КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие формы государства и ее основных элементов
Понятие функций государства как основных направлений и видов государственной деятельности (на примере функций Российского государства). Лекция 2. Вопросы: 1. Понятие функций государства как основных направлений и видов государственной деятельности (на примере функций Российского государства). 2. Понятие формы государства и ее основных элементов. 3. Форма правления: понятие и виды.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, землетрясение, наводнение); в зависимости от принципа разделения властей на законодательные, исполнительные, судебные; в зависимости от значения – на основные (функция охраны общественного порядка, например) и не основные (функция рассмотрения споров, например); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются – на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач: - функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала;
- экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. В современной России данная функция сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности; - функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической; - функция социальной защиты – есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.; - экологическая функция – это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Оно выражается в разработке природоохранного законодат6ельства, устанавливается правовой режим природопользования, закрываются экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона; - культурная функция – призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня – это поддержка развития литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования.
Внешние функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач: - функция обороны страны. Она предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы. Это очень актуально, особенно, если вспомнить события, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии, а подразделения Вооруженных Сил США и коалиции оккупировали Ирак; - функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия массового уничтожения и новейших военных технологий (в частности, участие России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, включение Вооруженных сил РФ в миротворческие операции); - функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направленная на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных отношений. Это поможет России интегрировать России в мировую систему; - антитеррористическая функция выражается в совместных и согласованных действиях государств по борьбе с терроризмом, так как ни одно из государств с этой проблемой в одиночку не справится. Форма государства – это совокупность систем организации государственной власти, которая включает следующие элементы – форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. Форма правления – система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Форма государственного устройства – система территориальной организации государства. Государственный режим – совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
3. Форма правления: понятие и виды. Форма правления – система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия (от греческого – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства: монарха, короля, царя, шаха, императора и т.д. Признаки монархии: - власть передается по наследству - осуществляется бессрочно - не зависит от волеизъявления населения Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Марокко, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия). Республика (от латинского – государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: - выборность власти - срочность - зависимость от избирателей В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) – совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |