Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, Древняя Греция и Древний Рим




Софисты (с греческого - софист – искусник, мудрец, лжемудрец).

В Древней Греции – люди сведущие в какой-нибудь области.

1. учителя философии и красноречия; для которых истина в поведении человека, а не поиск абсолютной истины о космосе и бытие.

2. софистами называли профессиональных ораторов, культивировавших классические образцы древнегреческой риторики. (БЭС, с.1130)

Так, в V веке до н.э. софисты Протагор (481-411 гг. до н.э.), Антифонт, Гиппий, Горгий и другие выделили мир, созданный человеком и отделили его от мира природы. Причем, этот мир качественно отличался от мира природы, имел свои особенности становлении я и развития, одновременно речь шла об их взаимодействии. К своей «идее культуры» софисты пришли через понимание предмета философии и места человека в универсуме. Тем самым, они сместили вектор философской рефлексии с познания природы на познание человека, который рассматривался ими как центр Вселенной. Причем, они видели в человеке источник силы, приводящий Космос в движение, настойчиво подчеркивали наличие у него творческого начала и способности к преобразованию как окружающего мира, так и самого человека. Они обосновали превосходство особенного над всеобщим, субъективного над объективным, доказали существование неотъемлемого права человека смотреть на мир через призму своих собственных целей, и интересов. Таким образом, софисты создали антропоцентрическую картину мира, где человек – альфа и омега всего существующего (до них человек представлялся игрушкой судьбы, всесильного рока).

Человек есть мера всех вещей, - говорил Протагор. Под мерой он понимал эталон, в соответствии с которым должно оцениваться любое суждение, под вещами – факты и опыт в целом.

Идея существования мира человека у софистов тесно связывалась с идеей воспитания. Тот, кто пренебрегал воспитанием оставался на низшей стадии развития и только своим обликом отличался от животного считали софисты.

Итак, идеи софистов можно считать теоретической основой культуры, так как они заложили основы мира культуры и выделили человека как центра Вселенной

Демокрит как самый универсальный ум среди досократов предложил идею развития культуры и человека (до него человек рассматривался как статичный, пребывающий в изначально данных формах). По его мнению, человек неизбежно переходит с одной ступени развития на другую (высшую), при этом осознавая, что все блага приходят только в результате совершенствования тех или иных практических шагов. Причем, мир человека связан с миром природы, тем самым предвосхитив культурологические учения, появившиеся через два столетия о проблеме «культура-натура» и установив, что история природы и история человека тесно связаны, а противопоставление культуры и натуры есть свидетельство отсутствия диалектического мышления.

Цицерон Марк Тулий (106-43 гг.)

Цицерон «Тускуланские беседы» (45 г. До н.э.)- трактат из пяти книг, представляющих конспект лекций, будто бы прочитанных автором, где автор высказывает свои суждения о культуре и эвдемонии, т.е. счастливой жизни и способов ее достижения. Так, в первой книге Цицерон ставит вопрос можно ли считать смерть злом и отвечает, что можно отчасти, так как душа бессмертна и неуничтожима. Во второй книге – он исследует проблему отношения к душевным и телесным мучениям, обосновывая идею о том. Что у человека, склонного к рефлексии, всегда есть выход из тупика, ибо он всегда может прекратить свои страдания, добровольно уйдя из жизни. В третьей и четвертой книгах он анализирует способы подавления аффектов, обретения спокойствия духа, внутренней сосредоточенности, душевного равновесия. В пятой – обсуждается вопрос можно ли стать нравственным, стремясь к счастью и полноте телесных удовольствий.

Вывод Цицерона: философия – самый надежный путь уберечься от жизненных бурь. Счастлив тот, кто занимается философией, которая позволяет обрести внутренний покой и умиротворение независимо от того как сложится его судьба, будет он богачом или нищим, свободным или рабом. Философия – единственный путь, ведущий к эвдомонии, т.е. к формированию духовно богатой личности. Это позволяет по Цицерону установить связь человека с культурой. И вот известное высказывание мыслителя: как плодотворное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, подготавливает душу к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай (Цицерон. Избр. соч., 1975. – С. 252).

По Цицерону, культура души – целостное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Культурный человек четко излагает мысли, аргументировано отстаивает свою позицию в споре….

В чем значение творчества Цицерона для исследования теории культуры?

1. культура – личностное качество человека, это – процесс совершенствования души;

2. культура развивается по определенным законам, на основе исторических и культурных циклов.

3. «государство культура» строится на органическом единстве частных и общественных интересов, состоит из индивидов, яавляющихся гражданами в полном смысле этого слова (Шендрик,с. 17-18)

Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – Он вводит в философское учение понятие совести, разумея под ней осознанную разумом и пережитую чувством нравственную норму. Только нравственность превращает культуру в высшую ценность. А путь к этому - в самосовершенствовании человека.

Человек – единственное существо во вселенной, постоянно выходящее за границы своего собственного существования в процессе создания мира, творимого им по своему образу и подобию. Таким образом, он главный субъект и объект воспитательного воздействия.

Для теории культуры важен его тезис о том, что гибель культуры есть начало зарождения новой культуры, впитавшей в себя все самое лучшее из культуры общества, существовавшего на предыдущей исторической стадии развития.

Тацит Корнелий (55-120 г.н.э.) Вклад этого философа в теорию культуры заключается в том, что он впервые в истории европейской общественной мысли дал критику цивилизации как таковой. Он выдвигает тезис о соотношении культуры и цивилизации, дает основы культурно-исторической типологии и стадий исторического развития человеческого общества, предлагает основы исследования локальных культур, выработавших принципы систематизации этнографического материала, на которые опираются современные ученые.

Выводы по теме.

Начальный этап развития исследовательских основ теории культуры показывает, что античные авторы трактовали культуру как личностное качество, обретаемое в процессе воспитания, как органический сплав гражданственности и образованности, прежде всего, в области философии, как результат обработки души. Философия – средство совершенствования личности. Философской мыслью античности культура не рассматривалась как отдельный объект познания. Вырастая из единой общественно-исторической практики, философия и культура погружены в эту практику, образуют в ней неразрывное целое. Только в практике происходит обретение культурой самой себя.

Культура – сложный, находящийся в постоянном движении, феномен, обнаруживший себя в соотношении со своей противоположностью. Цивилизованность не всегда совпадает с культурностью. Владение искусством земледелия или строительства вовсе не означает достижение обществом или отдельным индивидом высот культуры, ибо совершенное владение техникой и технологий далеко не всегда идет рука об руку с совершенствованием души. Только тогда, когда человек в своих деяниях поднимается до высот морали, только тогда он становится культурным существом.

Набор заданий:

Задание №1

1. Выписать из словарей, энциклопедий и других справочных изданий 30-40 определений культуры с указанием автора и источника)

2. Историография концепта «сultura» (Античность – Ренессанс – Новое время). Ю. Асоян, А. Малафеев. Открытие идеи культуры. М., 2000. Гл. 1.

1. Вопросы для обсуждения концепта «культура»:

 

1.1. Истоки происхождения культуры. В чем они?

1.2. Как переводится с латинского языка слово «культура?

1.3.Вспомните и напишите определение концепта «культура».

1.4. Объясните содержание концепта «материальная культура». Перечислите предметы материальной культуры.

1.5.-Объясните содержание концепта «духовная культура». Перечислите предметы духовной культуры.

1.6. Почему мы говорим, что назначение культуры в «возделывании человека»?

1.6.Предложите несколько примеров (из литературы, живописи, музыки) взаимодействия концептов «материальная» и «духовная» культура.

1.7.Всякий человек есть человек определенной культуры. Но значит ли это, что он - культурный человек? Кого мы относим к культурным людям?

2. Выпишите из словарей содержание концептов: культура, духовная культура, материальная культура, наука, религия, искусство, литература, мифология, философия.

4. Вопросы для письменного задания:

4.1.Напишите определение концептов: культура, искусство, религия, мораль, эстетика, мифология, наука, политика.

4.2.Перечислите предметы материальной, а затем духовной культуры.

Задание 2.

Эссе (на выбор):

 

Протагор: идеи культуры».

Антифонт: идеи культуры

Гиппий: идеи культуры

Вергилий: идеи культуры

Сенека: идеи культуры

Тацит: идеи культуры

Демокрит: идеи культуры

Цицерон: идеи культуры

Аристотель: идеи культуры

Поэмы Гомера и Гесиода

Пифагор

Ксенофан

Гераклит

Аристофан

Сократ

Платон

Эпикур




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.