Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические и управленческие подходы к анализу социально-экономических интересов




Понятие интереса. Классификация интересов

Тема 7. Интересы в системе социального управления.

1. Понятие интереса. Классификация интересов.

2. Социологические и управленческие подходы к анализу социально-экономических интересов.

3. Личные, коллективные, корпоративные и общественные интересы.

4. Конфликт интересов. Управление как социальная деятельность по согласованию противоречивых интересов субъектов хозяйственной и общественной жизни.

 

 

Интересы тесно связаны с потребностями. Действенная сила потребности проявляется в связи между ее удовлетворением и улучшением положения субъекта - носителя интереса. По сравнению с потребностями интересы выступают в качестве непосредственной причины массовых действий. Ни одно крупное социальное событие – массовые выступления, преобразования, реформа - не может быть понято, если не выявлены интересы, породившие эти действия.

Интересы, как и потребности, представляют собой особый род общественных отношений. Они не существуют вне субъектов – их носителей. Интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные блага, ценности, социальные институты и общественные отношения.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, от которых зависит производство, распределение, обмен и потребление благ, удовлетворяющих потребности.

Когда достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей, то на первый план выступают интересы. Для одних – это “законные притязания” на сложившийся уровень потребления, для других – это стремление к качественным изменениям условий жизни. Таким образом “в интересах…заключается момент отрицания, неприятия тех условий, которые воспринимаются как недостойные, неадекватные”.

Интерес, как и потребность, является причиной социальных действий. Гегель писал: “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют главную роль”. Именно интересы выступают побудительными мотивами деятельности людей, активизируя жизнь народов.

Предметы потребности и интереса могут не совпадать. Предметом потребности является то, что объективно необходимо для жизни и развития индивида, социальной группы, общества. В качестве предмета интереса выступает то, с помощью чего обеспечивается овладение этим предметом потребности.

Как многообразны потребности людей, так многообразны и их интересы, которые можно классифицировать по следующим группам:

в зависимости от социальной структуры общества

· индивидуальные,

· групповые,

· классовые,

· национальные,

· общественные;

по сферам общественной жизни

· экономические,

· политические,

· социальные,

· духовные интересы,

в зависимости от направленности

· коренные,

· стратегические,

· долгосрочные,

· текущие;

от тенденций общественного развития

· прогрессивные,

· консервативные,

· реакционные.

 

Интерес – достаточно сложный социальный феномен. Он изучается разными науками. Психологи исследуют интерес к чему-либо в зависимости от психологических особенностей личности, например, интерес к живописи, к архитектуре и т. п. Интерес – важнейшая категория в политическом управлении. Речь может идти об интересе к той или иной партии, а значит и о поддержке ее платформы, ее целей и направлений действий.

В системе управления социально-экономическими процессами интересы субъектов общественного производства является основополагающей категорией. Данная категория является объектом дискуссий в научном сообществе. Можно выделить три концепции, принципиально различающиеся в ее трактовке.

Представители первой концепции (Пашкевич О.Н., Гош А.П.) определяют интерес как субъективную категорию, которая отражает целенаправленность действий, мыслей, внимания субъекта, раскрывающуюся в сфере общественного и индивидуального сознания, и выражает волевые отношения. Сторонники субъективной трактовки интересов вообще не признают существования неосознанных социально-экономических интересов. “Субъективисты” отрицают то, что интересы могут иметь место без их осознания и что между их наличием и осознание может быть разрыв.

Представители второй концепции (А.Г. Здравомыслов, Т.А. Кулиев) признают дуалистическую природу интереса, рассматривая его как единство субъективного и объективного начала. Авторы этой концепции считают, что чистая объективность социально-экономических интересов может быть отождествлена с объективностью производственных отношений, а независимость интересов от воли и сознания людей не может породить мотивы, стимулы к действию. При этом они полагают, что если нет факта осознания, т.е. отражения в человеческом сознании интереса, то нет и самого интереса. Например, А.Г. Здравомыслов пишет, что “интерес – это не только объективное отношение, складывающееся независимо от сознания и воли действующего субъекта, это и не только стимул, взятый сам по себе. Это и то, и другое одновременно. Антиномия объективного отношения и внутреннего стимулирования снимается в самой природе интереса, который представляет собой переход объективного в субъективное и обратно – субъективного (внутреннего) в объективное (внешнее действие). Интерес – это не просто положение социального субъекта, это и положение, выражающееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие”.

Представители третьей концепции (Н.А. Моисеенко, М.В. Попов) определяют интерес как объективную категорию, поскольку он формируется под воздействием объективных социально-экономических законов и характеризуется социально-экономическими отношениями, которые объективно сложились в данном обществе. Объективность интереса означает, что положение субъекта порождает определенные потребности и необходимо требует от него определенных действий для их удовлетворения, причем эта необходимость порождается не его сознанием, а условиями его общественного бытия. Мы разделяем данную концепцию и остановимся на ее трактовке более подробно.

Как социально-экономическая категория интересы – это “такая объективная характеристика социально-экономического положения людей, которая показывает, что им, в силу этого положения, выгодно или невыгодно и в какой степени; какие действия в данной системе общественно-экономических отношений или изменения этой системы улучшают или ухудшают их экономическое положение и в какой мере”.

Данное определение социально-экономических интересов позволяет сделать вывод об их объективности, поскольку они являются объективной характеристикой социально-экономического положения субъектов. Социально-экономические интересы представляют собой проявление производственных отношений в виде объективной направленности хозяйственной деятельности людей, в которой отражается их место в системе общественного производства.

Важным для управленческой деятельности являются процессы познания и осознания социально-экономических интересов.

Из книги Сергея Кара-Мурзы “Потерянный разум” (М., 2005):

“Рассудок…организует опыт посредством правил, а разум организует добротный сырой материал, обработанный рассудком, - “сводит многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов”…В реальной жизни, тем более в условиях кризиса, мы не имеем времени и сил для того, чтобы делать сложные многоступенчатые умозаключения по большинству вопросов, с которыми сталкиваемся и по которым должны определить свою позицию. Как же мы справляемся с этой задачей? С помощью интуиции и здравого смысла. И то, и другое – инструменты рациональности…Судя по многим обсуждениям, в среде высокообразованных людей здравый смысл ценится невысоко, они ставят его куда ниже, чем развитие в науке приемы теоретического знания. Возможно, в благополучные времена такое их отношение и может быть оправдано, но в условиях той неопределенности, которую порождает кризис, роль здравого смысла… резко возрастает. В условиях кризису нас мал запас прочности, очень слабые тылы, а значит, мы вынуждены в нашей стратегии ориентироваться не на максимизацию выгоды, а на минимизацию ущерба. Теоретическое научное знание может привести к блестящему, наилучшему решению, но чаще всего ведет к полному провалу – если из-за недостатка средств (информации, времени и пр.) человек привлек негодную для данного случая теорию. Здравый смысл не настроен на выработку блестящих, оригинальных решений, но он надежно предохраняет против наихудших решений”. С. 8-9.

Из статьи Бергсона А. “Здравый смысл и классическое образование” // Вопросы философии,1990. №1:

“Повседневная жизнь требует от каждого из нас решений столь же ясных, сколь быстрых…Тогда-то мы и взываем к здравому смыслу, чтобы устранить сомнения и преодолеть преграду.

Сближаясь с инстинктом быстротой решений и непосредственностью природы, здравый смысл противостоит ему разнообразием методов, гибкостью формы и тем ревнивым надзором, который он над нами устанавливает, уберегая нас от интеллектуального автоматизма. Он сходен с наукой своими поисками реального и упорством в стремлении не отступать от фактов, но отличен от нее родом истины, которой добивается, ибо он направлен не к универсальной истине как наука, но к истине сегодняшнего дня…

Я вижу в здравом смысле внутреннюю энергию интеллекта, который постоянно одолевает себя, устраняя уже готовые идеи и освобождая место новым, и с неослабевающим вниманием следует реальности. Я вижу в нем также интеллектуальный свет от морального горения, верность идей сформированных чувством справедливости, наконец, выпрямленный характером дух… его решение социально полезно, оно проясняет формулировку сути вопроса и благоприятствует действию”. Цит. по: Кара-Мурза С. Потерянный разум. М., 2005. С. 10.

Процесс познания интересов связан с анализом как на теоретическом, так и на прикладном, эмпирическом уровне положения субъектов хозяйственной жизни, их материальных условий, а также действий, улучшающих эти условия и собственно положение. Социально-экономический интерес человека заключается в улучшении его социально-экономического положения, в выработке тех действий, которые ему выгодны. Однако человек при определенных условиях и вследствие субъективных причин может и не знать того, в чем состоит его интерес. Он может заблуждаться относительно того, что ему выгодно, а что нет (вспомним эпопею с пирамидами, с деятельностью “МММ” и т.п.). И ему на помощь могут придти консультанты. Как раз деятельность в области управленческого консультирования и связана с познанием интересов и выработкой адекватных, эффективных механизмов их реализации. Процесс осознания интересов есть не что иное, как процесс превращения их в стимул к действиям в нужном, выгодном для субъекта направлении. Таким образом, стимулом становятся осознанные интересы.

Итак, интерес – это свойство социальной общности, объединяющее эту общность в нечто единое и отличающее ее в то же время от иных социальных общностей с иными характеристиками социально-экономического положения и иными интересами. В отличие от потребностей интерес направлен на социальные отношения, институты, учреждения, оказывающее более или менее существенное влияние на способы жизнедеятельности данной социальной общности, на его социально-экономические условия. Осознание возможностей изменения положения субъекта в системе социально-экономических отношений становится мощным стимулом борьбы “за” и “против”. В любых действиях и противодействиях нужно “искать” ответ на вопрос: “кому это выгодно?”. Именно интересы, их столкновение, взаимодействие определяют ход основных событий в обществе. И это важно понимать в управленческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.