КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Методика проведения анализа и диагностики
Разработка системы аналитических показателей, их классификация и систематизация Содержание и задачи экономического анализа Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяйственных резервов. Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи: 1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях; 2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов. Оно достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности; 3) объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции; 4) поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; 5) определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 6) прогнозирование результатов хозяйствования; 7) исследование коммерческого риска; 8) сравнительный анализ маркетинговых мероприятий; 9) подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.
В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур определяется как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.д.). Показатели - это элементарные модели, с помощью которых описываются количественные и качественные характеристики тех или иных процессов в хозяйственной деятельности. Каждый показатель раскрывает лишь часть реальной деятельности, поэтому, чтобы охарактеризовать деятельность предприятия, необходимо огромное количество показателей. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический объект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. Между показателями можно выделить четыре типа связей: логические, семантические, функциональные и стохастические. Поскольку в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация. 1. По содержанию показатели делятся на: а) количественные показатели; б) качественные показатели. 2. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку показатели делятся на: а) общие; б) специфические. 3. По степени синтеза показатели делятся на: а) обобщающие; б) частные; в) вспомогательные (косвенные). 4. Аналитические показатели делятся на: а) абсолютные;б)относительные. 5. В зависимости от применения отдельно взятых показателей их подразделяют на: а) объемные; б) удельные.
6. При изучении причинно-следственных отношений показатели делятся на: а) факторные; б) результативные. 7. По способу формирования различают показатели: а) нормативные; б)плановые; в) учетные; г) аналитические (оценочные). Тема 2. Виды анализа, их классификация и характеристика.
Классификация экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. Выделяют следующие виды экономического анализа: 1. По отраслевому признаку: а) отраслевой,методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.); б) межотраслевой, который является теоретической и методологической основой ЭА во всехотраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией экономического анализа. 2. По признаку времени: а) предварительный (перспективный) – проводится до осуществления хозяйственных операций; необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов; б) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на: – оперативный (ситуационный) – проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени; его целью является выявление недостатков в работе и воздействие на хозяйственные процессы; – итоговый (результативный, заключительный) –проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. 3. Но пространственному признаку: а) внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
б) межхозяйственный, при котором сравниваются результаты деягельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. 4. По объектам управления: а) технико-экономический, который проводится техническими службами предприятия в лице главного инженера, главного технолога. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия; б) финансово-экономический, (проводимыйфинансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия; в) управленческий, которыйпроводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства; носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной; г) социально-экономический (проводится экономическими службами управления, социологическими лабораториями, статистическими органами) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности; д) экономико-статистический (проводится статистическими органами) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона; е) экономико-экологический (проводится органами охраны окружающей среды, экономическими службами предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
ж) маркетинговый (проводится службой маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. 5. По методике изучения объектов: а) сопоставительный – предполагает сравнение отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий; б) факторный – направлен на выявление величины влияния факторовна прирост и уровень результативных показателей; в) диагностический – представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения; г) маржинальный – предусматриваетоценку и обоснование эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные; д) экономико-математический – позволяетвыбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи; с его помощью выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов; е) детерминированный – применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями; ж) стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) – используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий; з) функционально-стоимостной – основанна функциях, которые выполняет объект и ориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. 6. По субъектам (пользователям анализа): а) внутренний – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью; б) внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. 7. По охвату изучаемых объектов: а) сплошной – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов; б) выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов. 8. По содержанию программы: а) комплексный – деятельность предприятия изучается всесторонне; б) тематический – изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес, (вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |