КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этиология. Коронавирусная инфекция
Коронавирусная инфекция Коронавирусная инфекция - это острая респираторная вирусная инфекция, характеризующаяся незначительно выраженными симптомами интоксикации и поражением верхних отделов респираторного тракта, преимущественно носа. Выделяют респираторные и энтеральные коронавирусы. ОРВИ вызывают респираторные коронавирусы человека. Коронавирусы умеренно устойчивы во внешней среде, но хорошо сохраняются при низких температурах. Восприимчивость высокая. Механизм передачи инфекции: ♦ аэрозольный. Путь передачи инфекции: ♦ воздушно-капельный. Входные ворота инфекции: ♦ слизистая оболочка носа. Механизм развития коронавирусной инфекции: Аналогичен таковому при риновирусной инфекции. Инкубационный период: Составляет от I до 3 дней. Часто клинические признаки коронавирусной инфекции неотличимы от риновирусной инфекции и легких форм других ОРВИ. Основные клинические проявления коронавирусной инфекции: ♦ симптомы интоксикации выражены незначительно; ♦ с первых дней болезни наблюдаются симптомы ринита: обильные водянисто-серозные выделения из носа, слизистая оболочка носа гиперемирована, отечна; ♦ вскоре присоединяются явления катарального фарингита. Продолжительность заболевания составляет от 5 до 6 дней.
Прогноз: благоприятный. Лабораторная диагностика ОРВИ: 1. Вирусологическое исследование (метод прямой иммуно-флюоресценции, основанный на обнаружении антигенов вируса в мазках цилиндрического эпителия из носа), результат исследований готов через 3-4 часа. 2. Серологическое исследование (реакция агглютинации эритроцитов, позволяет определить наличие вирусного антигена).
Осложнения ОРВИ: 1. Стенозирующий ларинготрахеит - наиболее частое осложнение со стороны органов дыхания при парагриппе. Он начинается с первых дней заболевания, при этом отмечается быстрое развитие затрудненного дыхания (крупа). Внезапно, чаще среди ночи, кашель становится хриплым с лающим оттенком, выражена картина затрудненного стенозирующего дыхания, что сопровождается сильным волнением и беспокойством ребенка, но голос обычно сохранен. Это отличает стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп) от истинного дифтерийного крупа, при котором явления крупа развертываются не так быстро, а в зеве, носоглотке или на надгортаннике можно обнаружить плотные фибринозные налеты. 2. Бронхит и бронхиолит (чаще при PC-вирусной и парагрип-позной инфекции). Характерным является присоединение к симптомам бронхита или бронхиолита бронхоспастического (обструктивного или астматического) компонента, возникающего вследствие отека слизистой оболочки бронхиол и спазма гладкой мускулатуры. Степень бронхиальной обструкцииможет колебаться от легкой до тяжелой, с быстрым развитием гиповентиляции, гиперкапнии, респираторного, а в некоторых случаях метаболического ацидоза. Чаще всего это осложнение наблюдается у детей первых 3 лет жизни. 3. Пневмония - вирусное поражение легких в начальный период болезни, проявляется в виде геморрагии и отека. Позднее наслаивается вторичная бактериальная инфекция, что позволяет рассматривать пневмонию при ОРВИ как ви-русно-бактериальную. Течение пневмонии нередко тяжелое и часто она является причиной смерти при ОРВИ у детей раннего возраста. 4. Отит, фронтит, гайморит: осложнения, связанные с присоединением бактериальной микрофлоры. 5. Менингит и менингоэнцефалит: развиваются вследствие токсического поражения мозговых оболочек, кровоизлияний в вещество мозга и его отека.
6. Инфекция мочевыводящих путей: связана с присоединением бактериальной инфекции. Основные принципы лечения ОРВИ: 1. Обязательной госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами ОРВИ и при угрозе развития осложнений. 2. Постельный режим назначается на период лихорадки. 3. Полноценное, обогащенное витаминами питание. 4. Этиотропная терапия: ремантадин или арбидол, реаферон, рибовирин, ацикловир, афлубин, гриппостад С, лейкоцитарный интерферон, оксолиновая мазь. 5. Дезинтоксикационная терапия: обильное питье, при тяжелых формах - инфузионная терапия (5% раствор глюкозы, гемодез, альбумин). 6. Ингибиторы протеаз (препятствуют проникновению вируса в клетки дыхательных путей): эпсилон-аминокапроновая кислота в виде ингаляций, капель в нос, при тяжелом течении - внутривенно капельно. 7. Иммунотерапия: противогриппозный иммуноглобулин в течение первых суток, при гипертоксическом гриппе - виратон. 8. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, аскорутин, фитин и др. 9. Антибактериальная терапия назначается детям до двух лет для профилактики и лечения бактериальных осложнений. 10. Симптоматическая терапия: ♦ при гипертермии - жаропонижающие, болеутоляющие средства: парацетамол, панадол,
тайленол, контак, сироп «Детский мотрин» и др.; ♦ при сильном возбуждении и бессоннице - фенобарбитал, седуксен, бромид натрия, димедрол; ♦ при кашле: сироп лазолвана, либексин, тусупрекс, при выраженном обструктивном синдроме - эуфиллин; по показаниям применяют отхаркивающие средства: бисольвон, мукопронт, мукалтин, отвар алтейного корня, грудного сбора, пертуссин, бромгексин, бронхолитин и др.; ♦ полоскание зева раствором стоматофита, отварами из ромашки, эвкалипта, шалфея, календулы и в качестве неспецифического антисептического средства - фали-минт, фарингосепт и пр.; ♦ теплое щелочное питье: 2% раствор гидрокарбоната натрия, щелочная минеральная вода (Боржоми, Ижевская) пополам с молоком; ♦ при риноконъюнктивитах: дезоксирибонуклеаза или растворы интерферонов, 0,2% водный раствор оксолина (закапывать несколько раз в день по 3-4 капли в глаза и нос) или закладывать за веко 0,25% оксолиновую мазь, 1% гид-рокортизоновую или 1% преднизолоновую глазную мазь.
♦ капли в нос: 0,05-0,1% нафтизин, санорин, галазолин и др.; ♦ отвлекающие процедуры: горячие общие или ножные ванны, горчичные обертывания или круговые горчичники, щелочные ингаляции. Профилактические и противоэпидемические мероприятия ОРВИ: 1. Раннее выявление и своевременная изоляция больных сроком от 7 дней (в домашних условиях изоляция осуществляется в отдельной комнате), лечение до полной санации от возбудителя. Общение больного с окружающими, по возможности, нужно ограничить. 2. Регулярное проводить проветривание помещения, где находится больной ребенок, предметы ухода и посуду подвергать дезинфекции (1% раствором хлорамина), проводить влажную уборку помещений 2 раза в день с дезинфицирующими средствами. 3. В детских дошкольных учреждениях тщательно проводить ежедневные утренние осмотры всех детей, при малейших признаках заболевания (насморк, кашель, недомогание) должны отправляться домой под наблюдение участкового педиатра. 4. Санитарно-просветительная работа с родителями и детьми (если позволяет возраст), а также с сотрудниками детских учреждений по профилактике воздушно-капельных инфекционных заболеваний. Дополнительные профилактические мероприятия при эпидемии гриппа: ♦ детям, часто болеющим ОРВИ, назначается курс профилактического лечения человеческим лейкоцитарным интерфероном или реафероном по 0,25 мл в каждый носовой ход в течение 20-25 дней; ♦ детям старших возрастных групп рекомендуется прием ремантадина по 1 таблетке в день; ♦ часто болеющим и ослабленным детям (по показаниям) вводится противогриппозный иммуноглобулин; ♦ по эпидемическим показаниям вводятся живые и инактиви-рованные гриппозные вакцины; ♦ организованным детям назначается прием дибазола в возрастных дозировках для стимуляции иммунитета; ♦ на время карантина не допускается пребывание детей в местах массового скопления людей в закрытых помещениях; ♦ проводится санитарно-просветительная работа среди населения средствами массовой информации.
Неспецифическая профилактика: ♦ организация рационального режима, питания, закаливания, занятий физической культурой и спортом; ♦ С-витаминизация пищи в зимне-весеннее время; ♦ прием поливитаминов (гексавит); ♦ рефлексопрофилактика (самомассаж рефлексогенных зон); ♦ часто болеющим детям показано назначение продигиозана или экстракта элеутерококка, настойки лимонника (для повышения защитных сил). Сестринский процесс при ОРВИ Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и удовлетворять нарушенные жизненноважные потребности пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы ребенка: ♦ нарушение питания из-за снижения аппетита; ♦ нарушение сна из-за высокой лихорадки, затрудненного носового дыхания, надсадного кашля, дискомфорта; ♦ нарушение проходимости дыхательных путей; ♦ дефицит жидкости в организме в связи с нарушением терморегуляции; ♦ снижение интереса, познавательной и двигательной активности; ♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода; ♦ психоэмоциональная неустойчивость; ♦ дефицит общения со сверстниками; ♦ высокий риск присоединения вторичной инфекции. Возможные проблемы родителей: ♦ изменение стереотипа жизни семьи; ♦ риск заражения других членов семьи; ♦ страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания; ♦ дефицит знаний о течении заболевания и уходе; ♦ психоэмоциональное напряжение; ♦ неадекватная оценка состояния ребенка. Сестринское вмешательство ^ Своевременно проинформировать родителей и больного ребенка (если позволяет возраст) о причинах развития ОРВИ, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактике, прогнозе. > Организовать изоляцию больного ребенка на 7-10 дней в отдельной комнате или отделить его ширмой, ограничить его общение с окружающими. Убедить ребенка соблюдать постельный режим на период лихорадки, по мере уменьшения катаральных инфекций и интоксикации постепенно расширять режим. Создать спокойную обстановку вокруг ребенка, оберегать его от излишних волнений. > В условиях стационара осуществлять мониторинг за жизненно важными функциями: температурой, пульсом, АД, ЧДД, состоянием кожи, слизистых, характером физиологических отправлений. У Оказать неотложную помощь при развитии гипертермии: ♦ срочно вызвать врача; ♦ успокоить ребенка; ♦ убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней; ♦ подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожных покровов для увеличения теплоотдачи); ♦ растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса - 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов); ♦ обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела); ♦ создать температуру в помещении в пределах 18-20°С; ♦ выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10-15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах. > Вовлекать родителей и ребенка (если позволяет возраст) в планирование и реализацию сестринского ухода, научить родителей правильно оценивать его состояние. Следить за чистотой кожи, менять, по мере необходимости, нательное и постельное белье. Своевременно проводить туалет слизистых оболочек: несколько раз в день полоскать зев 2% раствором натрия гидрокарбоната, изотоническим раствором хлорида натрия, настоями из трав (ромашки, эвкалипта, шалфея, календулы и др.). Если ребенок не может это делать сам, то 2—4 раза в день орошать полость рта слабыми растворами антисептиков, затем губы, носовые ходы смазывать
оксолиновой мазью или стерильным растительным маслом. Ребенку раннего возраста необходимо регулярно проводить отсасывание слизи из верхних дыхательных путей, создавать дренажное положение в постели при продуктивном кашле. Обучить родителей методике проведения отвлекающих процедур, щелочно-масляных ингаляций, лечебных ванн, приемам массажа рефлексогенных зон. > Рекомендовать родителям кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей до 5-6 раз в сутки малыми порциями. В острый период следует давать пищу механически и химически щадящую, умеренно теплую, обогащенную витаминами (компот, кисель, овощные и фруктовые супы, пюре, некислые соки, молочные и фруктовые йогурты, полужидкие каши). После нормализации температуры и улучшения общего состояния можно переходить к обычной полноценной, но не грубой пище, ввести мясо и рыбу в отварном и паровом виде, свежие фрукты и овощи. ^ Обеспечить ребенку адекватный питьевой режим с использованием теплой минеральной дегазированной щелочной воды (Боржоми) пополам с молоком, чая с лимоном, морсов, компотов. >• Объяснить необходимость психологической поддержки ребенка членами семьи, обеспечить досуг ребенка спокойными играми, прослушиванием музыки, чтением книг и др. > Регулярно проветривать помещение, где находится больной ребенок, предметы ухода и посуду подвергать дезинфекции (1% раствором хлорамина), проводить влажную уборку помещений 2 раза в день с дезинфицирующими средствами. > Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение ребенка после перенесенного ОРВИ врачом педиатром в течение 1 месяца. > Посоветовать родителям часто болеющих детей проводить неспецифическую профилактику ОРВИ (массаж рефлексогенных зон, курсы поливитаминов, иммуностимулирующих средств: экстракта элеутерококка, настойки лимонника, постепенно вводить элементы закаливания: длительные прогулки на свежем воздухе, обливание ног, контрастный душ, плавание и пр.).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |