Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические особенности подготовки анкетных опросов и интервью




Социологический опрос является не просто методом сбора необходимой для ученого информации. С позиций респондентов опрос в любом его организационно-методическом варианте — это прежде всего возможность общения, взаимодействия, обмена информацией.

В диалогическом вопросно-ответном общении исследователя с респондентами именно вопрос выступает элементарным техни­ческим инструментом познания12. Поэтому от его конструкции и формулировки во многом зависит надежность и достоверность итоговых данных. В самом общем виде социологический вопрос — это любое речевое сообщение в вопросительной, утвердительной или иной форме, предлагаемое социологом респонденту и по­буждающее последнего реагировать на высказывание1.

В социологическом опросе могут быть использованы разные типы вопросов.

а) С точки зрения содержания выделяют фактологические вопросы, которые указывают на наличие какого-либо факта, фиксируют уже свершившееся действие (например: «Ваш пол?»; «Есть ли у Вас пианино?») и вопросы о мнениях, с помощью которых выясняются личностные установки, оценки, ценностные ориентации и т.д. («Вы собираетесь или не собираетесь принять участие
в предстоящих выборах?»).

б) По функциям все вопросы можно разделить на содержа-
тельные (основные), нацеленные на получение информации о
предмете изучения, и функционально-психологические (вспомога тельные), задаваемые с целью установления контакта с респон­дентами, оживления беседы, снятия ее монотонности и т.п.

в) По форме все вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые. В открытых вопросах респондент самостоятельно формулирует свой ответ, никаких заранее заготовленных «под­сказок» не предлагается. Закрытые вопросы, наоборот, предпола­гают набор готовых ответов. В вопросах полузакрытых помимо на­бора «подсказок» оставляется открытая строка для того, чтобы респонденты, которым не подходит ни один из вариантов ответа, написали свое мнение.

Кроме того, выделяют вопросы контрольные и проверочные, личные и безличные, прямые и косвенные, ситуативные и проек­тивные и др.

В самом общем виде анкета состоит обычно из следующих ос­новных блоков.

1. Введение, в котором содержится обращение к респонден­там, сообщение о цели исследования, сведения об организации, проводящей опрос, предоставляются гарантии анонимности от­ветов и т.п.

2. Вступительные вопросы. Как правило, это очень простые вопросы фактологического или событийного содержания, вклю­чающие респондента в работу.

3. Основной вопросный блок. Здесь следует располагать наиболее важные по содержанию, острые, трудные для респондентов воп­росы.

4. - Социально-демографический блок («паспортичка»). Вклю­чение этого, относительно нетрудного, с точки зрения рес­пондентов, блока в начало анкеты может насторожить опра­шиваемых, поэтому его принято располагать в самом конце воп­росника.

5. Заключение. В нем следует обязательно поблагодарить рес­пондентов за участие и помощь в исследовании, выяснить, не утомительным ли для них был данный опрос, можно поинтере­соваться, намерены ли они сотрудничать с социологом в даль­нейшем и т.д.

Таким образом, несмотря на распространенное в массовом сознании мнение о кажущейся простоте социологического ис­следования, на самом деле его организация и проведение являет­ся делом весьма трудоемким, требующим профессиональной под­готовки и специальных знаний.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «методология социологического иссле­дования»?

2. Какие разновидности социологических исследований вы знаете?

3. Какие исследования вы можете выделить с точки зрения глу­бины анализа социального явления? В чем заключаются их основные различия?

4. Что представляет собой социологический опрос как метод сбора информации? Почему специалисты называют опросные методы универсальными?

5. Охарактеризуйте основные разновидности метода анкетиро­вания.

6. В чем заключаются особенности социологического интервью? Какие виды интервью вы знаете?

7. Дайте характеристику основных разновидностей социологи­ческого наблюдения.

8. Из каких этапов складывается процесс социологического ис­следования? Опишите основные этапы и процедуры исследо­вания.

9. Для чего нужна программа социологического исследования?

10. Какие типы вопросов, используемых в социологической ан­кете, вы знаете?

11. Опишите основные требования, предъявляемые к компонов­ке социологической анкеты.

12. Какие модели выборки вам известны?

13. Как определить объем выборки?

 

 


[1] См.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяс­нение, понимание социальной реальности. — С. 231.

[2] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет: Книжный дом «Уни­верситет», 1998. — С. 228.

[3] См.: Там же. - С. 228-229.

[4] См.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяс­нение, понимание социальной реальности. — С. 231.

[5] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет: Книжный дом «Уни­верситет», 1998. — С. 228.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.