Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Учет расчетов




 

8.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (Счет 60 Активно-пассивный)

 

Поставщики – организации и индивидуальные предприниматели, поставляющие производственные ресурсы, оказывающие услуги (электроэнергия, газ, вода).

Подрядчики – это организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы.

Все операции связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности или потребленные услуги проводят по счету 60 независимо от момента оплаты предъявленного счета. Кредитуют счет 60 на сумму фактически поступивших материальных ценностей, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат и НДС по ним:

8,10,15,20,23,25,26,41,44,97 – 60

19 – 60

Независимо от оценки материальных ценностей в аналитическом учете, счет 60 в синтетическом учете кредитуют согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке материальных ценностей на склад обнаружилось несоответствие против отфактурованного количества или несоответствие цен, или арифметическая ошибка, счет 60 кредитуют в корреспонденции со счетом 76/2 (76/2 - 60) на соответствующую сумму.

Дебетуют счет 60 на сумму оплаты счетов в корреспонденции со счетами учета денежных средств:

60 – 50,51,52,71,55.

Аналитический учет ведется по каждому поставщику и подрядчику.

 

8.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками (62 – Активно-пассивный)

Счет 62 предназначен для учета расчетов с покупателями и заказчиками. К счету 62 можно открыть следующие субсчета:

62/1 – по покупателям и заказчикам и расчетным документам, срок оплаты которых не наступил

62/2 – по покупателям и заказчикам в разрезе не оплаченных в срок расчетных документов.

62/3 –авансам, полученным от покупателей и заказчиков.

62/4 – векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил.

62/5 – векселям, дисконтированным в банках.

62/6 – векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Аналитический учет нужно вести по каждому покупателю или заказчику.

 

8.3 Учет расчетов с подотчетными лицами (Счет 71 – Активный)

Работники предприятия, получающие деньги из кассы на хозяйственные операции и командировочные расходы называются подотчетными лицами. Должен быть издан приказ руководителя о сроках отчета за денежные средства, выданные подотчетным лицам. При отсутствии приказа работник обязан отчитаться по взятым под отчет денежным суммам в течение 3 дней.

Неизрасходованные денежные средства должны быть возвращены в кассу предприятия. Деньги в новый подотчет выдаются только после полного расчета по предыдущей подотчетной сумме. После исполнения хозяйственной операции подотчетное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие расходы (копии чеков с чеками, квитанциями к ПКО и др.) и документы, подтверждающие сдачу материальных ценностей, приобретенных подотчетным лицом, на склад, в производство и т. д.

 

Командировочные расходы

Нормы возмещения работнику командировочных расходов на территории РФ:

1. Оплата найма жилого помещения

а) По фактическим расходам, подтвержденным документами.

б) При отсутствии подтверждающих документов – 30% от суточных.

2. Суточные за каждый день нахождения в командировке – 700 руб. (Для налогообложения – 100 руб. в сутки; не облагаются НДФЛ до 700 руб. в сутки. Предприятия вправе самостоятельно определять сумму суточных для различных регионов).

Руководитель приказом (распоряжением) может увеличить сумму суточных. О направлении работника в командировку должен быть издан приказ (распоряжение) руководителя. Оформляется командировочное удостоверение.

Для получения в кассе аванса на командировку достаточно предъявить в бухгалтерию командировочное удостоверение и предварительный расчет расходов.

Транспортные расходы возмещаются при наличии подтверждающих документов (билеты на самолет, поезд, междугородние автобусы).

Если в проездных билетах и квитанциях на постельное белье при поездке в поезде выделена сумма НДС, то стоимость билета и квитанции разделяются на стоимость проезда и постельного белья (20,23,25,26,44 – 71), и НДС (19 – 71).

Остальные расходы возмещаются при наличии подтверждающих документов.

Для бухгалтерского учета командировочные расходы в полном объеме относятся на себестоимость продукции, но для целей налогообложения принимаются расходы только в пределах нормы. Кроме того, сверхнормативные расходы считаются доходом подотчетного лица и облагаются НДФЛ, ЕСН и взносом от несчастного случая. Бухгалтер в авансовых отчетах проставляет проводки. Авансовый отчет должен быть утвержден руководителем предприятия.

 

ПРИМЕР 1: Хозяйственные расходы.

1. Выдано под отчет Иванову И. И. 85 000 руб. на хозяйственные расходы.

2. Представлен Ивановым И. И. в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными документами:

- Квитанция к ПКО об оплате поставщику 60 000руб.

- Чек и копия чека магазина о приобретение материалов для ремонта офиса 12 000руб.

- Чек и копия чека магазина о приобретении канцелярских товаров для бухгалтерии - 5000руб.

- Чек и копия чека магазина о приобретении моющих средств, для поддержания чистоты в цехе - 6000руб.

- Остаток неизрасходованной суммы сдан в кассу предприятия.

 

Решение

71 – 50 = 85 000 - получены подотчетным лицом деньги из кассы предприятия (РКО)

60 – 71 = 60 000 – оплачен подотчетным лицом долг поставщику (авансовый отчет и квитанция к ПКО)

10 – 71 = 12 000 – приобретены подотчетным лицом материалы (авансовый отчет, чек и копия чека)

26 – 71 = 5 000 - приобретены подотчетным лицом канц. товары (авансовый отчет, чек и копия чека)

25, 26 – 71 = 6 000 – приобретены подотчетным лицом моющие средства (авансовый отчет, чек и копия чека)

50 – 71 = 2000 (ПКО) – возврат неизрасходованной подотчетной суммы.

 

 

Пример 2: Командировочные расходы

Приказом руководителя работник организации направлен в командировку в Москву с 10 по 15 апреля включительно. Цель командировки - заключение договоров поставки.

Оформлено командировочное удостоверение и получено из кассы – 40 000 руб.

Суточные установлены приказом руководителя 950 руб. за каждый день нахождения в командировке.

По возвращении из командировки работником сдан в бухгалтерию авансовый отчет со следующими приложенными документами:

1. Авиабилеты до Москвы и обратно = 17 080 руб. НДС в билетах выделен отдельной суммой.

2. Счет гостиницы за проживание в течение 4 - х суток на сумму 13 776 руб., в том числе НДС.

3. Оплачены счета за междугородние служебные переговоры на сумму 1 084 руб.

Остаток подотчетной суммы возращен в кассу.

 

Решение

71 - 50 = 40 000 руб. – Выдано под отчет (РКО)

26 71 = 4 750 руб. (950*5 суток) – Суточные. (Из них, 700 руб. *5 суток = 3500 – не облагаются НДФЛ;

26 - 71 = 14 475 руб. (17 080 / 1,18) - стоимость проездных билетов без НДС (проездные билеты)

19 - 71 = 2 605 руб. (17 080 * 18 / 118) - НДС по проездным билетам

26 - 71 – 11 675 руб. (3 776 / 1,18) - стоимость проживания (документ об оплате за проживание)

19 - 71 = 2 101 руб. (3 776 * 18 / 118) - НДС по расходам на проживание (расчет бухгалтера)

26 -71 = 1 084 руб. – оплата служебных переговоров (квитанции об оплате)

50 - 71 = 3 310 р уб. – Возврат неизрасходованной подотчетной суммы (ПКО)

68 – 19 = 1 656 (ОД19) - НДС к возмещению (расчет бухгалтера)

70 – 68/НДФЛ = 163 (1 250 * 13%) – удержание НДФЛ из заработной платы командированного лица со сверхнормативной суммы командировочных расходов (бух. справка)

 

8.4 Учет расчетов по налогам и сборам

 

8.4.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

НДС – это косвенный налог; относится к федеральным налогам.

Налогоплательщики:

1. Юридические лица.

2. Индивидуальные предприниматели

3. Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Не являются налогоплательщиками организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.

Объект налогообложения:

1. Реализация товаров, работ, услуг. (При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц,

НДС уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью их приобретения)

2. Безвозмездная передача материальных ценностей, работ и услуг.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

5. Передача товаров, работ, услуг для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к налоговым вычетам по налогу на прибыль.

 

Налоговая база:

1. По реализации товаров, работ, услуг на территории РФ – стоимость этих товаров, работ, услуг с учетом акцизов по подакцизным товарам без НДС.

2. По передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к налоговым вычетам по налогу на прибыль – стоимость этих товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, работ, услуг, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов по подакцизным товарам без НДС.

3. По строительно-монтажным работам для собственного потребления – стоимость выполнения работ, исходя из всех расходов по их выполнению.

4. Безвозмездная передача материальных ценностей – рыночная стоимость передаваемых материальных ценностей, но не ниже остаточной стоимости по передаваемым основным средствам.

5. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ – сумма таможенной стоимости этих товаров (с акцизами по подакцизным товарам).

Налоговый период:

  1. Квартал

Ставки налога:

0% - по экспортным операциям.

10% - по некоторым видам продуктов и товарам для детей по перечню.

18% - во всех остальных случаях.

Освобождение от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг у этих организаций или индивидуальных предпринимателей без НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Для получения освобождения от уплаты НДС нужно представить в налоговые органы заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение до 20 числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение. Освобождение дается сроком на один год. Проверка поданных документов налоговыми органами производится в течение 10 дней. Если в течение периода освобождения от уплаты НДС выручка от реализации товаров, работ, услуг превысит 2 млн. руб., налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца превышения, теряют право на освобождение и уплачивают НДС на общих основаниях.

Порядок начисления НДС.

Сумма НДС начисляется по налоговым ставкам, как процентная доля налоговой базы

(90/3, 91/2 – 68/НДС). Начисленная сумма НДС уменьшается на сумму НДС по приобретенным и оприходованным материальным ценностям, работам, услугам, использование которых уменьшает налогооблагаемую прибыль (НДС к возмещению платежей в бюджет 68/НДС – 19).

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, определяют как разницу между ОК68/НДС и ОД68/НДС (68/НДС – 51)

Счет-фактура – применяется для учета НДС.

Выписывает поставщик на отгруженную продукцию в 2 - х экземплярах: первый покупателю, второй - себе. В счете-фактуре указывается реализуемый товар, его количество и цена без НДС, суммы акцизов, ставка НДС, сумма НДС, стоимость товаров с акцизами и НДС.

Книга продаж – ведет поставщик (продавец). Выписываемые счета-фактуры регистрируются в книге регистрации счетов - фактур и заносятся в хронологическом порядке в книгу продаж.

По книге продаж определяется НДС, начисленный в бюджет (90/3,91/2 – 68/НДС).

В розничной торговле в книгу продаж заносятся ежедневно итоговые данные (Z отчеты) по выручке за день с каждой контрольно-кассовой машины.

Книга покупок – ведет покупатель, в книгу покупок заносится НДС по приобретенным материальным ценностям на основании счет – фактур в момент принятия имущества на учет. По книге покупок определяется НДС к возмещению платежей в бюджет (68НДС – 19)

НДС к возмещению платежей в бюджет принимается только при одновременном выполнении следующих условий:

1. Материальные ценности, товары, работы, услуги должны быть оприходованы.

2. Материальные ценности, товары, работы, услуги должны предназначаться на цели, уменьшающие прибыль для налогообложения по налогу на прибыль.

3. На приобретенные товары, работы, услуги должна быть выписана счет-фактура.

4. Счет- фактура должна быть занесена в книгу покупок

 

 

8.4.2 Налог на имущество предприятий

Налог начисляется нарастающим итогом с начало года.

Налогоплательщики – юридические лица.

Не платят налог организации, работающие на упрощенной системе налогообложения и переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.

Объект налогообложения – остаточная стоимость основных средств, кроме земельных участков и других объектов природопользования.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества определяется по формуле:

(Остаточная стоимость имущества на первое число каждого месяца налогового (отчетного) периода + остаточная стоимость имущества на первое число следующего за отчетным периодом месяца или на 31 декабря налогового периода) / Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде + 1.

Налоговый период – календарный год.

Отчетным периодом признается первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговая ставка – 2,2%

Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется и уплачивается по истечении налогового периода (года). По окончании отчетных периодов исчисляются и уплачиваются в бюджет авансовые платежи. Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения ставки налога и средней стоимость имущества, определенной за отчетный период.

Сумма налога за налоговый период = среднегодовой стоимости имущества за год * на ставку налога.

Налоговая декларация – представляется по авансовым платежам не позднее 30-и дней с даты окончания налогового периода; по итогом отчетного периода - не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

ПРОВОДКИ

91/2 – 68 = начисление налога;

68 – 51 = перечисление налога в бюджет.

ПРИМЕР

Остатки по счетам:

на 1.01 – 01 = 180 000 на 1.02 – 01 = 180 000 на 1.03 – 01 = 265 000

02 = 36 000 02 = 38 000 02 = 40 000

144 000 142 000 225 000

 

на 1.04 – 01 = 265 000 на 1.05 – 01 = 265 000 на 01.06 – 01 = 200 000

02 = 43 200 02 = 46 400 02 = 47 400

221 800 218 600 152 600

 

на 1.07 – 01 = 200 000 на 1.08 – 01 = 200 000 на 1.09 – 01 = 287 000

02 = 48 400 02 = 49 400 02 = 50 400

151 600 150 600 236 600

 

на 1.10 – 01 = 287 000 на 1.11 – 01 = 287 000 на 1.12 – 01 = 287 000

02 = 53 600 02 = 56 800 02 = 60 000

233 400 230 200 227 000

 

на 31.12 – 01 = 287 000

02 = 63 200

223 800

Расчет налога на имущество:

1. В 1 квартале:

(144000+142000+225000+221800) / 4мес. * 2,2% / 4 = 1 008 руб.

91/2 – 68 = 1 008 руб. – начислен налог на имущество (расчет бухгалтера)

68 – 51 = 1 008 руб. – перечислен налог в бюджет (п/п, в/б)

2. За полугодие:

(144000+142000+225000+221800+218600+152600+151600) / 7мес. * 2,2% / 4 = 987руб.

91/2 – 68 = 987 руб.

68 – 51 = 987 руб.

3. За 9 месяцев:

(144000+142000+225000+221800+218600+152600+151600+150600+236600+233400)/10*2,2% / 4 = = 1 032 руб.

91/2 – 68 = 1032 руб.

68 – 51 = 1032 руб.

4. За год

(144000+142000+225000+221800+218600+152600+151600+150600+236600+233400+230200+227000+ 223800) / 13 * 2,2% = 4328руб.

Начисления и платежи за четвертый квартал:

4328 – 1032 – 987 - 1,008 = 1301руб.

91/2 – 68 = 1301 руб.

68 – 51 = 1301 руб.

 

8.4.3 Налог на прибыль организации

 

Налогоплательщики – юридические лица.

Не являются плательщиками налога на прибыль:

- организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход;

- организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;

- Организации, уплачивающие налог на игорный бизнес;

- организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.

Объект налогообложения – доходы, полученные налогоплательщиком, уменьшенные на величину расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Налоговая база – денежное выражение прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года. Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, то налоговая база признается равной 0.

Налоговый и отчетный период:

- налоговый период – год

- отчетный период – 1 – й квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговые ставки:

1. 20%:

- 2% - в федеральный бюджет

- 18% - в бюджеты субъектов РФ. Законами субъектов РФ данная ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

2. На доходы иностранных организаций не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство:

- 10% - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и др. подвижных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.

- 20% - с любых прочих доходов.

3. По доходам, полученным в виде дивидендов:

- 9% - по доходам в виде дивидендов, полученных от Российских организаций Российским организациям и физическими лицами.

- 15% - по доходам в виде дивидендов от российских организаций иностранным организациям и наоборот.

 

Порядок исчисления налога в виде авансовых платежей:

1. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

- в первом квартале текущего налогового периода сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа последнего квартала предыдущего налогового периода;

- во втором квартале текущего налогового периода сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;

- в третьем квартале текущего налогового периода сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала;

- в четвертом квартале текущего налогового периода сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

2. Налогоплательщики имеют право на исчисление авансовых ежемесячных платежей от фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего периоду перехода на данную систему авансовых платежей.

3. Организации, выручка которых за предшествующие 4-е квартала не превысила в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

 

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

В бух. учете и для целей налогообложения доходы и расходы определяются по- разному. Эта разница состоит из постоянных и временных разниц. Следовательно, и налог на прибыль, рассчитанный по данным бухгалтерского учета и по правилам НК РФ, будет отличаться. Поэтому, сумму условного (т.е. бухгалтерского) налога, нужно довести до величины текущего налога, который организация должна заплатить в бюджет.

Чтобы перейти от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли, необходимо:

 

Прибыль (убыток) + Постоянные + Вычитаемые - Налогооблагаемые = Прибыль (убыток)

По бух. учету разницы (ПР) временные временные по налоговому

разницы (ВВР) разницы (НВР) учету

 

Постоянные разницы (и вытекающие из них постоянные налоговые обязательства (ПНО)) – доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Вычитаемые временные разницы – возникают тогда, когда расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в налоговом, а доходы – позже со сдвигом во времени (применение разных способов расчета амортизации в бух. учете и налоговом учете и т.п.) Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль (ОНП), который должен уменьшить сумму налога на прибыль в следующем или в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы – при формировании налогооблагаемой

прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль (ОНП), который должен увеличить сумму налога на прибыль в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате применения различных способов амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, поступления выручки за ранее отгруженные товары при кассовом методе учета и т.п.

Отложенный налоговый актив (ОНА) – сумма налога на прибыль будущих периодов, которую уже оплатили. Получается, если ВВР умножить на ставку налога на прибыль.

Отложенное налоговое обязательство (ОНО) – сумма налога на прибыль, которую должны «доплатить» в последующих периодах. Получается, если НВР умножить на ставку налога на прибыль.

Сумма налога на прибыль по бухгалтерскому учету (условный расход (доход) по налогу на прибыль) = Прибыль по бух. учету * на налоговую ставку.

 

Величина условного расхода (дохода) по налогу на прибыль корректируется для целей определения текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка) по следующей схеме:

 

+ Условный расход Постоянное Отложенный Отложенное + Текущий на лог

(- условный доход) + налоговое + налоговый - налоговое = - на прибыль (те-

по налогу на прибыль обязательство актив (ОНА) обязательство кущий налого-

(ПНО) (ОНО) вый убыток)

 

Пример:

1. Постоянное налоговое обязательство

Безвозмездная передача имущества стоимостью 20150 руб.

Рассчитаем сумму постоянного налогового Обязательства, которая увеличит налог на прибыль: 20150 руб.х 20% = 4030 руб.

2. Отложенный налоговый актив

ЗАО «Лотос» приняло к учету автомобиль ВАЗ-2106. Первоначальная стоимость 120 000 рублей.

В учетной политике для целей налогообложения у ЗАО «Лотос определено, что амортизация начисляется линейным способом, а в бухгалтерском учете — методом уменьшаемого остатка.

В бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации составила 10 000 рублей, а в налоговом —6000 рублей. Поэтому вычитаемая временная разница равна

10 000руб. - 6 000руб. = 4 000 руб.

Сумма отложенного налогового актива равна 4000 руб. х 20% = 800 руб.

3. Отложенное налоговое обязательство

ЗАО «Лотос» купило за 12.000 рублей (в т.ч. НДС 2.000 руб.) компьютерную программу для бухгалтерии.

Руководитель ЗАО «Лотос» распорядился списать ее стоимость на расходы следующим образом:

— в бухгалтерском учете — равномерно в течение 3-х лет;

— для целей налогообложения прибыли — полностью в одном месяце. Поэтому в течение 3-х лет стоимость программы нужно частями включать в состав расходов:

(12 036 руб. - 1 836 руб.): 3 года: 12 месяцев = 283 руб. 33 коп.

Иначе говоря, в квартал в бухгалтерском учете в затраты надо включить:

283 руб. 33 коп. х 3 мес. = 849 руб. 99 коп.

Между тем в налоговом учете вся стоимость программы была списана в данном квартале. Значит, у ЗАО «Лотос» образуется налогооблагаемая временная разница:

10.200 руб.—849 руб. 99 коп. = 9.350 руб. 01 коп.

Сумма налогового обязательства составит 9.350 руб. 01 коп. х 20% = 1.870 руб.

Полученные данные занесем в таблицу.

№ п/п Показатели, руб. Безвозмездная передача имущества Амортиза-ция авто-мобиля Расходы по списанию программы
  Расходы, учитываемые в бух. учете   10 000 849,99
  Расходы, учитываемые для целей налогообложения     6 000   10 200
  Возникшие разницы, в т.ч.   4 000 9350,01
3.1 постоянные      
3.2 временные вычитаемые   4 000  
3.3 Временные налогооблагаемые     9350,01
  Постоянное налоговое обязательство      
  Отложенные налоговые активы      
  Отложенные налоговые обязательства      

 

В отчетном квартале ЗАО «Лотос» по данным бухучета, получило прибыль 48 500 рублей.

Эта прибыль должна быть скорректирована на постоянные и временные разницы, которые образовались в отчетном квартале.

Условный расход по налогу на прибыль равен: 48 500 руб. х20% = 9 700 руб.

Текущий налог на прибыль, который будет записан и в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и в декларации по налогу на прибыль, составит:

9 700 руб. + 4030 руб. + 800 руб. —1 870 руб. = 12 660 руб.

ПРОВОДКИ

1. 99 – 68/НП - налог на прибыль с бухгалтерской прибыли (объективная величина по результатам деятельности).

2. 99 – 68/НП - налог на прибыль с постоянных разниц (сумма налога на прибыль, которую надо заплатить сверх налога на прибыль, исчисленного с бухгалтерской прибыли).

3. 09 – 68/НП - налог на прибыль с временных разниц (сумма налога на прибыль, которую организация сейчас заплатила сверх налога на бух. прибыль, но потом эта сумма вернется).

4. 68/НП – 77 - налог на прибыль с временных разниц (сумма налога на прибыль, которую организация сегодня не заплатила, но в будущих периодах сумма налога на прибыль, исчисленная с бухгалтерской прибыли, на эту сумму должна быть увеличена).

 

8.4.4 Единый налог на вменённый доход (Глава 26 статья 3 НК РФ)

Налогоплательщики:

1. юридические лица

2. индивидуальные предприниматели

Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика

Налоговая база – величина вменённого дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определённому виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя за налоговый период.

Физические показатели и базовая доходность в зависимости от вида деятельности.

 

Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая дох-одность в ме-сяц, в рублях
1. оказание бытовых услуг Количество работников. включая индивидуального предпринимателя   7 500
2. оказание ветеринарных услуг Количество работников. включая индивидуального предпринимателя   7 500
3. оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойки автотранспортных средств Количество работников. включая индивидуального предпринимателя   12 000
4. розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала в м. кв.   1 800
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках Общая площадь стоянки (в квадратных метрах)  
5. розничная торговля через объекты стационар-ной торговой сети, не имеющие торговые залы и через объекты нестационарной торговой сети   Торговое место   9 000
6. общественное питание Площадь зала обслужива-ние посетителей в м. кв.   1 000
7. оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов Количество автомобилей для перевозок груза   6 000
7. оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров Количество посадочных мест 1 500
8. разностная торговля, осуществляемая и.п. (за исключением в торговле подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружие, патронами, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения)   Количество работников, включая индивидуального предпринимателя   4 500

 

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.

К1 – корректирующий коэффициент базовой доходности по местам расположения

К1 = (1000 + К оф) / (1000+ К ом), где

К оф – кадастровая стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности.

К ом – максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида предпринимательской деятельности

К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий ассортимент товаров, работ, услуг, сезонность, время работы.

К3 – коэффициент – дефлятор (в 2003г = 1)

К2 для вида деятельности № 4

Коэффициент ассортимента:

- хлебобулочные, макаронные изделия, молочные продукты – 0,8

- детские товары – 0,8

- садово – огородный инвентарь, семена, корм для животных, рыб, птиц, полиграфическая продукция,

- канцтоваты – 0,9

- иные товары – 1

К2 для вида деятельности № 5, № 8

1. коэффициент режима работы

- более 15 дней в месяц – 1

- от 7 до 15 дней в месяц – 0,9

- до 6 дней в месяц – 0,8

2. коэффициент ассортимента - те же что и для вида деятельности № 4

 

Налоговый период – квартал

Ставка налога – 15% от величины вмененного дохода.

 

Порядок и сроки уплаты единого налога

1. Уплата налога за налоговый период не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.

2. Сумма налога за период уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени при выплате вознаграждений работникам, а также на сумму страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем за своё страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена, более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Порядок определения налоговой базы

ВД = (БД * (N1 + N2 + N3) * К1 * К2 * К3)

ВД – величина вменённого дохода

БД – базовая доходность

N1 , N2,N3 – физические показатели в каждом месяце налогового периода.

 

Порядок исчисления единого налога на вменённый доход

ЕН = ВД * 15%

ЕН – единый налог на вменённый доход

 

 

Проводки

99 – 68 – начисление налога

68 – 51 – перечисление налога в бюджет

 

Пример 1

1. оказание бытовых услуг населению

2. базовая доходность - 5 000 руб.

3. в январе 200…г численность работников, включая индивидуального предпринимателя – 5 человек, в феврале – 6 человек, в марте – 8 человек.

4. значение корректирующих коэффициентов базовой доходности:

К1 = 1; К2 = 0,5; К3 = 1

 

Решение

ВД = 5 000 * (5 +6+8) * 1 * 0,5 * 1 = 47 500; ЕН = 47 500 * 15% = 7 125

99 – 68 = 7125, 68 – 51 = 7125

Пример 2

1. налогоплательщик – индивидуальный предприниматель

2. ЕН за период – 6 000 руб

3. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников – 3 800 руб

4. страховые взносы в виде фиксированного платежа за индивидуального предпринимателя = 450 руб.

Решение:

3 800 + 450 = 4 250 – уплачиваются страховые взносы; 6 000 * 50% = 3000 < 4250

ЕН уплачивается в размере 3 000 руб.

 

Пример 3

1. налогоплательщик – индивидуальный предприниматель

2. ЕН за период – 4 100 руб.

3. страховые взносы – 1 500 руб.

4. страховые взносы на индивидуального предпринимателя = 450руб.

Решение:

1500 + 450 = 1950 – уплачиваются страховые взносы; 4100 * 50% = 2 050>1950

ЕН уплачивается в размере 2150 руб. (4100 – 1950)

 

8.5 Учет расчетов с учредителями

 

8.5.1 Расчеты по вкладам в уставной капитал ведут на субсчете 75/ 1

 

75/1 – 80 – сумма долга учредителей по вкладам в уставный капитал.

08,10,15,41,50,51,52 – 75/ 1 – поступление вкладов от учредителей в счет уставного капитала.

 

8.5.2 Расчеты с учредителями по выплате доходов и по причитающимся дивидендам

 

1. В акционерном обществе

Уставной капитал АО разделен на определенное число акций. Право акционера (участника) на участие в прибыли реализуется через дивиденд.

Дивиденд – это доход, который может получить акционер за счет части чистой прибыли текущего года АО, распределяемой между держателями акций в виде процентов от их номинальной стоимости. АО не в праве объявлять и выплачивать дивиденды до полной оплаты всего уставного капитала, а так же если стоимость чистых активов АО меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше в результате выплаты дивидендов.

Размер годового дивиденда не может быть больше рекомендованного советом директоров. Общее собрание вправе принять решение о частичной выплате дивидендов, а также о не выплате дивидендов. Но если о выплате дивидендов объявлено, АО обязано их выплатить.

В первую очередь устанавливаются дивиденды по привилегированным акциям, затем по обыкновенным акциям.

Доля привилегированных акций не должна превышать 25% в общем размере уставного капитала АО.

ПРОВОДКИ

84 – 75/2 – начислены дивиденды

75/2 – 68/НДФЛ – удержан НДФЛ

75/2 – 51 – перечислены дивиденды юридическим лицам. (ОК 75/ 2 - ОД 75/ 2)

84 – 70 – начислены дивиденды работникам организации

70 – 68/НДФЛ – удержан НДФЛ.

70 – 50 = выплата дивидендов.

 

ПРИМЕР:

1. Уставной капитал АО – 2 500 000 руб. – разделен на акции:

- привилегированные – 25%; обыкновенные – 75%

2. Номинальная стоимость одной акции – 100 руб.

3. По привилегированным акциям дивиденды установлены в размере 14% их номинальной стоимости.

4. На выплату дивидендов направленно 275 000 руб. чистой прибыли.

 

РАСЧЕТ:

1. Общее количество акций 2 500 000 руб. / 100 руб. = 25 000 акций

2. Количество привилегированных акций 25 000 * 25% = 6 250 акций

3. Количество обыкновенных акций 25 000 - 6 250 = 18 750 акций

4. Размер дивиденда, приходящегося на одну привилегированную акцию 100 руб. * 14% = 14 руб.

5. Размер дивиденда, приходящегося на привилегированные акции 14 руб. * 6 250 = 87 500 руб.

6. Сумма прибыли, используемая для выплат по обыкновенным акциям

275 000 - 87 500 = 187 500 руб.

7. Дивиденд, выплачиваемый по обыкновенным акциям 187 500 / 18 750 = 10руб. или 10%

(10 руб. * 100% / 100 руб.).

 

ПРОВОДКИ ПО ПРИМЕРУ

84 – 75/ 2, 70 = 275 000руб.

75/2, 70 – 68/НДФЛ = 24 750 руб. (275 000 * 9%)

75/ 2, 70 – 50, 51 = 250 250 руб. (275000 – 24750)

 

2. В обществе с ограниченной ответственностью

Уставной капитал ООО состоит из стоимости вкладов его участников в размерах, определенных учредительными документами.

Высшим органом ООО является общее собрание его участников.

В ООО дивиденды начисляются, как правило, пропорционально доле вклада, внесенного его участниками в уставной капитал.

ПРИМЕР расчета дивидендов в зависимости от доли участников в уставном капитале ООО.

№   Наименование учредителя Размер уставного капитала Доля в уставном капитале, % Размер доходов участников в руб.
  А 30 000   3 000
  В 20 000 33,33 2 000
  С 10 000 16,67 1 000
Всего 60 000   6 000

 

3. Расчеты по причитающимся организации дивидендам по акциям и др. ценным бумагам, %, подлежащим получению и др. доходы от участия в организации учитываются на счете 76/ 3.

76/ 3 – 91/ 1 – доходы, подлежащие получению

51 – 76/ 3 – доходы, поступившие на расчетный счет.

 

 

8.6 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям (счет 73А)

К счету 73 могут быть открыты субсчета:

73/ 1 – расчеты по предоставленным займам.

73/ 2 – расчеты по возмещению материального ущерба.

На субсчете 73/ 1 отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством.

73 1 – 50 – выдана сумма займа

70 – 73/ 1 – удержание из заработной платы работника очередных платежей

50 – 73/ 1 – внесение платежей по займу в кассу предприятия

Аналитический учет ведется по каждому работнику. Если работником получена материальная выгода, как сумма экономии на процентах (превышение суммы процента за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ над суммой процента, исчисленной по договору займа в рублях; если заем в иностранной валюте, то материальная выгода определяется, как разница между суммой, исчисленной исходя из 9% годовых, и суммы процентов, исчисленной по условиям договора). НДФЛ 35%.

ПРИМЕР

Работник получил в своей организации заем 15 000 руб. сроком на три месяца под 3% годовых. Ставка рефинансирования ЦБ РФ – 25% годовых.

Расчет:

1. 3/4 ставки рефинансирования составляет 18,75% (25% / 4 * 3)

2. Материальная выгода составила 590,63 руб.

(15 000 руб. / 12 мес. * 3 мес. * 18,75% - 15 000 руб. / 12 мес. * 3 мес. * 3%).

3. Сумма НДФЛ с материальной выгоды равна 207 руб. (590,63 * 35%).

На субсчете 73/ 2 учитываются расчеты по возмещению материального ущерба,

причиненного работником предприятию (недостача, хищения, брак и т.д.).

94 – 41, 10,01, 43 - отражена недостача материальных ценностей.

73/ 2 - 94 - недостача списана на виновное лицо.

73/ 2 – 98/ 4 - отражена разница между рыночной стоимостью и суммой недостач.

50, 51, 70 – 73/ 2 - внесена (удержана из заработной платы) сумма недостачи виновным лицом.

 

8.7 Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами (счёт 76)

На субсчетах к счёту 76 должны фиксироваться расчёты:

76/1 – по имущественному и личному страхованию

76/2 – по претензиям

76/3 – причитающимся дивидендам и другим доходам

76/4 – депонированным суммам и др.

 

Расчёты по имущественному и личному страхованию

Страхование может быть как обязательным, так и добровольным. Обязательное страхование установлено законом по статье 935 ГК РФ на указанных в статье лицах.

Страхование производится как имущества, так и персонала организации.

76/ 1 – 51 – перечислены суммы взносов страховым организациям.

76/ 1 – 01 – отражены потери по страховым случаям.

76/ 1 – 73 – начислена страховая сумма в пользу сотрудника

51 – 76/ 1 – поступила страховая сумма от страховой организации

91/ 2 – 76/ 1 – списаны не компенсируемые страховыми суммами потери от страховых случаев

 

Расчёты по претензиям

Учёт расчёта по претензиям, предъявленный поставщику, транспортным, кредитным и другим организациям, а также штрафам, пеням, неустойкам за несоблюдение организациями договорных обязательств, ведётся на субсчёте 76/ 2.

Аналитический учёт ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям.

76/ 2 – 60 – предъявлена претензия поставщику, подрядчику, транспортной организации при

несоответствии цен, тарифов, арифметических ошибок и т.д.

76/ 2 – 20 - претензии к поставщикам за брак, простои и т.д.

76/ 2 – 91/ 1 - учёт поступивших штрафов, пеней, неустоек

51 – 76/ 2

94 – 76/ 2 – при отказе суда во взыскании, суммы потерь с поставщиков, транспортных организаций.

 

Тема 9 Учет собственных средств предприятия

 

9.1 Учет уставного капитала – счет 80 (пассивный)

 

Уставный капитал – вклад учредителей в денежном выражение в имущество организации при ее открытии для обеспечения деятельности предприятия в размерах, определенных учредительными документами.

Минимальная сумма уставного капитала на дату регистрации (ГКРФ часть 1):

- Для ОАО – не менее 1000 МРОТ

- Для прочих организаций – не менее 100 МРОТ

В виде вклада в уставной капитал его учредителями могут быть внесены денежные средства, ценные бумаги или имущество (ОС, НМА, МЦ).

Вносимое имущество оценивается согласно договору учредителей. Если стоимость доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой не денежным вкладом, более 200 МРОТ, стоимость такого вклада должна оцениваться независимым оценщиком.

На момент государственной регистрации предприятия его уставной капитал должен быть оплачен не менее чем на половину. Оставшиеся часть должна быть внесена не позднее 1-го года с момента регистрации предприятия.

Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица.

Число учредителей ОАО неограниченно, число учредителей ЗАО и ООО не должно превышать 50-ти.

Сумма уставного капитала отражается в уставе предприятия и протоколе собрания учредителей. Бухгалтер, на основании устава и протокола собрания учредителей составляет бухгалтерскую справку, где со ссылкой на номер и дату протокола, указывает сумму уставного капитала, долю каждого учредителя и проводки по учету уставного капитала и расчетов с учредителями.

75 – 80 – отражена сумма уставного капитала.

08 – 75 – внесены учредителями в счет уставного капитала основные средства

01 – 08

10 – 75 – внесены учредителями в счет уставного капитала материалы.

41 – 75 – внесены учредителями в счет уставного капитала товары.

50,51,52 – 75 – внесены учредителями в счет уставного капитала денежные средства.

Величина уставного капитала уменьшается по решению собрания учредителей после регистрации его новой величины в государственных органах.

75, 82, 83, 84 – 80 - увеличение уставного капитала

80 – 75, 82 – уменьшение уставного капитала

 

9.2 Добавочный капитал – 83 (пассивный)

Увеличивает источники собственных финансовых ресурсов.

Добавочный капитал складывается из:

1. прироста стоимости имущества по переоценке;

2. эмиссионного дохода (разница между продажной и номинальной стоимостью акций при их реализации выше номинала)

3. курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации.

 

75 – 83 – отражена разница между продажной и номинальной стоимостью проданных акций

Аналитический учет по счету 83 ведется отдельно для учета средств, полученных по результатам переоценки и для учета средств, полученных в результате продажи акций.

Суммы, отнесенные на кредит 83 счета, как правило, не списываются. Записи по дебету 83 счета могут быть в случаях:

- Погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов (уценки) 83 – 01.

- Направление средств на увеличение уставного капитала 83 – 80.

- Распределение сумм между учредителями организации 83 – 75.

- Погашения убытка по итогам года (за исключением сумм добавочного капитала по приросту имущества).

9.3 Резервный капитал (счёт 82 пассивный)

Создаётся в соответствии с законодательством и учредительными документами организации для возмещения возможных убытков, погашение облигаций и выпуска собственных акций в случае отсутствия иных средств. В акционерном обществе этот фонд создают в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% его уставного капитала (статья 35 ФЗ «об АО»). Резервный капитал формируют путём обязательных ежегодных отчислений до достижения величины, предусмотренной уставом. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% чистой прибыли до достижения уставной величины.

Резервный капитал может быть использован для начисления дивидендов по привилегированным акциям при недостаточных средствах чистой прибыли.

84 – 82 – формирование резервного капитала

82 – 99, 75/ 2 - использование резервного капитала.

 

9.4 Резервы предстоящих расходов (счёт 96 пассивный)

Предприятие часто оплачивает расходы, размер которых не зависит от объёма производимой (реализуемой) продукции. В результате этого возможны значительные колебания финансовых показателей, деятельности предприятия в разные периоды, Чтобы этого избежать, можно заранее зарезервировать средства для оплаты будущих расходов.

 

Резервы могут создаваться на:

1. предстоящую оплату отпусков работников

2. выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

3. выплата вознаграждений по итогам работы за год

4. ремонт ОС

5. производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером работ

5. предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката

6. гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

8. покрытие иных предвиденных затрат

 

Создание резервов отражается проводками 20, 23, 25, 26, 44 – 96

Использование резерва отражается проводкой 96 – 02, 10, 26,70, 69…

Если созданного резерва не хватает, для осуществления расходов, то сумма превышения этих расходов над размером накопленного резерва отражается по дебету 97 счёта. В конце года после инвентаризации резерва, предприятие должно доначислить этот резерв, списав в него суммы с дебета 97 счёта.

 

Пример 1

Предприятие создаёт резерв на приобретение топлива для котельной. Размер отчислений в резерв рассчитывается ежегодно исходя из рыночных цен на топливо.

На 2004 год размер резерва составил 24 000 руб. Ежемесячные платежи = 2000 руб. (24 000/ 12мес)

23 – 96 = 2000 - ежемесячные средства на формирование резерва.

Таким образом, к декабрю 2004 г., размер резерва составлял 24 000 руб. К этому времени было приобретено топливо на 28 320руб, в т.ч. НДС 4 320руб. Это топливо было полностью использовано уже к середине декабря.

- в ноябре на сумму 11 800 в т.ч. НДС 1 800 руб.

- в начале декабря на сумму 16 520, в т.ч. НДС 2 520 руб.

Соответственно, к этому времени был полностью использован и созданный резерв в размере 24 000 руб. (28320 – 4320).

В конце декабря было приобретено топливо ещё на 8 850 руб. в т.ч. НДС 1 350 руб. Поэтому, в конце года, после проведения инвентаризации, резерв был доначислен на

7 500 руб. (8850 – 1350)

 

Проводки

1. В начале отопительного сезона

10 - 60 = 24 000 - оприходовано топливо на склад

19 – 60 = 4320 - НДС

60 – 51 = 28 320 - оплачено поставщику за топливо

68 -19 = 4 320 - НДС к возмещению

96 – 10 = 10 000 - использовано топливо в ноябре

96 – 10 = 14 000 - использовано топливо в начале декабря

2. В конце декабря 2004 года

10 - 60 = 7 500 - оприходовано топливо на склад

19 – 60 = 1 350 - НДС

60 – 51 = 8 850 - оплачено поставщику

68 -19 = 1 350 - НДС к возмещению

96 – 10 = 7 500 - использовано топливо

97 – 96 = 7 500 - отражено превышение стоимости использованного топлива над суммой созданного резерва.

3. После проведения инвентаризации

23 – 96 = 7 500 - доначислен резерв

96 – 97 = 7 500 - списаны расходы будущих периодов

 

Как правило, резерв не должен иметь остаток на конец отчётного года, поэтому суммы излишне созданного резерва сторнируются. Исключение составляет резерв на сложный ремонт ОС, проводимых в течение нескольких лет. Также переходящий остаток на следующий год может иметь и резервы на предстоящую оплату отпусков, выплату ежегодных вознаграждений. Это связано с тем, что отпуск за отчётный год может предоставляться и в следующем году, а премии по итогам работы за год выдаются в начале следующего года. При определении размеров резерва по статье «Зарплата» необходимо

учитывать и сумму страховых взносов во внебюджетные фонды.

 

Пример 2

Предприятие, согласно учётной политике, создает резерв на предстоящую оплату отпусков работников. На 1.01.2003г остаток по счёту 96 составлял 6 000 руб.

Плановый объём затрат на отпускные в 2003 году = 82 000 руб.

Размер ежемесячных отчислений в резерв определяется как 1/12 планового объёма затрат на отпускные + 26 % в государственные внебюджетные фонды, + 1,4% на страхование от несчастного случая.

Таким образом, в ежемесячный резерв перечисляется:

[ 82000 + 82000 * (26% + 1,4%)] / 12 месяцев = 8 706 руб.

20 – 96 = 8 706 - направлены средства на формирование резерва в отчётном месяце.

В первом и втором кварталах 2002 г. отпуска не предоставлялись. А в третьем квартале сумма отпускных составила: в июле 37 000 руб.; в августе 46 000 руб.

Проводки в июле:

96 – 70 = 37 000 - начислены отпускные

96 – 69, 68 = 10 138 (37 000 * 27,4%) - начислены взносы в фонды социального страхования

Проводки в августе:

96 – 70 = 46 000 - начислены отпускные

96 – 69, 68 = 12 604 (46 000 * 27,4%) - начислены взносы в фонды социального страхования

Таким образом, к сентябрю 2003г дебетовый остаток по счёту 96 составлял:

8 706 * 8месяцев – 37 000 – 10 138 – 46 000 – 12 604 + 6000 = 30 094 руб.

В бух учёте делается проводка:

97 – 96 = 30 094 – отражено превышение начисленных сумм отпускных над размером созданного резерва.

В четвёртом квартале 2003 года отпускные не начислялись.

В бух учёте параллельно с отчислениями в резерв ежемесячно с сентября по декабрь списываются расходы будущих периодов.

20 – 96 = 8 706 - доначислен резерв

96 – 97 = 8 706 - списываются расходы будущих периодов

Кроме того, в декабре кроме планового размера создания резерва, добавляется разница между суммой отпускных и плановым размером резерва.

20 – 96 = 3 976 (30 094 – 8 706 * 3 месяца) - доначислен резерв в декабре

96 – 97 = 3 976 - списаны расходы будущих периодов.

 

9.5 Резервы по сомнительным долгам (счёт 63 пассивный)

 

Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв может создаваться, если одновременно выполняются 2 условия:

1. образовавшаяся задолженность связанна именно с расчётами за товары, продукцию, работы, услуги (по задолженностям, возникшим в результате реализации ОС, НМА, ценных бумаг, резерв создаваться не может).

2. на момент создания резерва дебиторская задолженность просрочена, и не обеспечена какими – либо гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией, товарным векселем и т.д.)

Резерв создаётся на основе проведённой инвентаризации дебиторской задолженности

предприятия. Величина резерва создаётся отдельно по каждому долгу в зависимости от

платёжеспособности должника и вероятности погашения долга.

91/ 2 – 63 - формирование резерва

В бухгалтерском балансе резерв по сомнительным долгам отдельной строкой не показывается. На сумму резерва уменьшается дебиторская задолженность. Суммы отчисленний в эти резервы включается в состав внереализационных расходов равномерно в течение налогового (отчетного) периода.

Сума резерва исчисляется следующим образом:

1. по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - на полную сумму выявленной инвентаризацией задолженности.

2. по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно), сумма резерва включается в размере 50% от суммы выявленной задолженности.

3. по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – резерв не создаётся.

Сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчётного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчётном периоде на покрытие убытков по

безнадёжным долгам, может быть перенесена на следующий отчётный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва.

Списывается безнадёжная задолженность на основании бухгалтерской справки, в которой указываются основания для её списания (отказ суда о взыскании, решения о банкротстве должника и т.д.)

63 – 62 (76) - списана сомнительная задолженность в части созданного резерва

91/ 2 – 62 (76) - списана сомнительная задолженность в части не покрываемой резервом

(внереализационные расходы).

Суммы списанных долгов в течение пяти лет должны числится на забалансовом счёте 007 в надежде на изменение имущественного положения должника.

Безнадёжными долгами признаются долги, по которым истёк срок исковой давности

(3 года), а также долги, по которым обязательство прекращено вследствие ликвидации организации – должника на основании актов государственного органа (банкротство).

 

Пример

В марте 200…г. ООО «КАРМЕН» поставила ЗАО «ФАНТИК» свою продукцию на 300 000 руб., в т.ч. НДС 45 763 руб. Через некоторое время ЗАО «ФАНТИК» признано банкротом, а его задолженность сомнительной. Поэтому ООО «КАРМЕН» зарезервировало 50% суммы долга ЗАО «ФАНТИК» рассчитывая на то, что при его ликвидации оставшаяся половина долга будет погашена.

91/ 2 – 63 = 150 000 (300 000 * 50%) создание резерва.

В декабре 200…г. ЗАО «ФАНТИК» ликвидировали, при этом ООО «КАРМЕН» вернули только 120 000руб. Оставшиеся 180 000 руб. были списаны частично за счёт резерва, а частично на внереализационные расходы.

51 – 62 = 120 000 - поступила частичная сумма долга от ЗАО «ФАНТИК»

63 – 62 = 150 000 - списана задолженность ЗАО «ФАНТИК» за счёт созданного резерва на

основании завершения процедуры банкротства

91/ 2 – 62 = 30 000 - списана на внереализационные расходы часть долга ЗАО «ФАНТИК»

99 – 91/ 9 = 30 000 - финансовый результат от списания долга.

 

9.6 Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги

(счёт 59 пассивный)

Предназначен для покрытия возможных убытков в результате реализации ценных бумаг, числящихся на балансе предприятия. Но не всех ценных бумаг, а только котирующихся на бирже или специальных аукционах и курсы которых регулярно публикуются (по государственным ценным бумагам и не котируемым ценным бумагам резерв не создаётся)

Составляя в конце года бух. баланс, предприятие отражает в нём вложения в котирующиеся акции по рыночной стоимости. Если она ниже стоимости ценных бумаг отражённых в бух. учёте, на разницу создают резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

91/ 2 – 59 - отражена разница между рыночной и учётной стоимостью ценных бумаг

В бух. балансе резерв не показывается. Просто на сумму созданного резерва уменьшается сумма по дебету 58 счёта.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он не будет использован, то

неизрасходованные суммы относится на внереализационные доходы 59 – 91/ 1.

Создание данного резерва не уменьшает налогооблагаемую прибыль предприятия.

 

Пример

На балансе предприятия числится 20 акций, котирующихся на бирже.

На 31 декабря 2005 года балансовая стоимость этого пакета – 50 000руб. а рыночная стоимость - 40 000 руб.

Резерв создаётся на разницу в 10 000 руб.

91/ 2 – 59 = 10 000 руб.

В ноябре 2006 года было продано 8 акций. И одновременно с проводками по реализации уменьшается размер резерва на 4 000 руб. (10 000 / 20 штук * 8 штук).

59 – 91/ 1 = 4 000

59 – 91/ 1 = 6 000 - списана неизрасходованная сумма резерва.

 

Тема 10 Учет кредитов, займов и средств целевого назначения

 

10.1 Учет кредитов и займов (счета 66, 67 П)

НД: ПБУ 15/ 01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Утвержден МФРФ от 02.08.01 № 60н.

 

Долгосрочной задолженностью считается задолженность по кредитам, срок погашения которой превышает 12 месяцев. Учитывается на счете 67. К данному счету могут быть открыты субсчета:

67/1 – Долгосрочные кредиты банков

67/2 – Долгосрочные займы

67/3 – Расчеты по долгосрочным займам в натуральной форме.

По краткосрочной задолженности срок ее погашения менее 12 месяцев. Учитывается на счете 66, к которому открываются субсчета аналогичные субсчетам к счету 67.

Аналитический учет ведется по видам кредитов и займов, кредиторам, кредитным договорам или договорам займам.

Проценты, уплачиваемые по кредитам и займам, отражаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов и учитываются по Дт 91 счета при использовании кредитов и займов для оплаты МПЗ, работ, услуг.

Если кредиты и займы использовались для приобретения или создания внеоборотных активов, расходы на проценты по ним включаются в стоимость этих активов (Дт 08) до месяца, следующего за месяцем ввода активов в эксплуатацию. В дальнейшем расходы по процентам на кредиты и займы учитываются по Дт 91 счета.

 

Учет процентов по кредитам и займам в целях налогообложения

1. В отчетном квартале, в котором оформляется договор кредита или займа, отсутствуют долговые обязательства, выданные на сопоставимых условиях (выданные в той же валюте, на те же сроки, под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска). Предельная величина процентов, признаваемых расходом, применяется равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15%, по кредитам в иностранной валюте.

2. В отчетном квартале присутствуют долговые обязательства на сопоставленных условиях.

Расходом признаются проценты, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов не отклоняется от среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде, на сопоставимых условиях, более чем на 20%.

 

 

Расчет среднего процента производится по формуле:

n

∑ S1 * i1

Iср. = I = 1____

n

∑ S1

I = 1

I ср. – средней процент для целей налогообложения.

S1 – сумма долгового обязательства (основного долга), выданного на сопоставимых условиях.

n - общее количество долговых обязательств.

i – процентная ставка по долговому обязательству.

 

ПРИМЕР

Долговое обязательство Сумма основного долга Процентная ставка
     
     
     

 

Процентная ставка (по формуле) увеличенная на 20%:

((100*0,1+110*0,2+120*0,3) / (100+110+120))*1,2 = 24,7%.

Разница между 30% и 24,7% = 5,3% - не уменьшает налогооблагаемую базу.

 

10.2 Учёт средств целевого назначения (счет 86 П)

Организации могут получать средства от других организаций, физ. лиц, в виде государственной помощи на строго определенные цели.

76 – 86 – учёт средств, поступивших на проведение мероприятий целевого назначения

50, 51 – 76 – поступление целевых средств

86 – 20, 26 – направление средств на содержание некоммерческой организации

86 – 83 – получение средств под инвестиционные проекты

86 – 98 – направление бюджетных средств на финансирование текущих расходов

 

Бюджетные средства могут быть использованы согласно ПБУ 13/ 2000:

1. на финансирование инвестиций в основные фонды.

2. на покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на постоянной основе (приобретение МПЗ, оплата труда и т.п.)

3. в качестве компенсации за уже понесённые расходы, включая убытки в ЖКХ, агропромышленном комплексе и др.

4. на оказание немедленной финансовой поддержки в качестве чрезвычайной.

Проводки по поступлению и использованию бюджетных средств:

76 – 86 – приняты к бух. учёту бюджетные средства

51 – 76 – поступление бюджетных средств

01 – 08 – поступление ОС за счёт бюджетных средств, и одновременно

86 – 98 – использование средств целевого финансирования

Суммы ежемесячной амортизации увеличивают операционные доходы:

98 – 91/1

При приобретении оборотных средств, начислении заработной платы, делают записи в общеустановленном порядке (10 – 60, 19 – 60; 20 – 70, 60 – 50, 51, 71) и одновременно фиксируют использование сред




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.664 сек.