КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В круг важных проблем теории познания входят проблемы изучения
Толкованию познания Познание как раздел философии. Основные подходы к Все мы знаем, что человек живет в природе. Он познает, преобразовывает ее и осознает собственное существование. Различают несколько аспектов познавательного отношения человека к природе: 1.Практический — который подразумевает преобразовательно-потребительское отношение к природе. 2.Эмоциональный — то есть переживания, чувственные отношения к чему- или к кому-либо. Например, наслаждение красотой природы, любовь, антипатия, страх, гнев... 3.Аксиологический — который подразумевает ценностно-оценочное отношение к миру, к природе. Человеку что-то нравится, что-то не нравится, и, исходя из своих вкусов и взглядов, он оценивает явления положительно или отрицательно. 4.Теоретический — объяснение предметов и явлений, познание их сущностей, качества и характеристик. Познание — процесс деятельности человека, направленный на получение новых знаний, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека. Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют «Гносеология». Гносеология занимается поиском ответов на такие вопросы: - насколько познаваем мир?
- как человек познаёт мир? - каково соотношение истины и заблуждений? - что может являться критерием истинности знания? - как подтвердить верность наших представлений? - видов, ступеней, форм познания, - отношений между объектом и субъектом познания, - проблема истины, - проблема соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания людей ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.
В зависимости от ответа на вопрос: познаваем ли мир? в философии все философские течения можно разделить на два основных направления – это гностицизм и агностицизм. Гностицизм – религиозно-философское течение, представители которого утверждают, что мир познаваем. Агностицизм – соответственно философское учение о непознаваемости мира, бытия. Гностики – это представители религиозно-философского течения, соединявшие теологию с религиями Древнего Востока, а также с неоплатонизмом и пифагореизмом. Гностики признавали духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла» [Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, 1975. – 496 с. С.87]. Агностики это философы, которые утверждают, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм также называют гносеологическим пессимизмом. Наиболее полно позиция агностицизма выражается в философских взглядах родоначальника немецкой классической философии – И. Канта, который утверждал, что, познавая предмет, человек познаёт лишь то, как этот предмет представляется ему и назвал познаваемый предмет «явлением», сам же предмет исследования есть «вещь в себе». Например, человек воспринимает листву деревьев в зелёном цвете (это «явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать солнечные лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз даёт ощущение зелени. Вывод: человек познаёт только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.
Гностики – это философы, которые утверждают, что мир познаваем исчерпывающее и безусловно. В современной литературе данное направление называется гносеологическим оптимизмом. Позиция гносеологического оптимизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники диалектического материализма считают, что познание это диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т. е. входе социально-исторической практики. Сторонники релятивизма полагают, что все знания рассматриваются как относительно правильные, т. к. они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от индивидуального телесно-душевного состояния. Скептицизм (рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления человека. Сторонники скептицизма считают, что при установлении надёжности истины в ней следует сомневаться и выверять должным образом. Интуитивизм – учение об интуиции как самом главном и надёжном источнике познания. Интуиция (взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, понимание, приобретённое непосредственно, а не эмпирически или путём размышления, озарения. Также в философии есть мнение, что познание является функцией тех, кто профессионально осуществляет тот или иной вид духовного производства (религиозно-нравственную, эстетическую, этическую, научную и др.). И поэтому теория познания разрабатывалась как теория собственно-духовной деятельности (Аза Давидовна Иоселиани). Религиозно-идеалистическое понимание познания говорит нам о том, что познание есть способность, дарованная свыше или врождённая (Аза Давидовна Иоселиани). Наряду с вышеуказанными пониманиями процесса познания в истории философии разные философские системы выделяли две ведущие формы познания: чувственное и рациональное, в соответствии с которыми в философии сформировалось ещё два направления – рационализм и эмпиризм.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |