КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология семьи. Жизненный цикл семьи. Судьбы семьи
Простой социальный институт. Семья как простой социальный институт. Функции семьи Социальный институт а) Социальный институт — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Социальные институты – это великое социальное изобретение человека. Они не только обеспечивают достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.), но и дают основание надеяться, что потребность будет так или иначе удовлетворена, цель будет достигнута на качественном уровне. б) Признаки социальных институтов. 1. Институализация социальных связей достигается особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается, прежде всего, на социальном регулировании взаимоотношений. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного. 2. Для социального института характерно четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свои функции, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкций. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов – регулярностью, самовозобновляемостью.
3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, общества. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость и способность к самовозобновлению. 4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов. 5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами (помещение, оборудование, квалификация специалистов и т.п.). Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодействие с людьми по поводу того или иного предмета связи приобретает регулярность, самовозобновляющийся высококачественный характер. в) Характеристики социальных институтов[5]: 1. Социальные институты (от латинского – установления, учреждения) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей (институт семьи, институт образования, институт государства).
Чаще всего о социальном институте говорят в связи с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.
2. Причины возникновения социального института – социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения их социальных потребностей. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей; реализует отношения между полами, поколениями и т.д. 3. Социальный институт образуется на основе социальных связей взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. 4. Социальный институт есть самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. Социальный институт можно рассматривать как организованную социальную систему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью её элементов и определенной изменчивостью их функций. 5. Организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенные социальные функции. 6. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. Таким образом, социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.[6] 7. Классификация функций. «Институциональная школа» в социологии представляет наиболее полную классификацию и выделяет следующие основные функции: 1.Воспроизводство членов общества. Главные институты, выполняющие эту функцию, – семья и государство. 2.Социализация – передача индивидам установок, образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и др.).
3. Производство и распределение обеспечиваются через органы власти. 4.Функция управления и контроля осуществляется через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивидов через систему поощрения и санкций. 8. Виды социальных институтов Социальные институты отличаются своими функциональными качествами. Виды социальных институтов: 1) Экономические социальные институты: собственность, деньги, банки, обмен, хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства. 2) Политические институты – государство, партии, общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые страты. 3) Социокультурные и воспитательные институты – освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, социализация индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов, защита определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие институты связаны с механизмами морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. 5) Нормативно-санкционирующие – социальная регуляция поведения на основе норм, правил, предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. 9. Дисфункция социального института – это нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой. Дисфункция института выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа, авторитета, в вырождении его отдельных функций в символическую, ритуальную деятельность.
В социологии выделяют две формы социальных институтов: простая и сложная. Классический пример простого социального института - институт семьи. а) «Простые социальные институты – это организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами».[7] На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. б) Семья как простой социальный институт: 1. Семья, по А.Г. Харчеву, представляет собой основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. 2. Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. в) Функции семьи: 1) Репродуктивная функция – воспроизводство в численности детей численности родителей; 2) Воспитательная функция: семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Стереотипы семейного воспитания, выделяемые социологами: · детоцентризм; · профессионализм (родители возлагают свои обязанности по воспитанию детей на педагогов детсадов и школ); · прагматизм (ориентация детей на получение материальной выгоды). 3) Хозяйственно-экономическая функция. Аспекты семейных отношений, охватываемые данной функцией: · ведение домашнего хозяйства; · семейный бюджет; · распределение домашнего труда; · опека над малолетними и престарелыми и т. д. 4) Рекреационная функция: · создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи; · организация семейного досуга и отдыха.
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин: социальный институт семьи – объект ее изучения – в истории человечества играет ведущую роль. Специфика социологического подхода к изучению семьи состоит в исследовании посреднической роли семьи (восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества).
1. Основные социологические ракурсы изучения семьи: · Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: семья во взаимосвязи с другими социальными институтами и семья как малая социальная группа (как автономная целостность). · Семья как институт (макросоциология) и как социально-психологическая группа (микросоциология). Во втором случае взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне межличностных отношений, на уровне первичных отношений. · Попытку соединить «макроанализ» и «микроанализ» семьи сделал Т. Парсонс и К. Дэвис. Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема. 2. Схема жизненного цикла семьи Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменение семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цикла семьи». Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Семейный цикл[8] определяется стадиями родительства и начинается с предродительства — периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства — период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка— полностью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл стадией прародительства — периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное выше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл. Семейный цикл может выделяться по самым разным основаниям и насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д.), а не только те, о которых шла речь выше. 3. Судьбы семьи 1) Цели социологического изучения функций семьи прошлого и настоящего заключаются в выяснении факторов, способствующих гармонии интересов личности, семьи и общества, единственно обеспечивающей эффективную реализацию репродуктивной и социализационной функций семьи. 2) Проблемы стабильности семьи. Определяющее значение для стабильности брака имеют внутренние факторы. В основе развода лежит конфликт между супругами. 1. Уровни супружеских отношений, на которых возникают конфликты: · психофизиологический уровень (сексуальная дисгармония); · психологический уровень; · социально-ролевой уровень; · социокультурный (духовный) уровень. 2. Причины семейного конфликта. а) Причины, существовавшие до брака (факторы риска): · большая разница в возрасте супругов (особенно если старше женщина); · разница в образовании супругов; · алкоголизм одного из супругов; · легкомысленное отношение к браку; · ранний возраст вступления в брак; · вероятность скорого рождения ребенка; · малый срок знакомства; · резкое несогласие родителей на брак; · брак по принуждению.
б) Причины, возникшие в течение совместной жизни: · бытовые (жилищные, материальные и пр.); · межличностные конфликты; · внешние факторы (измена, вмешательство родственников и др.)[9].
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |