КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние и внутренние издержки 7 страница
ственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо определяется уровнем объема производства (доходов). Чем больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые поступления. Рис. 5.4. Дефицит и избыток государственного бюджета Правительственные расходы (G) не зависят от уровня ВНП, тогда как налоги (Т) пропорциональны ВНП. Таким образом, при низком ВНП будет наблюдаться дефицит, при высоком – излишек. Однако го- сударственные расходы и налоги сами могут влиять на уровень сово- купного спроса и на объем ВНП. Рост государственных расходов по- влечет за собой расширение совокупного спроса, объема производст- ва, доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего бюджетный дефицит может сократиться. Аналогично, состояние бюджета может улучшиться и при снижении налогов, поскольку такое снижение вызовет рост совокупного спроса, объема производства, до- ходов, а, следовательно, и налоговых поступлений. Таким образом, бюджетное сальдо не всегда является свидетель- ством изменения макроэкономической ситуации, оно может быть следствием проводимой правительством политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач. Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо це- ленаправленных мероприятий правительства, используют "бюджет полной занятости" – состояние бюджета в условиях функционирова- ния экономики при естественном уровне безработицы. Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости) ха- рактеризует разность между расходами и доходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных за- трат в условиях, когда безработица находится на естественном уровне.
Дефицит бюджета полной занятости элиминирует влияние экономи- ческого цикла на величину бюджетного дефицита. Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом бюджета полной занятости называется циклическим дефицитом. Цикличе- ский дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превыше- нием фактической безработицей своего естественного уровня (рис. 5.5). Рис. 5.5. Фактический, структурный и циклический бюджетный дефицит Если в условиях полной занятости ВНП равняется Q1, то при су- ществующей системе налогообложения и данном уровне правительст- венных расходов дефицит бюджета равен ab. При уровне производст- ва, равном Q2, и той же системе налогообложения и таких же прави- тельственных расходах бюджетный дефицит будет равен се, в том числе сd – структурный дефицит и de – циклический дефицит – ре- зультат падения объемов производства (Q2 меньше Q1). Рост структурного дефицита означает, что правительство прово- дит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает на- логи, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики. При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования. Государственные рас- ходы, не имеющие под собой доходной базы, могут финансироваться за счет: эмиссии денег; займов в Центральном банке; займов в частном секторе, осуществляемых путем выпуска и про- дажи государственных ценных бумаг. Первые два способа финансирования бюджетного дефицита но- сят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ считается безынфляционным, но он порождает "эффект вытесне- ния". Суть последнего состоит в том, что, увеличивая займы в частном
секторе, правительство содействует повышению процентных ставок, что ведет к последующему снижению инвестиционного спроса. Таким образом, правительственные расходы, как правило, носящие непроиз- водительный характер, "вытесняют" частные инвестиции в производ- ство. Бюджетный дефицит в России. Хотя официально государствен- ный бюджет, предусматривающий дефицит, впервые в СССР был принят в 1988 г., первые признаки бюджетной несбалансированности и появления бюджетного дефицита стали проявляться еще в 70-х го- дах. Со временем бюджетный дефицит стал нарастать. Формой про- явления бюджетного дефицита была в частности скрытая (подавлен- ная) инфляция. Конкретными причинами возникновения и нарастания бюджет- ных дефицитов в СССР в конце 80-х годов ХХ в. были: наличие большого числа планово-убыточных предприятий; рост расходов на оборону; невыполнение планов производства; огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнор- мативных запасов; сокращение поступлений от продажи нефти в связи с падением мировых цен; сокращение импорта потребительских товаров; уменьшение поступлений налога с оборота в связи с проведением антиалкогольной кампании 1984 г. В начале 90-х годов к прежним причинам бюджетного дефицита присоединились новые, связанные, прежде всего, с сокращением объ- ема ВВП. Падение объема производства, естественно, привело к со- кращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в об- ществе отношения к обязанности налоговых платежей – стало еще одной причиной сужения доходной базы бюджета (табл. 5.4). Однако, начиная с 2000 г., когда прекращается падение ВВП, и возобновляется экономический рост, Федеральный бюджет в РФ сво- дится с профицитом. В ситуации экономического роста повышается рентабельность производства, возрастают доходы, следовательно, увеличиваются и доходы бюджета. С середины 90-х годов принципиально изменились и источники финансирования бюджетного дефицита в России. Начиная с 1995 г. бюджетный дефицит в РФ финансируется только за счет выпуска и продажи государственных ценных бумаг и зарубежных кредитов (без
использования кредитов Центробанка и эмиссии денег) Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет зай- мов, приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам, он представляет собой сумму бюд- жетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Государственный кредит существенно отличается от частного кредита. Частный кредит используется, как правило, для целей произ- водственного назначения, и выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, ис- пользуемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преоб- ладающей своей части с производственной деятельностью. Государст- во погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обяза- тельствам за счет налогов. Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, поскольку и государственный долг существует практически во всех странах. С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг (долг государства резидентам страны) образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ). ГЦБ выпускаются на определенный срок и предусматривают выплату дохода по ним (процен- та). Основными держателями ГЦБ являются правительственные учреж- дения и фонды, центральные и коммерческие банки, небанковские фи- нансовые институты, население. На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. ГЦБ подразделяются на краткосрочные казначейские обязатель- ства (со сроком погашения до года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Вопрос о соотношении ме- жду различными видами задолженности по их срочности имеет боль- шое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правитель-
ственные обязательства. Государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом. Рассмотрим основные последствия на- копления внутреннего долга. Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщи- ки оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как прави- ло, наиболее имущие слои населения. Во-вторых, возможно переложение долгового бремени на буду- щие поколения. Очень важно, на какие цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо то- го чтобы пойти на вложения в модернизацию, развитие производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в бу- дущем, то рост долга и процентов по нему приведут к ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга и издержек по процентам не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга пере- кладывается на будущих налогоплательщиков, сокращая объем их по- требления. В-третьих, рост государственного долга ведет к росту затрат по его обслуживанию (выплате процентов), а поскольку эти затраты фи- нансируются из государственного бюджета, то это ведет к увеличению бюджетного дефицита и новым займам. В федеральном бюджете России доля расходов по обслуживанию государственного долга в общей сумме государственных расходов со- ставляла в 1996 г. 13,3%, а в 1998 г. уже более 37%. Резкий рост рас- ходов бюджета по обслуживанию государственного долга вынудил Правительство РФ осенью 1998 г. объявить дефолт – временно отка- заться от погашения ГЦБ, осуществить реструктуризацию внутренне- го долга, отодвинув сроки выполнения своих обязательств. Сегодня расходы по обслуживанию государственного долга в об- щей сумме государственных расходов составляют 12–13%. В-четвертых, государственный долг порождает "эффект вытесне- ния" частных инвестиций (см. выше). В России финансирование государственного внутреннего долга посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг нача- лось в 1993 году, когда впервые были выпущены государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком погашения в 3 месяца. За 6 лет (1993–1998 гг.) объем эмиссии ГЦБ возрос с 0,2 млрд. руб. до 385,8 млрд. руб. Хотя после 1998 г. внутренние займы были весьма незначительны, общий внутренний долг России составил на 1 января 2005 г. 757 млрд. руб. Государственный внешний долг – это общая задолженность стра- ны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внеш- ний долг возникает при мобилизации государством финансовых ре- сурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга вы- ступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Между- народный банк развития и реконструкции, Международный валютный фонд и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутренне- го долга. Внутренний долг – это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг погашается фактически путем передачи това- ров другой стране. Для того, чтобы рассчитаться по внешнему долгу, страна должна экспортировать товары, и получаемую экспортную вы- ручку направлять не на цели развития, а на погашение долга, что за- медляет темпы роста, снижает уровень жизни. Если займы за границей делаются для преходящих потребитель- ских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) пере- ложение долгового бремени на потомков, так как погашение этого долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того, что будут производить будущие поколения. Наконец, не надо забывать о том, что, как правило, кредитор дик- тует условия, на которых может быть представлен заем. Следует обратить внимание на то, что значительная часть внеш- него долга России – это долги СССР, принятые на себя РФ. Улучше- ние экономического положения страны, профицит государственного бюджета, положительный внешнеторговый баланс позволили РФ своевременно и в полной мере выполнять свои обязательства по по- гашению внешнего долга, что и привело к его сокращению (табл. 5.6). Спецификой внешнего долга России является и то, что Россия выступает крупным международным кредитором. Предоставленные в свое время СССР кредиты составляют более 160 млрд. долл., т.е. Рос- сия является чистым международным кредитором – ей должны боль- ше, чем должна она сама. Вопрос 4. Фискальная политика Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной политикой. После второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях достижения стабильного экономи- ческого роста, полной занятости, предотвращения инфляции, обеспе- чения равновесия платежного баланса. Основной фискальной политики государства являются следую- щие положения: • рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продук- ции, увеличению доходов, снижению безработицы. Уменьшение пра- вительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение про- изводства и доходов, рост безработицы; • увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следо- вательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпус- ка, доходов и занятости. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость. Фискальная политика, расширяя или сдерживая совокупный спрос на товары и услуги, оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Механизм воздействия государственных расходов на объем про- изводства в краткосрочном периоде такой же, как и влияние инвести- ций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осу- ществляет "инъекции" в национальную экономику. Подобно частным инвестициям, государственные закупки обла- дают множительным, мультипликационным эффектом. Рост государственных расходов ведет к приросту ВНП большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MRS): MRg= 1 MRS Мультипликативный эффект обусловлен тем, что увеличение го- сударственных расходов (закупок) повышает доход и ведет к росту по- требления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребле- ния к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от прироста правительственных расходов (закупок) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ΔGNP = ΔG ⋅ MRg. Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, оче- видно, что сокращение правительственных расходов (закупок) приве- дет к большему сокращению ВНП и доходов, чем сокращение прави- тельственных расходов (закупок). Рассмотренные последствия изменений государственных расхо- дов на объем производства и занятость относятся только к кратко- срочному периоду. В долгосрочном периоде последствия изменений правительственных расходов будут иные. Рост ВНП и доходов, как следствие возрастания государственных расходов, повышает инвестиционный спрос, что при неизменном ко- личестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем. Если же объем производства находится на уровне потенциально- го, то увеличение государственных расходов может произойти лишь за счет сокращение какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребительского спроса относительно постоянен, то увеличение государственных расходов может произойти лишь за счет сокращения частных инвестиций. В этом случае государственные расходы "вытесняют" частные инвестиции, снижая темпы экономиче- ского роста. Таким образом, долгосрочным последствием возрастания госу- дарственных расходов становится снижение темпов экономического роста. Направленность воздействия налогов на экономику (объем произ- водства, доходы и занятость) противоположна воздействию государст- венных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый до- ход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокуп- ного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего по- тенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повыше- нию цен. Анализируя влияние налогов на экономику, необходимо иметь в виду, что изменение уровня потребления при изменении величины налогов зависит от предельной склонности к потреблению. Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает: 1) аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода. Введение аккордного налога снижает личный доход. Уменьшение дохода, в свою очередь, приводит к сокращению потребления. Если до введение налога потребление (С1) равнялось: С0 + МРС ⋅ (Y), то после введения налога потребление (С2) составит: С0 + МРС ⋅ (Y – Т), где МРС – предельная склонность к потреблению; Y – доход; Т – налог. Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма нало- говых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода: Y – t(Y) = (1 – t)⋅Y. Тогда потребление после введения налога (С2) составит: С0 + МРС ⋅ (1 – t) ⋅ Y. Подобно правительственным расходам, налоги обладают множи- тельным, мультипликативным эффектом. Однако, налоговый муль- типликатор отличается от мультипликатора правительственных расхо- дов. Последний "сильнее", больше первого. Дело в том, что прави- тельственные расходы, непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережения. Отсюда на- логовый мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению к предель- ной склонности к сбережению. Следовательно, совокупный эффект изменения налогов равен ве- личине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор: Δ GNP = ΔT ⋅ MRT. В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к по- треблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид: Подобно мультипликатору правительственных расходов, налого- вый мультипликатор действует в обоих направлениях. Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликатив- ных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влия- нием роста правительственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состо- ять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов. Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и прави- тельственные расходы увеличились на равную величину – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8. Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5 [1: (1–0,8)], а налоговый мультипликатор – 4 (0,8: 0,2). Отсюда: в результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительст- венные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Следовательно, мультип- ликатор сбалансированного бюджета равен 1. Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличе- ние налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сба- лансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к измене- нию равновесного выпуска на ту же величину. Вопрос 5. Виды и эффективность фискальной политики В зависимости от режима функционирования инструментов фис- кальной политики выделяют: • недискреционную политику – политику встроенных (автома- тических) стабилизаторов; • дискреционную политику. Изменения в налогах и правительственных расходах могут про- исходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддержи- вают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика), Автоматизм фискальной политики обусловлен тем, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с измене- нием дохода. Главными встроенными стабилизаторами являются: • прогрессивный подоходный налог; • пособия по безработице. Если в экономике наблюдается спад, то доходы физических лиц и доходы фирм снижаются, в результате автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что при прочих равных условиях смягчает по- следствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультиплика- тора, помогая экономике выйти из состояния спада. Однако в резуль- тате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджет- ный дефицит. Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые став- ки возрастают, значение мультипликатора уменьшается, что способст- вует сокращению совокупного спроса и объема выпуска. Таким обра- зом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции является мощным ав- томатически фактором, стабилизирующим экономику. Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости за счет увели- чения отчислений (вычетов из доходов) в фонд возрастает, что и ока- зывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низ- кой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддержи- вая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, ста_______- билизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения, и в сторону понижения. Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разре- шить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискаль- ная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возраста- нию бюджетного дефицита в периоды спада и бюджетному излишку во время инфляции. Основными инструментами дискреционный фискальной полити- ки являются: • изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в пери- од спада или наоборот, увеличить располагаемый доход в период бу- ма. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию; • осуществление за счет средств государственного бюджета про- грамм занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных ра- ботой и ведущих к возрастанию государственных расходов; • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед прави- тельством целей фискальной политики может быть:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |