КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория капиталовложений и человеческий фактор
В наиболее последовательной форме концепция человеческого капитала изложена в трудах лауреата Нобелевской премии 1992 г. по экономике Г. Беккера. Впервые после А. Смита и К. Маркса в экономическую науку приходит осознание, что не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста и развития. В основе современной теории человеческого капитала лежит экономический подход к человеческому поведению, нашедший выражение в следующей логической схеме Г. Беккера: • способности, знания, профессиональные навыки, мотивация становятся капиталом в момент купли-продажи рабочей силы, найма на работу или получения вознаграждения исполнителем работы; • рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда и размеров производства; • целесообразное использование капитала должно вести к росту доходов работников; • рост доходов стимулирует работника делать вложения в здоровье, образование для повышения запаса знаний и навыков, чтобы затем эффективно применить их. Г. Беккер показал, что выбор любого варианта инвестиций в повышение квалификации, рост навыков и умений (например, продолжение образования) представляет собой частный случай рационального выбора. Г. Беккер также показал, что зачастую рентабельность образовательной деятельности на 10—15% превышает рентабельность других видов коммерческой деятельности. Теория человеческого капитала делит его на: общий и специфический (специальный). Общий капитал включает общую подготовку работника, оплачиваемую в основном им самим, которая позволяет ему работать во многих фирмах по различному профилю. Если эта подготовка оплачена фирмой, то на нее ложатся потери вложений в случае увольнения работника. Общая подготовка - категория экономическая и не тождественна общему образованию (категория педагогическая и социологическая), напрямую не применимому к практической деятельности.
Специфический капитал - подготовка, связанная с деятельностью только определенной фирмы и ею оплачиваемая. При увольнении работника потери, по сути, несет он сам - приобретенные знания не могут быть перенесены в другую фирму. Работник держится за место, ибо при переходе в другую фирму специфическую подготовку придется осваивать с нуля. Фирма держится за работника потому, что на рынке труда нет такого специфического ресурса. Образуется ситуация двусторонней монополии, которая служит базой стабилизации кадрового состава, исключает риск недостоверных сигналов о качестве работника и необходимость проверять знания, зафиксированные в различных дипломах и свидетельствах. В зависимости от способа использования выделяют две категории знаний. Первая— кодифицированное знание, которое осознанно в виде информации и без утраты смысла передается на различных носителях в виде формул, символов, текстов.Вторая — знания, воплощенные в человеке и не отделимые от него: способности, навыки, инновационные черты характера, отшлифованные образованием. По содержанию и функциональному назначению выделяют знания общественно новые и субъективно новые. Первые ранее не были известны обществу. Они создаются личностями (коллективами), способными генерировать знания, в сфере науки. К субъективно новым относятся те знания, которые ранее были неизвестны исполнителям интеллектуального труда. По своему объему они значительно превосходят первые и непрерывно приобретаются в процессе образования. Знания и формируемый ими интеллект относятся к невещным, живым средствам труда, которые становятся интеллектуальными средствами (капиталом) производства.
Новое понимание человеческого капитала получило признание международных организаций, которые выпускают ежегодные доклады о развитии человека и динамике накопления человеческого капитала. В качестве интегральных показателей для межстранового сопоставления в докладах используются: • индекс интеллектуального потенциала общества, индекс развития человеческого потенциала (индекс социального развития); • индекс человеческого капитала на душу населения. Индекс человеческого капитала (ИЧК) на душу населения отражает уровень затрат государства, частного бизнеса и граждан на образование, здравоохранение и другие секторы социальной сферы в расчете на душу населения. В США бюджетные расходы на образование составляют 6—7% ВВП В России бюджетное финансирование составляет 3% ВВП, или около 1,5 тыс. руб. на человека в год. С добавлением средств семей и предприятий оно возрастает до 4,55% ВВП, но не превышает 80 долл. на человека в год. Индекс развития человеческого потенциала (Iрчп) определяется как среднеарифметическое 3 индексов: ожидаемой продолжительности жизни (Iж), уровня образования (I0) и ВВП на душу населения (в долларах по паритетной покупательной способности): Iрчп = 1/3 (Iж +Iо + Iввп) Данный индекс колеблется по странам от 0,252 (Эфиопия) до 0,960 (Канада). Россия в 1993 г. занимала 57-е место, а в 1995 г. — уже скатилась на 72-е место. Индекс интеллектуального потенциала общества (Iип) отражает
Подходы фирм к инвестированию в человеческий капитал. В условиях развитых рынков капитала конечным ресурсом развития и конкурентоспособности становится достигнутая компетентность, т.е. человеческий капитал — качество работника. На этом строится стратегия наиболее успешных деловых организаций. Фирму (работодателя) интересует инструментарий оценки стоимости человеческих ресурсов. В США уделяется большое внимание разработке методов бухгалтерского учета человеческих ресурсов (УЧР), ориентированных на измерение наличных человеческих активов (asset value of labor) и их прироста после осуществления различных кадровых мероприятий Реализуемая ценность (РЦ) работника рассчитывается как произведение величины ожидаемой условной ценности (ОУЦ) работника и вероятности во времени (t) сохранения им членства в организации: РЦ= ОУЦ* р(t) Например, в компании «Ханиуэлл» (США) эффект программы обучения (Е) определяется по формуле: Е = (Т* N* V* K) – (N * C), где Т — продолжительность воздействия программы (лет) на производительность труда и другие факторы его результативности; N — количество обученных работников; V— стоимостная оценка (долл.) различий в ценности для компании «лучших» и «средних» работников, исполняющих однотипные обязанности; К— коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост ценности в долях V); С — затраты (долл.) на обучение 1 работника. Эффект обучения сводится к тому, что результаты труда «средних» работников подтягиваются к «лучшим», при этом улучшается работа и последних. Непосредственно это выражается в увеличении объема производимой продукции (услуг) в расчете на 1 работника, в повышении качества их труда и в снижении издержек. Продолжительность эффекта обучения обычно ограничена сроком 2—3 года, затем эффект быстро затухает. Другие предлагаемые схемы бухгалтерского учета человеческих ресурсов (хронологический подход) отталкиваются от суммы затрат на замену одного работника другим. Учет затрат при таком подходе идет по 3 статьям:
• на приобретение работника; • на его профессиональную и социальную адаптацию; • на его обучение. По срокам окупаемости инвестиции в человеческий капитал сходны с инвестициями в основной капитал, но не получают отражения в соответствующих финансовых документах и пока не дают права на налоговые льготы. Издержки от таких инвестиций отражаются на финансовых показателях фирмы немедленно, а выгоды в полной мере надо ждать подчас несколько лет. Установившееся определение интеллектуального капитала отсутствует. Обычно либо он идентифицируется как человеческий капитал, либо (без определения) к нему относят практически используемые знания, непосредственно связанные с человеком и хранящиеся на различных носителях. По-видимому, первая идентификация ближе к существу дела, так как знания, хранящиеся на носителях без опосредования человеком, бесполезны. Отсутствие четкого определения не удивительно, поскольку само понятие «капитал» имеет много неопределенностей. Неоклассический подход к данному понятию использует производственную функцию: Q =f (K,L), где L - количество труда; К- количество капитала; Q- величина выпуска продукции. Если L измеряется в человеко - часах труда, то с измерением К возникает порочный круг. Стоимость (цена) капитала определяется через предельный продукт, капитал нельзя выразить независимо от цены его услуг — нормы прибыли. Последняя есть не что иное, как предельный продукт единицы капитала, которая вычисляется по отношению к приносимому ею предельному доходу. Получается, что капитал определяется по отношению к прибыли, которая, в свою очередь, определяется по отношению к капиталу. Одно положение доказывается посредством другого, которое само должно быть доказано при помощи первого. На этот порочный круг указала Дж. Робинсон еще в 1950-х годах, но вопрос так и остается нерешенным. Учитывая большую значимость человеческого капитала в межстрановой конкуренции,задачей государства является обеспечение достаточных вложений в общий человеческий капитал, т.е. в общую подготовку, которая рассматривается как один из наиболее эффективных каналов содействия предпринимательству. Граница вложений в человеческий капитал определяется не абсолютно, а относительно. Если вложения эффективнее, чем в другие факторы производства, то их следует увеличивать до тех пор, пока они по эффективности не сравняются с инвестициями в физический капитал, акции и т.д. Чем ниже отдача от инвестиций в основной капитал, тем шире границы необходимых вложений в человеческий капитал. Границы вложений должны сопоставляться не с достигнутым уровнем, не с прошлыми инвестициями в образование, спорт или здравоохранение, а с эффективностью прочих инвестиций. Вложения в человеческий капитал надо рассматривать не как вспомогательные, обслуживающие нужды производства, а как имеющие тот же статус, что и прямые инвестиции в основные средства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |