – принципы польской внешней политики на 2012. Этот документ оговаривает перечень стратегических начинаний в экономике, которые правительство будет поддерживать. Второй – «Приоритеты польской внешней политики на 2012 – 2016 годы». В 1993–1998 гг. сформировалась стабильная структура польско-российских торговых отношений. В 2010 году, несмотря на кризис, торговый оборот между Россией и Польшей составил 24 миллиарда долларов, что на 40% превышает показатели 2009 года. Словацкая республика в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)
Особенности дезинтеграция с Чехией. Последствия раздела государства оказались болезненными для словацкой экономики. В г. 1991 г. наметилось снижение темпов роста словацкой экономики в результате резкого уменьшения объемов внешней торговли, перехода к рыночным отношениям и почти полного отсутствия притока иностранных капиталовложений. В 1991 г. объем ВВП Словакии сократился на 30%, а к 1993 г. уровень безработицы превысил 10%. Сельское хозяйство понесло значительные убытки из-за высокой себестоимости и уменьшения спроса на продукты питания, связанного с повышением розничных цен и снижением доходов населения, а также с прекращением государственных субсидий. В промышленности сокращение выпуска продукции было особенно значительным в отраслях обрабатывающей промышленности.
Весьма серьезной проблемой для экономики Словакии стала конверсия военной промышленности. В трудном положении оказались 35 машиностроительных предприятий, занятых производством тяжелой военной техники и снаряжения для стран Варшавского договора. Спад промышленного производства, остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы в стране. Росту числа безработных способствовала также применяемая в Словакии форма приватизации государственной собственности. Производство продуктов сельского хозяйства в этот период снизилось на 7%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения. Заметно стало сокращение государственной поддержки здравоохранения, науки, культуры и образования. Словакия стала парламентской республикой, где президента избирают всеобщим голосованием. Центральным органом исполнительной власти является правительство. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств, вызывали внутреннюю нестабильность и носили более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии. Внутриполитическое развитие Словацкой республики в 1990 – е гг. После оформления Словакии в качестве суверенного государства развитие ее общественно-политической системы характеризовалось процессами перегруппировки и поляризации сил, что отражалось на частой смене правительства. В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром - В. Мечьяр. Эти выборы и последующий ход общественно-политического развития республики выразили факт противостояния М.Ковача и премьер-министра В.Мечьяра. В период первого срока пребывания в должности премьер-министра Мечьяр выступал за постепенность в проведении приватизации. Он оказывал большое и отнюдь не всегда конструктивное влияние на внешнюю политику, что привело к обострению отношений с Венгрией. Второе временное коалиционное правительство (март 1994 — сентябрь 1994 гг.) сформировано 16 марта 1994 г., его возглавил Й.Моравчик. В сентябре 1994 г. прошли досрочные парламентские выборы, вновь принесшие успех ДЗДС и премьерский пост В.Meчьяру.
29 декабря 1996 г. ХДД, ДС и ДП подписали Соглашение о сотрудничестве трех партий, в результате возникла так наз. «Синяя коалиция», объединившая оппозиционные правые силы страны. Формирование партийной системы Словакии на основе двух групп политических субъектов завершилось к 1998 г. До этого времени либералы находились в оппозиции правительству В. Мечьяра (лидер Движения за демократическую Словакию), а после парламентских выборов 1998 г. они пришли к власти. Правое правительство возглавил лидер Партии гражданского взаимопонимания М. Дзуринда. Политическое развитие Словакии в начале XXI в. К началу XXI в. этот кабинет в целом пользовался поддержкой населения, даже вопреки негативным тенденциям, нараставшим в экономике и политике. Пятое словацкое правительство во главе с М.Дзуриндой сформировали в сентябре 2002 г. четыре партии. Потерпев поражение на парламентских выборах в сентябре 1998 г., Мечьяр заявил о своем уходе с политической сцены, но после принятия словацким парламентом в январе 1999 г. решения о проведении прямых всенародных выборов президента он выдвинул свою кандидатуру на этот пост. Его опорой стала парламентская оппозиция, главным образом ДЗДС. Однако явным фаворитом избирательной кампании стал бывший член ЦК КПЧ Р.Шустер, выдвинутый правительственной коалицией. Во втором туре, который состоялся 30 мая 1999 г., Р. Шустер получил 57% голосов избирателей и стал президентом Словакии. Выборы президента упрочили позиции парламентского большинства, а также усилили прозападный курс страны во внешней политике. Было заявлено о стремлении вступить в Европейский союз (ужесточая монетаристский курс и свертывая торговые связи с Россией и соседними странами) и в НАТО. В 1999 г. правительство поддерживало НАТО во время проведения военной операции против Югославии, предоставляя аэродромы и транспортные коммуникации странам Запада. С начала 2001 г. обсуждался Закон о территориальном самоуправлении, вызвавший острые политические дебаты на фоне падения поддержки коалиционного правительства и представленных в нем партий, а также конфликтов между президентом и премьер-министром. Более 70% опрошенных словаков в мае 2001 г. были недовольны правительством, трениями между лидером коалиции премьер-министром М. Дзуриндой и президентом страны Р. Шустером, составом правительства и местного самоуправления. 4 июля 2001 г. состоялось заседание словацкого парламента, на котором приняты 2 закона об общественном самоуправлении в Словакии: Закон о территориальном самоуправлении и Закон о выборах в органы краевого самоуправления. Большинством голосов прошел не правительственный законопроект о территориальном самоуправлении, а проект с существенными поправками, поставленный на голосование депутатом от оппозиционного Движения за демократическую Словакию (ДЗДС). Тем самым кабинету министров не удалось добиться принятия правительственной концепции реформы территориального самоуправления. С поправками, внесенными депутатом от оппозиционного ДЗДС, принят и Закон о выборах в органы краевого самоуправления. Был расширен круг избирателей: в выборах в местные органы самоуправления могут участвовать все жители населенного пункта, которые постоянно проживают в том или ином избирательном округе, то есть не только граждане СР, но и иностранцы. В начале XXI вв. в стране произошел процесс перегруппировки политических сил. По инициативе премьер-министра М.Дзуринды в конце 1999 г. зарегистрирован новый политический субъект — Словацкий демократический и христианский союз (СДХС). Лидеры СДХС поставили цель объединения всех правоцентристских течений в стране. Здесь следует сказать и о Христианско-демократическом движении (ХДД). Это правоцентристская партия, программа которой предполагает консервативно-демократическое устройство гражданского общества с социальной и национальной ориентацией, при ограничении влияния государства. Демократическая партия (ДП) — либерально-консервативной направленности, поддерживает проатлантический внешний курс ичленство в ЕС. Оппозицию в парламенте представляло в первую очередь Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Оно появилось на политической сцене, выделившись из общедемократического словацкого движения Общественность против насилия (ОПН). Это левоцентристская политическая партия. Партия гражданского согласия (ПГС) левоцентристской ориентации, основана с целью поддержки ее председателя Р. Шустера в борьбе за президентский пост. К партиям левой ориентации относятся: Социал-демократическая партия в Словакии (СДПС), Партия зеленых также представитель левого спектра, Партия левых демократов (ПЛД), основанная осенью 1991 г. на базе трансформировавшейся Коммунистической партии Словакии из части ориентированных на реформы коммунистов. Партия венгерской коалиции (ПВК) объединяет 3 политических субъекта, представляющих интересы венгерского национального меньшинства. В 2004 г. прошли президентские выборы, победу на которых одержал И. Гашпарович. В 1992—2002гг. И. Гашпарович был членом партии ДЗДС, возглавляемой В. Мечьяром, был одним из его ближайших соратников. Однако с 2002 г. возглавил партию Движение за демократию, стал политическим оппонентом Мечьяра. Его поддержали, в частности, проевропейски настроенные избиратели, которые считали, что победа Мечьяра, считающегося политическим лидером авторитарного типа, дискредитирует Словакию в глазах Европы. В 2009 г. был переизбран на очередных президентских выборах. В годы его президентства правительства возглавляли И. Радичкова и дважды Р. Фицо. Экономическое развитие Словакии в 1990 –е гг. После распада ЧСФР Словакия продолжила процесс реформирования экономики, пересмотрев реформы в сторону усиления социальной поддержки и государственного регулирования. Большая приватизация проводилась, в отличие от чешской, в основном через аукционы и конкурсы. После распада Чехословакии Словакия постепенно перешла с плановой экономики на рыночную. Большая приватизация проводилась, в отличие от чешской, преимущественно через аукционы и конкурсы. Структурная перестройка промышленности проходила в основном за счет внутренних ресурсов, размер иностранных инвестиций в экономику страны был незначительным. В Словакии только 26% экспортируемых продуктов были конкурентоспособны на европейском рынке. После экономического и финансового кризиса в 1994 г. началось снижение уровня инфляции. В 1994—1995 гг. в стране наблюдался экономический подъем: в 1995 г. — на 6,9%; в 1998 - на 4,4%; в 1999 г. - на 1,9%; в 2000 г. -- на 2,0%, в 2001 — на 3,0%. По темпам роста ВВП в 1994—1995 гг. Словакия оказалась в числе лидирующих стран Центральной Европы. С 1995 г. правительство В. Мечьяра обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»). О ситуации в экономике Словакии в конце 1990-х гг. говорит структура ВВП: сельское хозяйство — 5%, промышленность — 33%, сфера услуг — 62%. К 1998 г. внутренние инвестиции выросли на 33 %, при этом две трети их обеспечил частный сектор. Из общей суммы иностранных инвестиций в экономику бывших стран–членов СЭВ на долю Словакии пришлось только 2,5 %. Сыграл свою отрицательную роль и финансовый кризис конца 1990-х гг. А ведь условием повышения конкурентоспособности промышленности является модернизация предприятий. К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности. Однако позитивные макроэкономические показатели, выражавшиеся в течение ряда лет ростом ВВП, не сопровождались заметными показателями повышения жизненного уровня большинства населения. Реформы 1999—2000 гг. также негативно сказались на социальной сфере: снизилась реальная заработная плата, увеличились коммунальные расходы населения, выросла безработица. Акции протеста, например, проведенные профсоюзами в 1999 г., свидетельствовали о повышении социальной напряженности в стране. В условиях массовой безработицы, сокращения социальных выплат, повышения цен на основные виды товаров ширпотреба, продукты питания, коммунальные услуги, транспорт растет неудовлетворенность своим положением многих слоев и категорий граждан Словакии. Уровень инфляции в 2001г. составил 8,0%, а уровень безработицы достиг в 16,0%. Средняя зарплата составляла 220 дол. Оживление хозяйственной деятельности в начале XXI в. Вместе с тем в начале XXI в. наблюдается экономический рост в промышленности, торговле, строительстве и сфере услуг. В 2002—2003 гг. экономический рост составил 4,4 %, а ВВП — 44 % от ВВП стран ЕС. Для вступления Словакии в Европейский союз необходимо было в 2,5 раза повысить эффективность экономики. В 2002 г. каждый пятый трудоспособный в Словакии – безработный. Реформы в области налогооблажения, здравоохранения, пенсионной системы, и системы социального обеспечения, проведённые правительством Словакии в 2000-х гг. позволили ей претендовать на вступление в Евросоюз, что произошло в 2004 году. В 2009 году Словакия стала членом Еврозоны и ввела в обращение евро. Почти все сектора экономики в частной собственности. Активная приватизация привела к тому, что почти вся банковская сфера в руках иностранных компаний. Вливания иностранных инвестиций в экономику страны в последние годы в основном были направлены на автомобилестроение и электронику. С возникшим финансово-экономическим кризисом в 2008 – 2009 гг. экономический рост в Словакии снизился на 4 %, в то время как рост ВВП составил 6,4 %., дефицит бюджета Словакии в 2008 году составил 6,43 млрд. дол. Внешний долг в 2008 г. составлял 52,53 млрд. дол. Золотовалютные резервы уменьшились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,18 млрд. дол. Следует отметить, что Словакия все же легче, по сравнению, например, с Чехией, справляется с кризисом. Быстрыми темпами развивается сфера услуг, в которой занято около 57% населения. Эта сфера приносит доход, равный 59 % ВВП. Туризм в последние годы приносит доходы в 2 раза больше. Однако этот сектор всё ещё остаётся слаборазвитым по сравнению с соседними странами. В последние годы получило хорошее развитие автомобилестроение, электроника, машиностроение, химическая промышленность, информационные технологии. Прежде всего, это связано с крупными иностранными инвестициями, которые Словакия стала получать всего несколько лет назад. Словакия стала мировым лидером по производству автомобилей на душу населения, при населении страны в 5,4 миллиона человек в 2011 г. было произведено почти 640 тысяч автомобилей, основная часть которых была экспортирована в другие страны Европы (доля автомобилей в экспорте страны превысила 25%). Глобальный спад продаж автомобилей в 2011-2012 гг., однако, может ограничить дальнейший рост этой отрасли. Крупные промышленные предприятия Словакия имеет в металлургии, нефтяной промышленности, в области электроники, в производстве бумаги, алюминия и бытовой техники. Развитие сельского хозяйства Словакии.На сельское хозяйство Словакии в связи с экономическим кризисом 2008 г. приходилось всего 3,7 % ВВП, а занято было в данном секторе 4 % активного населения страны. Более 40% территории Словакии выделено под сельскохозяйственные культуры. Южная часть Словакии известна своими богатыми сельскохозяйственными угодьями. Возделываются пшеница, рожь, кукуруза, картофель, сахарная свекла, фрукты и подсолнечник. Виноградники сосредоточены в Малых Карпатах и других южных регионах. Развито и животноводство. Во второй половине 2000 гг. рост ВВП составил 6,4%. Рост ВВП в сельском хозяйстве составил 3,7%, в промышленности – 37,2%, в сфере услуг – 59%. Однако инфляция составила 4,6%, 21% населения живет за чертой бедности, уровень безработицы - 10%, государственный долг составил 28,7% ВВП. Внешнеполитические приоритеты Словакии. После раздела ЧСФР Словакия стала членом ООН, Европейского Совета. В 2004 г. - членом Евросоюза, а в 2007 г. - вошла в Шенгенскую зону. В 2009 г. вошла в еврозону. Внешняя политика Словакии направлена на взаимовыгодное сотрудничество с Чехией и Россией, урегулирование отношений с Венгрией. Основным направлением внешнеполитической деятельности Словакии является развитие отношений внутри Евросоюза, трансатлантического диалога, связей по оси ЕС-США. В 2006-2007 гг. Словакия являлась непостоянным членом СБ ООН, в феврале 2007 г. председательствовала в нем. Весомо звучал голос Словакии в ходе ее председательства в Комитете министров Совета Европы (ноябрь 2007 г. – май 2008 г.). В числе немногих стран ЕС Словакия не признала провозглашенную независимость Косово, считая, что в этом случае произошло нарушение международного права. Словакия приветствовала разработку политики «восточного партнерства» ЕС и активно подключилась к ее реализации. Признавая, что разделенная Европа таит в себе возможность новых конфликтов, Словакия поддерживает выдвинутую Россией идею заключения Договора о европейской безопасности и готова обсуждать ее, хотя и считает, что укреплять безопасность в Европе можно путем более эффективного использования существующих международных договоров и институтов, прежде всего ОБСЕ. Словакия поддерживает меры, направленные на укрепление потенциала ОБСЕ, реформирование этой организации. Однако реформы, по мнению словаков, не должны касаться основных сфер ее деятельности, в том числе защиты прав человека. СР придает важное значение миротворческой деятельности ООН, НАТО и ЕС и, исходя из своих приоритетов и возможностей, участвует в операциях по поддержанию мира. Значительные контингенты словацких вооруженных сил действуют в составе миротворческих миссий на Кипре, в Косово, в Афганистане. В феврале 2007 г. СР вывела свой контингент из Ирака. Словакия – участник региональных объединений: Вышеградской четверки, Центрально-европейской инициативы, Центрально-европейского соглашения о свободной торговле, Дунайской комиссии. Словакия активно реализовывает свои внешнеполитические приоритеты на Балканах. Словакия не пошла по пути односторонней критики действий России на Кавказе. Вместе с тем продолжает исходить из необходимости сохранения территориальной целостности Грузии, выразив несогласие с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. В двусторонних отношениях отдает предпочтение сотрудничеству с ведущими западными государствами, прежде всего США, соседними странами и Китаем. Из государств СНГ, наряду с Россией, приоритет отдается развитию связей с Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией. В ноябре 2006 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования с Россией. В апреле 2010 года состоялся визит в Словакию президента РФ Дмитрия Медведева. Дипломатические отношения между Беларусью и Словакией были установлены в январе 1993 года. 7 сентября 2009 г. – встреча в Минске министра иностранных дел Беларуси С. Мартынова и министра иностранных дел Словакии М. Лайчака. Отношения Беларуси и Словакии развиваются на достаточно стабильной основе, уверенными темпами, по всем актуальным направлениям сотрудничества. Основными партнерами по экспорту являются: Германия – 20%, Чехия – 13%, Франция – 6,7%Ю Польша – 6,6%. Словакия экспортирует Автомобили – 25,9%, электрооборудование и машины -21,3%, металлы – 14, 6%, а также – химические и минеральные вещества, пластмассы. Главными партнерами по импорту являются: Германия – 20%, Чехия – ё17,7%, Россия – 10,6%. Словакия ввозит машины и транспорт, полуфабрикаты, топливо, готовые изделия. Внешний долг Словакии составляет около 53 млрд. долларов.
Чешская республика в период политико-экономической Начало системных преобразований. Доказательством преемственности Чешской Республикой политического курса, принятого после 1989 г., стало избрание первым президентом Чешской республики В. Гавела и его повторное избрание в 1998 г. В 1993 г. была принята новая Конституция ЧР, которая определила страну как демократическое правовое государство. Изменения в систему органов государственного управления внес Закон 1996 г. Несмотря на наличие в обществе различных политических взглядов, коалиционное правительство В. Клауса (действовало с 1992 по 1997 г.) проводило прагматичный курс. Однако некоторые из преобразований (например, закон 1993 г. о противозаконности коммунистического режима и сопротивлении ему, а также закон о люстрациях) коснулись бывших партийных функционеров. Закон 1996 г. изменил концепцию управления, затронув экономический блок и сократив численность правительственного кабинета, и способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления. Внутриполитическое положение в 90-е гг. – начале XIX века. Основные системные преобразования были осуществлены в период нахождения у власти партий правоцентристской ориентации, что обеспечило единство и последовательность курса экономической и политической трансформации. Во внутренней политике коалиционное правительство Клауса проводило прагматический курс. Господство правых партий пошатнулось в результате парламентских выборов 1998 г., когда к власти пришла Чешская социал-демократическая партия. Новый правительственный кабинет возглавил М. Земан. В. Гавел снова стал президентом страны в 1998. В результате острой внутриполитической борьбы президентом страны в 2003 г. стал В. Клаус. В феврале 2008 г. в третьем туре В. Клаус переизбран на второй 5-летний срок, победив американского экономиста чешского происхождения Яна Свейнара. Вацлав Клаус опасается растворения культурной самобытности Чехии в составе Евросоюза. Он выступает за более взвешенную внешнюю политику. На парламентских выборах 2006 г. победу одержали демократы, правительство возглавил М. Тополянек. С 2009 по 2010 гг. премьер-министром Чешской республики стал Я.Фишера, а с 2010г. - П. Нечас. Реформирование экономической жизни. После падения социализма Чехия унаследовала бывшую структуру экономики, которая в новых условиях оказалась энергетически неэффективной, неэкологичной, устаревшей и неадекватной с отраслевой точки зрения. Непропорционально большую долю занимала черная металлургия на привозном сырье, тяжелое машиностроение и военная промышленность. Ассортимент производимых товаров значительно превышал объективные возможности страны, что вело к мелкосерийности производства и снижению его эффективности. Внешняя торговля подчинялась директивам СЭВ, ориентировалась на нужды СССР и по сравнению с развитыми странами была незначительной. Поэтому стратегия чешских экономических реформ базировалась на создании правовой базы рыночной экономики, жесткой денежно-кредитной политике, либерализации цен, внешней торговли и валютной политики, быстрой массовой купонной приватизации. К середине 1990-х гг. были приняты законы о свободном предпринимательстве, осуществлена либерализация цен, чешская крона стала внутренне конвертируемой, ее курс стабилизировался. Однако нерешенными оставались проблемы капиталовложений, взаимной задолженности предприятий. В промышленной сфере требовалась значительная модернизация и перестройка. Для этого широко использовался иностранный капитал. В 1995 г. иностранные инвестиции составили 7 млрд. долл., в 1999 г. — 5,1 млрд долл., из них 80 % пришлось на страны ЕС. Первоначально реформы привели к спаду производства, однако уже с 1994 г. стал наблюдаться его постепенный прирост. Вместе с тем в стране развивалась инфляция и росла безработица (в первую очередь скрытой). Экономические реформы привели к возникновению социальных проблем, что вызывало народные выступления. Еще до распада ЧССР (затем ЧСФР) в 1999-1992гг. были произведены: отмена централизованного регулирования большинства оптовых и розничных цен, введение свободы частного предпринимательства, ликвидация государственной монополии внешней торговли и т. п. 90-е гг. прошлого века отмечены значительными изменениями отношений собственности — были произведены малая и большая приватизация, а также реституция собственности. В результате доля государства в ВВП с 97 % сократилась до 20 %. Открытие страны притоку иностранного капитала вызвало прилив зарубежных инвестиций, по уровню которых на душу населения страна являлась лидером в Центральной и Восточной Европе. Это помогло в относительно короткий срок осуществить реструктуризацию и модернизацию промышленности и развитие необходимой технической и вспомогательной инфраструктуры. Следствием перемен явилась переориентация экономики с СССР на Западную Европу. В 1995 г. Чехия первой среди всех бывших социалистической стран была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития. Социальные последствия модернизации в первой половине 90-х гг. Первоначально экономические реформы привели к снижению внутреннего валового продукта, но с 1994 г. начался его постепенный рост. Инфляция в 1993 г. не превышала 19%, а к середине 90-х снизилась до 10%. Госбюджет являлся бездефицитным. Реальная заработная плата в 1990 – 1994 гг. уменьшилась на 18%, начался усиленный процесс поляризация доходов отдельных социальных групп. Подъем социально-экономического развития страны в конце 90-х гг. Денежной единицей Чехии являлась крона, которая с 1995 г. полностью конвертируема. В отличие от всех остальных посткоммунистических стран Чехии удалось избежать гиперинфляции и резких девальваций национальной валюты. После некоторого ослабления кроны в конце 90-х гг. к концу первого десятилетия 21 века ее курс относительно главных мировых валют заметно вырос. Вслед за начальными трудностями, вызванными распадом СЭВ, разделом страны и изменением структуры экономики, и последующим ростом, Чехия в 1997 – 1998 гг. испытала финансовый кризис. Результатом его был рост иностранной задолженности и скачок безработицы. Кризисные явления удалось преодолеть путем наращивания экспорта в страны, прежде всего, Евросоюза (а в его рамках — Германии), привлечению зарубежных инвестиций и роста внутреннего потребления. После вступления в мае 2004 г. в состав ЕС экономический рост Чехии заметно ускорился и, несмотря на популистскую экономическую политику нескольких правительств социал-демократов, достиг 6-7 % в год. Финансовый кризис 1997 г. вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. Была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Объем экспорта на душу населения стал самым высоким после Словении. К 2000 г. снизился уровень инфляции до 3,9%. Благодаря комплексной системе социальной защиты уровень безработицы в 1999 г. составил 9,4%. ВВП в 2000 г. составил 95,5% к уровню 1989 г. Однако еще существенный внутренний и внешний долг, доля убыточных предприятий в 2000 г. составила 1/3. Не была создана база для стабильного роста производительности труда. Чешская экономика в начале XXI в. В 2000-х гг. Чехия - одна из наиболее индустриально развитых стран в Центральной и Юго-Восточной Европе. Не смотря на финансово-экономический кризис 2007-2008 гг. в Чехии ВВП на душу населения составляет 82% от среднего показателя по Евросоюзу. Однако инфляция в 2010 г. выросла по сравнению с 2009 г. на 1,5%, дефицит госбюджета в 2012 г. составил 3,8 млрд. долл. Вопреки правительственным заверениям о поддержке конкурентоспособности малых и средних предприятий, многие фирмы в 2011-1012 гг. в Чехии разорялись. Так, за первый квартал 2012года количество банкротств достигло 45% от показателя за 2011 год. В 2012 г. рост потребительских цен составил 3,2% по сравнению с 2011г. Доля промышленности в ВВП, достигавшая к 1990 г. 62 % от уровня периода социалистического развития, уменьшившаяся вначале наполовину, в 2011- 2012 гг. стала расти и достигла 38 %, что является достаточно редким явлением даже среди развитых стран. Черная металлургия и военная промышленность потеряли свое значение за счет автомобильной и электротехнической промышленности, благодаря развитию которых с 2004 г. Чехия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, несмотря на быстрый рост цен на импортируемые энергоносители (нефть и газ). Горнодобывающая промышленность незначительна и продолжает уменьшаться. В Чешской республике на 2008 год действуют 6 атомных реакторов, которые суммарно вырабатывают 31% от всей производимой электроэнергии в стране. Доля электроэнергии производимой из возобновляемых источников составила около 4 %. Около четверти было произведено с помощью ветряных электростанций. Чешская республика является одним из немногих государств Европы, которые являются чистыми экспортёрами электроэнергии наравне с Францией и Германией. В 2008 году было экспортировано 11,5 тераватт-часов. В 2012 г. в Чехии зарегистрировано 142 компании, работающие в сфере нанотехнологий, причем еще в 2008 году их было вдвое меньше. Большой вклад в развитие нанотехнологий в Чехии и за рубежом вносит Либерецкий технический университет. Чехия является одним из лидеров Европы по производству автомобилей на душу населения, уступая лишь Словакии. Так, в 2007 году было произведено 962 881 автомобилей всех категорий. В 2009 году было произведено 975 111 автомобилей, что составило рост относительно 2008 года на 2,85 %. Наибольшую долю имеют легковые автомобили, рост их производства составил 3,2 %. Чехия является крупнейшим производителем пива. Развитие сельского хозяйства.У чешского сельского хозяйства есть давняя традиция. Благодаря климатическим условиям, в стране выращивают много видов овощей, фруктов и домашнего скота. Среди традиционных аграрных продуктов сельскохозяйственного производства можно выделить зерно, картофель, сахарную свеклу, виноград (столовые и винные сорта), фрукты. В 2011-м г. производство зерна в Чехии выросло на 20% (8,2 млн.тонн) и достигло рекордно высокой урожайности. Другие традиционные зерновые культуры включают ячмень, рожь и овес. Сахарная свекла, которая используется главным образом для сахарного производства, также часто выращивается в Чешской республике. В 2006 году было собрано более чем 2.9 миллиона тонн сахарной свеклы. Области выращивания столового винограда включают 5 414 га, а производственные виноградники распространяются на 12 697 га, преимущественно в Южной Моравии, где самые лучшие климатические условия для этого вида продукта. Традиционный урожай фруктов обычно состоит из различных видов яблок, груш, слив и вишен. Хорошо развито в Чехии и животноводство. Внешнеполитические приоритеты Чехии. Внешнеполитический курс республики направлен на «возвращение в Европу». Чехия добилась международного признания, став членом ООН и Совета Европы. Чехия была принята в НАТО в 1999 г. В июне 2000 г. был принят закон о применении международных санкций по сохранению мира и безопасности. Отношения с Россией и всеми государствами СНГ не являются приоритетом чешской политики, но Москва не рассматривается в качестве военной угрозы. В 1993 г. президент России Б. Ельцин подписал в Праге договор о дружественных отношениях и сотрудничестве. Визит в 1997 г. российского премьер-министра в Чехию дал толчок развитию прерванных экономических связей. Экспорт Чехии в Россию за период с 2003г. по 2008г. вырос на 56%, а импорт – на 2%. ЧР с первых декад своей независимости примеряла на себя роль регионального лидера. Чешскому президенту В. Гавелу принадлежала идея регионального партнерства Чехии, Словаки, Польши и Венгрии, образовавших Вышеградскую группу. Сейчас Вышеградская четвёрка реализует идею создания военного блока под командованием Польши, который к 2016 г. должен превратиться в военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями. В апреле 2003 г. Евросоюз принял решение о вступлении Чешской республики в его члены. В ходе проведенного в июне 2003 г. референдума большинство чехов высказались за вступление страны в ЕС, что и произошло 1 мая 2004 г. Для ЧР ключевое значение имеет повышение политического веса объединённой Европы и её возможности оказывать влияние на мировую политику. Поэтому Чехия считает целесообразным сосредоточиться на многосторонней дипломатии для укрепления своих позиций в регионе. ЧР стремится играть более активную роль и включиться в политику Европейского Союза на Западных Балканах, в Восточной Европе, а также на Южном Кавказе и Ближнем Востоке. Гарантами национальной безопасности ЧР признаются Североатлантический альянс и Соединённые Штаты, а странам Евросоюза отводится ключевая экономическая и политическая роль. Главными стратегическими партнёрами ЧР на европейской арене остаются Германия и Польша. Соседям, Венгрия, Австрия, отводится роль региональных экономических партнёров, наряду со Словакией и Словенией. Это очерчивает границы приоритетных для неё территорий. Словения - одна из самых евроинтегрированных республик бывшей Югославии и ключевой партнёр Чехии, с которой чехи смогут отстаивать свои интересы на Балканах. Немалый урон политическому авторитету Чехии нанесло признание независимости Косово. Поэтому ЧР приложила немало усилий для нормализации отношений с Сербией. Чехия укрепляет отношения с США. Однако по итогам чешско-американских переговоров элементы американской противоракетной обороны на территории ЧР не появятся в ближайшее время, хотя в новой концепции обозначены перспективы развития этого проекта в рамках НАТО. ЧР участвует в программах военного взаимодействия с Соединёнными Штатами, направляя своих военнослужащих для участия в миссии НАТО в Афганистане (с 2002 г.) и Ираке (с 2003 г.). Во время встречи британского и чешского премьеров в Праге в июне 2011 г. Чехия высказалась против увеличения бюджета ЕС. В целом в последние годы положение Чехии в Центрально-Восточной Европе укрепилось, авторитет Чехии среди государств-членов Вышеградской группы достаточно высок. С января 1993 г. Словакия стала парламентской республикой, где президента избирают всеобщим голосованием. Центром исполнительной власти является правительство, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром — В. Мечиар. Формирование партийной системы Словакии на основе двух групп политических субъектов завершилось к 1998 г. До этого времени либералы находились в оппозиции правительству В. Мечиара (лидер Движения за демократическую Словакию), а после парламентских выборов 1998 г. они пришли к власти. Правое правительство возглавил лидер Партии гражданского взаимопонимания М. Дзуринда. На состоявшихся в 1999 г. президентских выборах кандидат от правящей коалиции — Р. Шустер — одержал победу. Достаточно болезненными стали для словацкой экономики результаты раздела государства. Спад промышленного производства в 1993 г. составил 24 %. Остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы, которая в 1994 г. достигла 18 %. Производство продуктов сельского хозяйства к середине 1990-х гг. уменьшилось на 7 %. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения, неравенство в их распределении, что привело к социальной дифференциации общества. Заметно стала сокращаться государственная поддержка здравоохранения, науки, культуры и образования. Большая приватизация проводилась в отличие от чешской в основном через аукционы и конкурсы. В 1994—1995 гг. в стране наблюдался экономический подъем, вызванный ростом экспорта. По темпам роста ВВП в 1994—1995 гг. Словакия оказалась в числе лидирующих стран Центральной Европы. Однако уже с 1995 г. правительство В. Мечиара обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»). К 1998 г. внутренние инвестиции выросли на 33 %, при этом две трети их обеспечил частный сектор. Из общей суммы иностранных инвестиций в экономику бывших стран–членов СЭВ на долю Словакии пришлось только 2,5 %. Условием повышения конкурентоспособности промышленности является модернизация предприятий. К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности. Частный сектор в стране превышал 70—75 %. Задача осложняется тем, что в ходе трансформации экономика Словакии потеряла 34 % ВВП, в 2002 г. каждый пятый трудоспособный в Словакии был безработным. Либеральные реформы 1999—2000 гг. негативно сказались на социальной сфере: снизилась реальная заработная плата, увеличились коммунальные расходы населения, выросла безработица. Вместе с тем в начале XXI в. наблюдается экономический рост в промышленности, торговле, строительстве и сфере услуг. В 2002—2003 гг. экономический рост составил 4,4 %, а ВВП — 44 % от ВВП стран ЕС. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств вызывают внутреннюю нестабильность, носят более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии. Достаточно остро в Словакии стоит проблема этнических и религиозных разногласий. После раздела ЧСФР Словакия стала членом ООН, подписала договор об ассоциированном членстве в ЕС. В 2002 г. она была принята в Североатлантический альянс. В перспективе — вступление в ЕС. Внешняя политика в основном направлена на взаимовыгодное региональное сотрудничество, в первую очередь с Чехией, и урегулирование отношений с Венгрией и Россией. Приоритетное направление внешней политики Словакии — западноевропейские государства и трансатлантические структуры, прежде всего ЕС, НАТО и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР-OECD). В 1999 г. Словакия включена в состав 11 стран-кандидатов на полноценное членство в ЕС. 15 февраля 2000 г. в Брюсселе состоялась официальная церемония начала переговорного процесса о вступлении Словакии в Европейский союз. При этом лидеры страны исходят из того, что получение полноправного членства в ЕС невозможно без «зонтика» НАТО. В свою очередь, руководство этого блока считает обязательной модернизацию и реструктуризацию словацкой армии, требующих значительных финансовых средств. При вступлении в НАТО Словакия рассчитывает на помощь более удачливых в этом плане Венгрии, Польши и Чехии, уже являющихся членами альянса. 1 июня 2001 на встрече в Кракове премьер-министров стран Вишеградской группы было подчеркнуто, что названные три страны-участницы будут выступать за прием Словакии в НАТО. Премьер-министр Словакии не преминул заметить, что создание «вишеградской армии» будет способствовать эффективности данного блока. Тезис о вхождении Словакии в НАТО стал практически безальтернативным и оно считается неизбежным в рамках второй волны расширения после саммита в 2002 г. в Праге. В конце XXI в. основными торговыми партнерами Словакии в 1999 г. (доля стран в ее общем товарообороте) являлись: Германия - 26,9%, Чехия - 17,3%, Италия - 7,9%, Россия - 6,7%, Австрия — 6,4%, Франция — 4,3%, Польша — 4%, Венгрия — 3,4%, Нидерланды — 2,4%, Великобритания — 2%, Бельгия — 1,8%, Швейцария - 1,4%, Украина - 1,3%. В ВВП Словакии доля внешней торговли постоянно увеличивается и превосходит в настоящее время аналогичные показатели многих развитых европейских государств. В 1996—1999 гг. темпы роста внешней торговли превысили в 2 раза темпы роста ВВП (соответственно 125% и 113%). Растущая степень открытости экономики Словакии стимулирует ее развитие, однако при этом увеличивается и зависимость от функционирования мировой экономики в целом. За прошедшие годы создана договорно-правовая база российско-словацких отношений, действуют свыше 100 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, а также ряд соглашений, в которых сторонами выступают регионы РФ и края СР. В частности, заключены важные для двусторонних связей соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капвложений, об избежании двойного налогообложения и т.п. Словацкая нефтепереработка, металлургическая, химическая отрасли технологически привязаны к российскому сырью. Основу российского экспорта (80%) как раз и составляют энергоносители и сырье. Словакия ввозит в Россию главным образом машины, оборудование, а также товары ширпотреба и медикаменты, общей массы которых недостаточно для поддержания сбалансированного товарообмена. Российская задолженность Словакии после пересчета долгов бывшего СССР Чехословакии оценивалась приблизительно в 1,8 млрд. долл. Подписано межправительственное российско-словацкое соглашение об урегулировании задолженности. Часть долга (0,5 млрд. долл.) уже погашена товарными поставками.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |