Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и монополия. Их основные виды. Поведение фирмы в условиях конкуренции и монополии




По количеству покупателей

По доходу

По цене

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Эластичность спроса – мера или степень изменения спроса как реакция на изменение цены или иного фактора на 1%:

Эластичность спроса по цепне – мера или степень изменения спроса на изменение цены на 1%. Выделяют три типа эластичности спроса по цене:

1) Эластичный: когда коэффициент спроса по цене больше единицы и стремится к бесконечности. Расчитывается как изменение величины спроса на изменение величины цены – всегда отрицательный показатель. EД(р)=>1=>; EД(р) =

Признаки товаров, высокоэластичных по спросу:

1) Товары, имеющие большое количество субститутов;

2) Товары, расходы на которые в доходах потребителя составляют значительную долю;

3) Товары не первой необходимости (чаще всего предметы роскоши).

При данном типе эластичности целесообразно понижать цену.

Единичная эластичность – коэффициент эластичности спроса по цене равен 1; графически выражается линией под углом в 45 градусов. EД(р)=1 P

O Q

Неэластичный спрос – когда коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы и стремится к 0. ЕД(р) 1-> 0 Р

О Q

Признаки товаров, не эластичных по спросу:

1) Товары первой необходимсости.

2) Товары, не имеющие близких заменителей (субститутов).

3) Расходы на эти товары не значительны в доходах потребителя.

Примером таких товаров являются медикаменты, обеспечивающие выживание человека.

 

Эластичность предложения – степень реакции или изиенения предложения при изменении какого либо фактора предложения на 1%.

Эластичность предложения по цене – это коэффициент предложения. ES(p)=

Три вида эластичности предложения:

1)

P P1 P2   Q  
Неэластичное предложение. ES(p) 1->0 Предложение не эластично в краткосрочном периоде деятельности фирмы. Краткосрочный период – период, в который производитель не может изменить все имеющиеся факторы производства.

 

 

 


2) Единичное эластичное

3) Неэластичное предложение

 

Конкуренция (concurro – сталкиваться) – борьба производителей за лучшие условия производства и реализации продукта.

Виды конкуренции:

1) По видам:

a. Ценовая: ограничена затратами.

b. Неценовая:

i. Конкуренция качества

ii. Конкуренция сервиса: ограничения

2) По законности:

a. Добросовестная

b. Недобросовестная

3) По степени развитости:

a. Совершенная – чистая или свободная конкуренция.

b. Несовершенная:

i. Монополистическая конкуренция – конкуренция большого количества мелких или средних производителей, создающих отднотипный, но чем либо различающийся товар, например, рынок общественного питания.

ii. Олигополия.

iii. Монополия

 

МОНОПОЛИЯ. (5.04.2012)

Монополия – моно – один, полио – продаю, такое состояние рынка или конкуренции, когда удовлетворение спроса осуществляется одной фирмой/когда фирма действует при отсутствии значимых конкурентов.

Различается понятие монополии и монополистической власти. Монополистическая власть – способность одной или нескольких фирм диктовать свои условия производства и сбыта продукции на рынке.

Как определяется монопольность рынка? Есть несколько показателей, один из наиболее широко применимый расчет коэффициента рыночной концентрации (CR-n)– доля некоторого кол-ва или n фирм в общем объеме производства и сбыта продукции. Обычно n=3. CR-3 65% - кынок монополизирован; CR-3 - рынок достаточно конкурентен.

Виды монополий:

· Обычная монополия. Источником является победа в конкурентной борьбе и захват рынка.

· Естественная монополия – такое состояние рынка или конкуренции, когда удовлетворение спроса наиболее эффективно осуществляется одной фирмой. Источником крайне редко является конкуренция. Основаниями являются:

o новые достижения НТП, в данный момент не доступные остальным. Обычно кратковременна.

o производители пользуются особыми не доступными другим производителям ресурсы.

o экономическая нецелесообразность развития конкуренных производств.

o Государственное закрепление индивидуального положения фирм.

· Чистая монополия – когда фирма реально существует одна, крайне редкое явление.

Конкуренция и монополия регулируются тремя законами:

1) «О конкуренции», направлен на регулирование обычной монополии, 1992 года.

2) «Об естественных монополиях», 1996 года.

Особенности поведения фирмы в условиях монополии.

1. Устанавливает монопольно высокие цены, верхняя граница цены – платежеспособный спрос.

2. Закрытость рынка, закрытость информации, полная коммерческая тайна.

3. Монополия тормозит применение достижений НТП. Жесткая экономия издержек.

4. Монополия может организовывать временные локальные дефициты своей продукции для повышения спроса.

5. Монополия может дискриминировать рынок или дискриминировать покупателей. Продажа одинакового товара различным покупателям при сходных условиях продаж по различным ценам.

Подвидом монополии может быть монопсония (моно-один; псонио-покупаю). Обычно возникает в перерабатывающей промышленности и где покупателем продукции выступает государство.

 

Тема №8: Основы макроэкономики.

1. Понятие макроэкономики и особенности предмета ее исследования.

2. Особенности метода макроанализа.

3. Функции макроэкономики.

4. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт. Методы их расчета.

5. Минимальный и реальный валовой национальный продукт.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.