КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по улучшению
Первое: законодательство должно принять за единый субъект воздействия на окружающую среду именно нефтегазовое месторождение, рассматривать его как самостоятельный технологический комплекс и предусматривать соответственно предпроектную, проектную, стадию строительства, стадию разработки, стадию ликвидации (консервации) месторождения. Однако, ни экологическое законодательство, ни действующие строительные нормы и правила не содержат таких жестких требований. На сегодня, процесс добычи нефти и газа разделяется на вполне самостоятельные технологические этапы: сейсморазведка, геологическое разведочное бурение, разведочное глубокое бурение, эксплуатационное бурение, освоение скважин, обустройство и эксплуатация (зачастую по этапам).
Эту проблему нужно решать в первую очередь. К примеру, разработчик проекта разработки нефтегазового месторождения в Чегмагушевском районе Башкорстостана, насчитал экологический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха от объектов месторождения в «колоссальную» сумму – 82 рубля. А ущерб рыбным запасам нерестовой зоны при бурении первой скважины «Лукойла» на Каспии составил аж 63 рубля. Эти цифры сами за себя говорят о степени объективности специалистов этой отрасли, об их «заботе» по возмещению ущерба природе и государству.
Требуется и разработка (или пересмотр) специальных методик оценки ущерба, наносимого на всех стадиях добычи нефти и газа природным сферам и природным комплексам. Вторая серьезная правовая проблема - размытость процедуры лицензирования в плане ответственности недропользователя. Проблема в том, что эти лицензионные требования по охране природы носят декларативный характер, и на сегодня отсутствует механизм ответственности недропользователя за их невыполнение. Хотя законодательство и предусматривает аннулирование или приостановку действия лицензии при несоблюдении природоохранных требований, на практике возникает вопрос о возмещении материального ущерба недропользователю, если вдруг решение о прекращения действия лицензии выдано необоснованно. Месторождение технологически нельзя быстро «выключить» из эксплуатации - требуется длительная специальная консервационная или ликвидационная технологическая процедура. Видимо, в таких случаях более целесообразны финансовые санкции к недропользователю и установление технологически обоснованного срока для реализации безопасных ликвидационных процедур. Третья основная проблема — повсеместное фактическое отсутствие «ликвидационного» денежного фонда для месторождений, находящихся в поздней стадии эксплуатации. Федеральный закон должен закрепить эту обязанность недропрользователя и предусмотреть механизм контроля и ответственности за целевым расходованием данного фонда. В противном случае старые выработанные месторождения будут просто брошены вместе с сотнями не нужных скважин, шламовыми амбарами, аварийными трубопроводами, загрязненными водными объектами и выведенными из сельхозоборота землями. Зачем ликвидировать последствия и наводить после себя порядок, если просто можно все бросить и уйти? И четвертая горящая проблема - крайняя необходимость организации эффективного, квалифицированного экологического и геологического контроля за деятельностью компаний, а также общего государственного контроля за процедурой лицензирования (или концессии) недропользования. Нужен специальный федеральный закон, который позволит превратить в систему сотни нормативно-правовых актов, действующих в этой сфере, а также федеральная программа по обеспечению экологической безопасности нефтегазового комплекса страны. К примеру, Управление Росприроднадзора по РБ вообще не проверяло в 2007-2009 годах нефтяников и не планирует это делать в текущем году.
В рассматриваемой отрасли есть место и малому бизнесу. Так. В Краснодарском крае местные предприниматели внедрили технологию промышленного извлечения из сточных вод нефтепромыслов (рассолов) йода. Кстати, с этой точки зрения была бы весьма перспективна арланская группа месторождений (Башкортостан), в рассолах которой йода содержится до 3 гл. Может вызвать интерес бизнеса технология промышленного извлечения ванадия из нефтешламов Туймазинского месторождения. Однако наиболее была бы востребована такая услуга профессионального бизнеса, как экологический аудит территории нефтегазовых месторождений, который имеет 4 аспекта: экологический, технологический, экономический и правовой.
Если говорить о превентивных мерах по снижению степени экологической опасности нефтегазового месторождения, то следует начинать с предпроектной стадии оценки инвестиций и производить оценку воздействия на окружающую среду на следующих стадиях:
· Предпроектная стадия: o оценка состояния окружающей среды «нулевого» варианта, то есть - до разведочного бурения (для оценки экологического ущерба при последующих стадиях); o разведочное бурение на нефть на перспективных площадях, o подтверждение наличия извлекаемых запасов нефти; o реализация программы инженерных изысканий (в первую очередь инженерно-экологических); o разработка ОВОС на предпроектной стадии; o государственная экспертиза результатов инженерных изысканий (включая ОВОС). · Проектная стадия: o корректировка ОВОС на проектной стадии; o разработка проекта и раздела «Охрана окружающей среды» проекта (рабочего проекта), включающего в себя все стадии жизненного цикла месторождения, в том числе стадию ликвидации (консервации); o государственная экспертиза проекта (рабочего проекта); · Разведочное бурение. · Структурное бурение. · Обустройство месторождения. · Разработка (эксплуатация) месторождения (может быть по очередям) · Ликвидация (консервация) месторождения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |