КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистика цен, тарифов и инфляций
Статистическое изучение конъюнктуры рынка. Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты: 1) определение и анализ потенциала рынка; 2) анализ пропорциональности развития рынка; 3) анализ колеблемости и цикличности рынка; 4) измерение и анализ эластичности спроса и предложения; 5) исследование рекламы. Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка имеет вид: где — единицы производства или потребления; — показатели мощности единиц (производственной или потребительской); Эх — эластичность спроса или предложения; — прочие факторы и элементы потенциала; п — число единиц потенциала. Собственно формула расчета потенциала производственного предложения (потенциал товарного предложения) такова:. Здесь — степень загрузки производственных площадей; — степень обеспечения ресурсами; — эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию; В — внутреннее производственное потребление; С — часть продукции, которую, по оценкам, могут производить конкуренты. Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется таким образом: 1) балансовым методом; 2) расчетом относительных величин координации и структуры; 3) индексным методом; 4) расчетом коэффициентов эластичности и b-коэффициентов; 5) построением корреляционных моделей. Колеблемость и цикличность рынка. Методы изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье).
Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения — это их реагирование на изменение социально-экономических условий рынка. Показатель относительной эластичности спроса имеет вид: где х — базовое значение факторного признака; у— базовый показатель спроса; ду, дх — частные производные. Зависимость между х и у может быть установлена методом корреляций. Если: Э < 1 — товар неэластичен (инфраэластичность); Э > 1 — товар эластичен или сильно эластичен (ультраэластичность); Э = 1 — товар слабоэластичен (унитарный спрос). В таком случае снижение цены, как правило, не приводит к коммерческому успеху.
3.2.1. Понятие «цена». Виды цен на товары и услуги. 3.2.2. Индексы цен. 3.2.3. Инфляция.
3.2.1. Понятие «цена». Виды цен на товары и услуги. Цена – это выражение стоимости товара на денежных единицах определенной валюты, национальной или между народной за количественную единицу товара. Задача статистики цен: 1) анализ состояния рынка и ценовой конъюнктуры; отслеживание поведения цен 2) изучение цен их динамики и дифференциации по отдельным рынкам и регионам 3) анализ цен фактора уровня жизни и инфляционных процессов 4) анализ цен, с т.з. производителя, потребителя и государства для выявления структуры цен доли в ней налогов пропорциональности развития экономики 5) изучение цен для сопоставлений 6) анализ и оценка факторов, влияющих на уровень колеблемость цен 7) выявление соотношений цен на различные товары 8) совершенствование методологией статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен Виды цен: 1) розничные цены 2) оптовые цены 3) закупочные цены 4) цены на строительную продукцию 5) цены и тарифы грузовых и пассажирских транспортов 6) цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги 7) цены, обслуживающие внешне – торговый оборот Существуют свободные цены (рыночные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения) и государственные цены (фиксированные цены, регулируемые, цены и предельные цены).
Уровень цен характеризуется абсолютным, средним и относительным показателями. Различают инновационный и средний уровень цен. Индивидуальный уровень цен – это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке. Средний уровень цен – это обобщающий показатель уровня цен, определяющий по однородным группам товаров во времени и в пространстве. Средняя цена за единицу товара – обобщенная характеристика для однородных товарных групп. Средние цены исчисляются за определенный период времени, по территории. Средние величины для расчета средней цены за единицу товара и услуги: - Средняя арифметическая взвешенная ( в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем объеме товаров): , или, где p – цена товара, q – количество товара; d – удельный вес каждого вида товара в общем объеме товаров - Средняя хронологическая простая (применяется в том случае, если моменты времени регистрации равноудалены друг от друга): , Где n – число месяцев или дней в периоде - Средняя хронологическая взвешенная применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно: , где - средняя цена за период; - число месяцев или дней в периоде - Средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов используются данные о товарообороте): , где pq – товарооборот в денежном выражении Изучение состава и структуры цен позволяет проанализировать пропорции между элементами цены, выявить долю каждого звена в цепи товародвижения, регулирующую роль государства. · Удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, скидок, налогов, др.): Определяется по формуле d =, где x – размер отдельного элемента цены · Коэффициент соотношения оптовых и розничных цен: Определяется по формуле, где ОЦ – оптовые цены, РЦ – розничные цены · Коэффициент Гатева: Используется для оценки интенсивности изменения структуры цены за счет отдельных элементов. Определяется по формуле
, где V, V - относительные показатели структуры цены изучаемых товаров или одного товара в отчетном и базисном периодах. · Индекс Салаи: Определяется по формуле Для изучения вариации цен используются традиционные методы анализа, основанные на вычислении показателей вариации Показатели вариации цен: · Размах вариации: R = Pмакс – Pмин
где Pмакс – максимальная цена; Pмин - минимальная цена
· Среднее линейное отклонение цен от средней: , или · Среднее квадратическое отклонение: , или · Коэффициент вариации цен:
Если в результате анализа вариации цен установлен факторный признак, влияющий на уровень цен, то анализ ее вариаций дополняют расчетом коэффициентов эластичности. Эмпирический коэффициент эластичности: Отражает процентные изменения цены в результате увеличения факторного признака на 1%. Определяется по формуле Э =, где p – Абсолютные приросты факторного признака и цены; x, p – базовые значения факторного признака и цены соответственно Теоретический коэффициент эластичности: Определяется по формуле Э =, - темп прироста величины спроса на товар под влиянием повышения цен; - темп прироста цен Коэффициент перекрестной эластичности цен: Определяется по формуле Э =, ,,, - цены товаров i-го и j-го видов соответственно в текущем и базисном периодах. Показатели уровня цен являются основной для расчета показателей соотношений цен на важнейшие виды продуктов. Динамика показателей соотношения цен позволяется оценить состояние конъюнктуры отдельных товарных рынков. Коэффициент соотношений: Определяется по формуле , где, - цены изучаемого и базового товара. Цена базового товара выбирается на основе его потребительской роли или гипотезы о его влиянии на цены других товаров. Среднее линейное отклонение цен на товары: Определяется по формуле , или
где n – число товаров; , (,) – коэффициенты соотношений цен в текущем и базовом периодах (коэффициенты соотношения цен изучаемого и базового товаров фактические и эталонные) Региональная вариация цен для каждого товара: Вычисляется по формуле,
Затем эта оценка обобщается по совокупности товаров по формуле
Колеблемость цен по совокупности товаров в каждом регионе:
Далее эта оценка обобщается на все регионы по формуле, где - доля региона в общем объеме розничного товарооборота.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |