Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Международные валютно-кредитные и финансовые организации




Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Деятельность международных финансовых организаций позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.

Также они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

Кроме того, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

К основным функциям, выполняемым международными валютно-финансовыми организациями относятся:

1. Информационная функция.

Международные валютно-кредитные организации (МВКО) выполняют роль информационного центра, где можно получить информацию о деятельности того или иного государства, об общих тенденциях развития мирового хозяйства. МВКО предоставляют такую информацию, публикуя статистические материалы, результаты исследований, проводя международные встречи, конференции, собрания.

2. Консультационная функция.

МВКО консультируют правительства различных стран по проведению валютнокредитной и финансовой политики.

3. Регулирующая функция.

МВКО выполняют также функцию регулирования международных финансовых отношений. В частности, МВФ предоставляет временную финансовую помощь странам, которые имеют трудности платежных балансов. МВФ неоднократно предоставлял также временную помощь странам для поддерживания курсов национальных валют.

4. Прогнозирование МВКО осуществляют прогноз развития национальных и мировых экономик. В зависимости от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.

Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:

− операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

− межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

− инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты) − инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организациирезидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.) − благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Международный валютный фонд

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств–членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон – Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. В 2004 г. число стран - членов МВФ составило 184.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. с введением специальных прав заимствования – СДР, в 1976-1978 гг. – с ликвидацией Бреттон – Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992 г. – с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.

Официальные цели МВФ:

1. способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;

2. содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли;

3. обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;

4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

МВФ наделен правом выпускать специальный вид денег – СДР для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран-членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами.

Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ.

СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других “уполномоченных держателей”. Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно составлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов который предполагает, что возможность стран–членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.

Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом — определяет:

1) сумму подписки на капитал;

2) возможности использования ресурсов Фонда;

3) сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении;

4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% – национальной валютой.

На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобритании — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.

Предоставление кредитов Фондом странам – членам связано с выполнением ими определенных политико – экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны – заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной – заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.

Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты». МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам – членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию».

Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Страны – члены могут получать валюту в Фонде на срок менее 5 лет. Предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. Но в некоторых случаях устав позволяет МВФ право приостанавливать действие этого правила. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.

Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.

Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам–членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости –до четырех лет.

С середины 1970-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. В их числе: нефтяной фонд, механизм дополнительного финансирования, политика расширенного доступа к ресурсам МВФ.

Существуют также специальные кредитные механизмы. Получение странами – членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.

• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов. Имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы.

• Механизм финансирования системных преобразований. Введен с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.

• Дополнительный резервный механизм. Введен для предоставления средств странам – членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны.

• Чрезвычайные кредитные линии. Предоставление кредитов странам – членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля.

МВФ оказывает более долгосрочную помощь беднейшим странам для уравновешения платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат. В связи с финансовыми и валютными кризисами в Мексике и Аргентине с середины 1990-х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ осуществил ряд нововведений. В их числе: механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации, экстренная помощь, помощь странам после конфликта.

Группа Всемирного банка

Наряду с МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений важную роль играет Всемирный банк. Группа учреждений Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений. Как будет объяснено ниже, каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения развивающихся стран. Термин "Группа учреждений Всемирного банка" охватывает все пять учреждений. Термин "Всемирный банк" относится лишь к двум из них – МБРР и МАР.

Организации, входящие в Группу Всемирного банка, принадлежат правительствам государств-членов, за которыми остается последнее слово при принятии решений по любым вопросам в рамках этих организаций – будь то вопросы политики, финансовые вопросы или вопросы, касающиеся членства.

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства.

В соответствии со статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в МВФ. Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МИГА, страна должна быть членом МБРР.

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 году. Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 г., получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях.

МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь, зависит от уровня экономического развития каждой страны. Основная часть займов МБРР - долгосрочные кредиты, направленные на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран-заемщиков. В разработке таких программ принимает участие мощный аппарат МБРР, состоящий из специалистов исследователей и практиков. МБРР стал центром выработки стратегии развития для развивающихся стран.

Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года.

2) Международная ассоциация развития (MAP) образована в 1960 году. Предоставляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР. МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения в 2002 году составлял менее 875 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР.

В настоящее время 81 страна имеет право занимать средства у МАР. Общая численность населения этих стран составляет 2,5 млрд. чел., т.е. половину населения развивающихся стран.

Приблизительно 1,1 млрд. чел., проживающих в странах, получающих кредиты от МАР, живут менее чем на 1 долл. США в день. Некоторые страны, такие как Индия и Индонезия, имеют право на получение кредитных ресурсов МАР в силу своих низких доходов в расчете на душу населения, являясь, однако, достаточно кредитоспособными для того, чтобы получать определенные ресурсы от МБРР. Эти страны называют “смешанными заемщиками”.

Предоставление права на получение кредитных ресурсов от МАР представляет собой временный механизм, открывающий бедным странам доступ к достаточному объему ресурсов, до тех пор пока эти страны не смогут получить на рынках капитала средства, необходимые им для инвестиций. По мере того как экономика этих стран растет, они теряют право на получение ресурсов от МАР. После этого средства полученных ранее и погашаемых ими займов позволяют МАР выдавать новые займы другим бедным странам. За весь период существования МАР двадцать три страны, экономические системы которых развивались и росли, перешагнули порог, дающий право на получение кредитных ресурсов от МАР. К числу таких стран, которые к настоящему времени потеряли это право, относятся Китай, Коста-Рика, Чили, Египет, Марокко, Таиланд и Турция.

Сроки погашения кредитов МАР составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, однако взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процентов фактически выделенных средств. В 2002 финансовом году (который завершился 30 июня 2002 года) общая сумма кредитов, утвержденных МАР, составила 8,1 млрд. долл. США, из которых фактически было выделено 6,6 млрд. долл. США.

Начиная с 1960 года МАР выделила кредитов на общую сумму 135 млрд. долл. США. МАР выделяет в среднем около 6-7 млрд. долл. США в год на проекты развития различных видов, особенно на те, которые имеют целью удовлетворение основных потребностей населения, таких как начальное образование, элементарное медицинское обслуживание, доступ к чистой воде и пользование канализацией. Кроме того, МАР финансирует проекты, целями которых являются охрана окружающей среды, создание более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, построение необходимой инфраструктуры и поддержка реформ, направленных на либерализацию экономических систем стран. Все эти проекты способствуют экономическому росту, созданию рабочих мест, повышению доходов и уровня жизни. МАР выделяет средства каждой из стран-заемщиков в размере, пропорциональном уровню доходов в данной стране, и наблюдает за тем, насколько эффективно осуществляются управление экономикой и реализация проектов, финансируемых средствами МАР. За прошедший (2002) финансовый год общая сумма кредитов, предоставленных заемщикам МАР, составила 8,1 млрд. долл. США.

В то время как МБРР получает большинство своих средств на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в основном за счет взносов, отчисляемых более богатыми странами-членами. С момента создания МАР общая сумма взносов нарастающим итогом составила 109 млрд. долл. США. Дополнительные средства поступают в виде платежей в счет погашения ранее выданных кредитов, а также из чистой прибыли МБРР.

Доноры собираются каждые три года, с тем, чтобы пополнить ресурсы МАР. За счет 13-го пополнения средств будут финансироваться проекты в течение трех лет, начиная с 1 июля 2002 года. Это пополнение средств позволяет МАР предоставить кредиты на общую сумму 23 млрд. долл. США, из которых немногим более половины перечислено донорами. Остальные средства – это в основном платежи в счет погашения ранее выданных кредитов, а также другие ресурсы, не имеющие отношения к донорам.

3) Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 году. Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Работая совместно с деловыми партнерами, она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги, а также услуги, связанные с управлению рисками. МФК инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы не склонны вкладывать средства без участия МФК, считая их слишком рискованными.

МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

- финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;

- оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;

- предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

В центре внимания Корпорации – стимулирование экономического развития за счет содействия росту высокопроизводительных предприятий и эффективных рынков капитала в странах – членах МФК. В этом контексте работа по оказанию консультационных услуг правительствам помогает создать благоприятные условия для притока отечественных и иностранных сбережений и инвестиций.

МФК принимает участие в инвестиционном проекте только в том случае, если вносимый ею особый вклад дополняет деятельность субъектов рынка. Соответственно МФК играет каталитическую роль, стимулируя и мобилизуя частные инвестиции в развивающихся странах, демонстрируя тем самым, что инвестиции в этих странах могут приносить прибыль.

МФК действует на коммерческой основе и стремится к получению прибыли. Каждый год с момента своего основания Корпорация заканчивала с прибылью. Около 58% из почти 2 тыс.

штатных сотрудников Корпорации работают в штаб-квартире МФК в Вашингтоне. Около 42% штатных сотрудников МФК работают в представительствах и отделениях корпорации в различных странах мира, которых насчитывается более 86.

Инвестиции, осуществляемые МФК путем вложений в акционерный и квазиакционерный капитал, финансируются за счет собственного капитала Корпорации, который состоит из суммы выплаченных взносов стран-членов и нераспределенной прибыли. Твердая поддержка акционеров, наивысший кредитный рейтинг ААА и солидная база в виде оплаченных взносов в капитал МФК позволяют корпорации привлекать денежные средства, необходимые для предоставления кредитов, на международных финансовых рынках на выгодных условиях.

МФК предлагает полный ассортимент финансовых продуктов и услуг компаниям в развивающихся странах-членах. Важнейшие виды финансовых продуктов и услуг включают:

- долгосрочные займы в основных валютах или в отечественной валюте по фиксированной или переменной ставке процента;

- инвестиции в акционерный капитал;

- квази-капитальные финансовые инструменты (например субординированные кредиты, привилегированные акции, векселя, конвертируемые долговые инструменты);

- синдицированные займы;

- управление рисками (посредничество в организации сделок «своп» с валютой и процентными ставками, проведение хеджинговых операций);

- финансирование через посредников.

МФК может предоставлять финансовые инструменты по отдельности или в любом сочетании, обеспечивая адекватное финансирование проекта с самого начала его реализации.

Кроме того, МФК может оказать содействие в разработке схем финансирования, координируя финансирование по линии иностранных и отечественных банков и компаний, а также экспортно-кредитных агентств.

Проекты, претендующие на финансирование по линии МФК, должны быть прибыльными для инвесторов, выгодными для экономики той страны, в которой они реализуются, а также полностью отвечать экологическим и социальным требованиям. МФК финансирует проекты в самых разных отраслях промышленности и секторах экономики, таких, как производственная сфера, объекты инфраструктуры, туризм, здравоохранение и образование, сектор финансовых услуг. Проекты в сфере финансовых услуг составляют значительную долю утверждаемых в последнее время проектов; они охватывают широкий спектр услуг – от инвестиций в развитие лизингового рынка, рынка страховых услуг и ипотечного кредитования, до предоставления ссуд студентам и открытия кредитных линий банкам в отдельных странах, которые, в свою очередь, предоставляют малым и средним предприятиям микрокредиты и займы для ведения хозяйственной деятельности. Хотя МФК финансирует проекты прежде всего в частном секторе, возможно также выделение финансирования компаниям с некоторой долей государственного участия, при условии, что проект осуществляется на коммерческой основе с участием частного сектора. МФК может предоставлять финансирование компаниям, целиком принадлежащим отечественным владельцам, а также совместным предприятиям с участием иностранных и местных акционеров.

Обычно МФК осуществляет инвестиции в объеме от 1 млн до 100 млн долл. США.

Денежные средства, предоставляемые Корпорацией, могут использоваться для пополнения оборотных средств предприятий, а также расходоваться на внутреннем рынке или за рубежом в любой из стран – членов МБРР на приобретение основных фондов.

4) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.

Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

МЦУИС - автономная международная организация. Однако, он имеет близкие связи с Международным банком. Все члены МЦУИС - также члены Банка. Если правительство не делает противоположное обозначение, его Губернатор сидит на Административном Совете МЦУИС. Расходы Секретариата МЦУИС финансированы из бюджета Банка, хотя затраты индивидуальных слушаний переносят вовлеченные стороны.

В соответствии с Соглашением, МЦУИС обеспечивает средства обслуживания для примирения и арбитража споров между государствами - членами и инвесторами, которые являются подданными других государств - членов. Обращение за помощью в МЦУИС к примирению и арбитражу полностью добровольно. Однако, как только стороны соглашались на арбитраж согласно Соглашению МЦУИС, ни один не может односторонне забрать его согласие. Кроме того, все Договаривающиеся государства МЦУИС требуют в соответствии с Соглашением признавать и предписывать арбитражные решения МЦУИС.

Помимо обеспечения средств обслуживания для примирения и арбитража согласно Соглашению МЦУИС, Центр с 1978 имел ряд Дополнительных Правил, уполномочивающих Секретариат управлять определенными типами слушаний между государствами и иностранными подданными, которые попадают вне возможности Соглашения. Они включают примирение и проведение арбитража, где государственная сторона или домашнее государство иностранного соотечественника не член МЦУИС. Дополнительное применение Правил и арбитраж также доступны для случаев, где спор не инвестиционный, если это имеет отношение со сделкой, которая имеет "особенности, которые отличают ее от обычной коммерческой сделки." Дополнительные Правила позволяют МЦУИС управлять таким типом слушаний, которые не предусмотрены в Соглашении, а именно, ознакомительные слушания, к которым любое государство и иностранный соотечественник могут обращаться за помощью, если они желают назначить запрос.

5) Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году. Гарантии, предоставленные в 2004 финансовом году: 1,1 млрд. долл. США. МАГИ содействует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств. Агентство также оказывает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.

К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.

Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.

Миссия МАГИ состоит в том, чтобы продвинуть прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны, чтобы поддержать экономический рост, уменьшить бедность и улучшить жизнь людей.

МАГИ - глобальный страховщик частных инвесторов и советник стран по иностранным инвестициям - посвящает себя продвижению проектов с самым большим планом развития, которые являются экономно, экологически и социально жизнеспособными.

Членство в МАГИ, которое в настоящее время достигает 164 участника, является открытым для всех членов Международного банка.

Проблемы неуверенной политической ситуации и высокие политические риски часто мешают привлечению инвестиций. Прямыми иностранные инвестиции (ПИИ) в основном направлены в горстку стран и оставляют самые бедные экономики в значительной степени игнорируемыми. МАГИ - важный катализатор, все более и более продвигающий ПИИ ключевой фактор роста - в развивающиеся страны через его гарантии, техническую помощь, и юридические услуги.

Дополнительные услуги помощи МАГИ также играют роль в привлечении прямых иностранных инвестиций, помогая развивающимся странам во всем мире определять и осуществлять продвижение инвестиций. МАГИ обеспечивает осведомленность относительно инвестиционных возможностей.

Агентство использует юридические услуги, чтобы преодолеть возможные препятствия к инвестициям. Через его программу посредничества в спорах, МАГИ помогает правительствам и инвесторам разрешать их разногласия, и, в конечном счете, улучшать инвестиционный климат страны.

МАГИ служит дополнением к другим действующим инвестиционным страховщикам.

Работа с партнерами через совместное страхование и программы перестраховки расширяет вместимость политического дохода системы страхования риска. До настоящего времени, МИГА официально установил 18 таких деловых связей.

Региональные финансовые организации Наряду с международными экономическими организациями существенное влияние на мировую экономику оказывают региональные финансовые организации. Среди них можно выделить следующие организации: Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 году. Основные направления деятельности - финансирование различных программ и проектов, связанных с реформированием стран Цен-тральной и Восточной Европы. В момент создания входило 40 стран, сейчас - 60 стран.

Европейский центральный банк создан в 1998 г. Основные направления деятельности эмиссия евро, регулирование европейских валютных отношений, кредитование.

Европейское финансовое общество (СФЕ) - международная банковская группировка. СФЕ создано в 1967 году и занимается в основном коммерческим кредитованием, оказанием банковских услуг, а также энергетическим бизнесом.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) функционирует с 1959 года. Основное направление деятельности - финансирование европейских регионов в виде долгосрочных кредитов.

Азиатский банк развития (АБР) создан в 1966 году. АБР и его Фонд развития занимаются кредитованием азиатских стран.

Африканский банк развития (АБР) создан в 1972 году специально для оказания финансовой помощи африканским странам.

Активную финансовую деятельность на американском континенте ведет Межамериканский банк развития. Доступ к нему для стран неамериканского континента был открыт только в 1976 году Парижский и Лондонский клубы кредиторов Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов - это неинституционализированное объединение стран – кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.

Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям: - выдача кредитов развивающимся странам - реструктуризация уже имеющейся задолженности.

Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения.

Основные принципы деятельности Парижского клуба:

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.

2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств странкредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство-должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.

В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Лондонский клуб кредиторов – это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

- индивидуальный подход к каждой стране-должнику

- обусловленность пересмотра погашения долга

- равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.

- отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам.

Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.

При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране.

Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страныдолжника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.

Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.

 

Лекция 11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения Российской федерации.

Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютных взаимоотношений с другими странами. Она находится в процессе становления и окончательно не сформировалась. Однако ее контуры и ведущие тенденции выявились достаточно определенно. По основным параметрам российский институциональный валютный механизм практически приблизился к международным критериям.

Национальная валютная системы России сформирована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ.

Признание Устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства национальной валютной системы. Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.

1. Основой валютной системы является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение в результате денежной реформы 1992-1993 гг. взамен рубля СССР. Тем самым была обособлена национальная денежная и валютная система России от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли. Золотое содержание советского рубля (1922-1992 гг.) имело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему Уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц.

В соответствии с валютным законодательством России 1992 г. в понятие «валютные ценности» включались: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы; природные драгоценные камни. Согласно валютному законодательству 2003 г.

валютными ценностями являются только иностранная валюта и ценные бумаги, выпущенные за рубежом и номинированные в иностранной валюте.

2. С 1992 г. Россия фактически ввела внутреннюю, т. е. для резидентов, конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по международным финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Ограничивались и валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя обязательства, налагаемые Статьей VHI (разделы 2, 3, 4) Устава МВФ. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям как резидентов, так и нерезидентов, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях.

Глобальный кризис 1998 г. в России задержал отмену валютных ограничений. После выхода страны из кризиса этот процесс был продолжен.

Норма обязательной продажи экспортерами на внутреннем валютном рынке части валютной выручки понизилась в августе 2001 г. с 75% (уровень, установленный с 1999 г.) до 50% и в июле 2003 г. - до 25%. Принятый в 2003 г. закон отменяет систему получения индивидуальных разрешений Центрального банка РФ на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Он предусматривает возможность установления в случае резкого ухудшения валютного положения некоторых валютных ограничений (требование использования «специального счета», принудительное резервирование, т. е. обременение, валютных операций) в отношении указанных в законе валютных операций, связанных с международным движением капитала.

Поставлена задача полностью отменить валютные ограничения, включая обязательную продажу валютной выручки, и ввести свободную конвертируемость рубля.

3. Валютный курс рубля официально не привязан к иностранной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С июля 1995 г. по август 1998 г. функционировал режим валютного коридора: колебания рыночного курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально устанавливаемыми пределами. Границы этого коридора несколько раз сдвигались в сторону понижения курса рубля.

После кризиса 1998 г. валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал плавающим. Однако вследствие использования Центральным банком РФ практики массированных валютных интервенций существующий режим валютного курса рубля по классификации МВФ характеризуется как «управляемое плавание».

С июля 1992 г. введен единый официальный курс рубля к доллару США для внутренних расчетов, определения размеров таможенных платежей в бюджет, статистики. До мая 1996 г. он фиксировался по результатам торгов на ММВБ, а затем ежедневно самостоятельно устанавливался Центральным банком РФ на базе текущих рыночных котировок рубля. После кризиса 1998 г. Центральный банк РФ вновь стал ежедневно объявлять официальный курс на основе итогов торговой сессии на ММВБ. Курсы других валют определяются на основе кросс-курса с использованием курсов этих валют к доллару на мировых валютных рынках.

4. Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Как и в других странах, они включают: золото; используемые в международных расчетах ведущие иностранные валюты; резервную позицию в МВФ; средства в специальных правах заимствования (СДР). Эти резервы находятся в распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Вследствие улучшения платежного баланса России величина золотовалютных резервов возросла до 112,8 млрд долл. к середине ноября 2004 г.

ЦБ РФ регулирует валютную структуру международных резервов с учетом мировой тенденции от долларового стандарта к многовалютному стандарту в условиях вьщвижения евро на роль второй международной резервной валюты и других объективных факторов. Около 75% валютных резервов Банка России состоят из долларов США, свыше 20% -евро и 5% - других валют; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. Во второй половине 1990-х гг. в среднем в 1/3 объема официальных резервов составлял золотой запас (около 2004 г. - 4,5%).

Он используется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота.

5. Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют, в частности, использование векселей и чеков.

6. Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

7. Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки. Помимо банков на валютном рынке работают восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ.

В связи с использованием системы электронных лотовых торгов (СЭЛТ) и других новейших электронных технологий торговли валютой сегментация российского валютного рынка, разделение его на биржевой и межбанковский шаг за шагом уходят в прошлое. Валютный рынок в соответствии с общемировыми тенденциями становится единым, интегрированным механизмом.

8. В России сформировался внутренний рынок золота, драгоценных металлов и драгоценных камней. Хотя современное российское законодательство не включает драгоценные металлы и камни в число валютных ценностей, золото остается частью официальных международных резервов страны. Оно используется государством и частными субъектами рынка в качестве высоколиквидного финансового резервного актива.

9. В России сформирован правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Согласно валютному законодательству органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, совершенствуется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. В 2003 г. был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», заменивший Закон 1992 г. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения резидентами и нерезидентами операций в национальной и иностранной валюте (права владения и распоряжения, купля-продажа, ввоз и вывоз и т. п.), права и обязанности участников этих операций, а также органов валютного регулирования, определяет механизм осуществления валютного контроля.

Законодательные акты конкретизируются и дополняются нормативными актами, издаваемыми органами валютного регулирования Центральным банком РФ и Правительством РФ. Последние обеспечивают соблюдение валютного законодательства, практически распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию валютных отношений. Банк России осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, положения, указания, циркулярные письма и т. д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, реально участвует в осуществлении операций с валютными ценностями и золотом.

Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.

Система валютного контроля направлена на обеспечение, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой - обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и услуги.

В-третьих, осуществляется текущая валютная политика, т.е. оперативное воздействие на функционирование валютного механизма.

ЦБ РФ, а также Правительство РФ (в первую очередь через посредство Министерства финансов), руководствуясь задачами макроэкономической политики, определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; обеспечивают достаточный уровень и наиболее эффективную структуру официальных золотовалютных резервов; погашают государственный внешний долг; оказывают воздействие на основные виды внешнеэкономической деятельности, на состояние платежного баланса.

Валютная система России постоянно совершенствуется, продвигаясь по пути интегрирования в мировую валютную систему.

Платежный баланс России в СССР платежный баланс страны был секретным документом. В составлении его участвовали Министерство финансов и Внешэкономбанк.

С 1992 г. после вступления в МВФ Россия составляет этот баланс в соответствии с Руководством по платежному балансу МВФ и публикует его.

Ответственность за подготовку платежного баланса лежит на Центральном банке РФ, который составляет финансовые счета на основе представленной ему отчетности по потокам финансовых ресурсов и сведений Госкомстата России, который обобщает данные по текущим операциям.

Платежный баланс России составляется по методу начислений. В соответствии с ним операции отражаются на момент передачи прав собственности на товары, активы и услуги. Этот метод отличается от кассового метода, когда сделка фиксируется на момент оплаты.

Метод начислений не дает достоверных сведений о текущих расчетах, валютных поступлениях и платежах (в отличие от кассового метода), но зато фиксирует все потоки ресурсов. Это позволяет увязывать основные показатели баланса с показателями системы национальных счетов. Тем самым в настоящее время платежному балансу отводится важная роль в качестве инструмента макроэкономического анализа.

Платежный баланс РФ составляется в двух вариантах. Первый «нейтральное представление» формируется в соответствии с установками Фонда. Второй - «аналитическое представление» - с учетом специфики международных финансовых операций России. Составляются как общий платежный баланс, так и по странам дальнего зарубежья и СНГ.

В России счет по текущим операциям сводится неизменно с положительным сальдо. Даже в кризисном 1998 г. он имел небольшое активное сальдо. Значение этого сальдо зависит от конкретных обстоятельств.

Положительное сальдо играет роль стабилизирующего фактора.

Оно позволяет при прочих равных условиях поддерживать более либеральный режим валютных операций. Но положительное сальдо счета текущих операций означает, что страна выступает в качестве нетто-экспортера капитала. Она потребляет товаров и услуг меньше, чем производит, инвестирует в свою экономику в меньших размерах, чем могла бы это делать. Во многих быстро развивающихся странах превышение импорта капитала над его экспортом (следовательно, и отрицательное сальдо по текущим операциям) рассматривалось в качестве стимула для инвестиций. Однако, как показали долговые и финансовые кризисы, этот метод имеет свои ограничители.

Состояние платежного баланса РФ, как и многих других стран, зависит прежде всего от торговли товарами. Однако из-за преобладания сырьевой структуры экспорта доходные статьи торгового баланса подвержены сильным колебаниям. Так, в 1998 г. экспорт снизился по сравнению с предыдущим годом примерно на 15% из-за падения цен на товары российского экспорта, прежде всего на нефть. Это стало одной из причин кризиса.

Около половины экспортной выручки приходится на сырую нефть, газ, другое необработанное минеральное сырье. Значительную часть валютных поступлений дают товары, прошедшие лишь первичную обработку. В российском экспорте преобладают товары с низкой добавленной стоимостью, ресурсная база которых ограниченна. Условия добычи ухудшаются, а цены неустойчивы. Слабость экспортной базы РФ оказывает негативное влияние не только на платежный баланс, но и на темпы роста ВВП, бюджетные доходы.

До девальвации рубля в августе 1998 г. импорт товаров неуклонно увеличивался. Этому способствовали открытость российского рынка, введение внутренней конвертируемости рубля (для резидентов), а затем и внешней конвертируемости (для нерезидентов) по текущим операциям. В этой связи в условиях экономического спада усиливалась импортная зависимость. В результате четырехкратной девальвации рубля конкурентоспособность импортных товаров снизилась, спрос на них также упал в связи со снижением доходов населения.

Стало развиваться импортозамещающее производство. Это вело не только к сокращению импорта, но и в течение нескольких лет служило стимулом экономического роста (эффект девальвации).

Импортные поставки достигли значительного уровня в 1997 г.

В 1999 г. они уменьшились почти в 2 раза. Но затем эффект девальвации стал ослабевать, реальный курс рубля повышаться, спрос на высококачественные импортные товары увеличиваться по мере роста доходов населения. Импорт вновь начал расти. Импортная зависимость РФ оценивается как высокая, в том числе по товарам, которые можно производить в стране. Особенно остро стоит проблема замещения импорта сельскохозяйственных товаров. Значительная часть товаров ввозится в РФ по неорганизованным каналам.

Соотношение между экспортом и импортом товаров в РФ неизменно складывается в пользу экспорта, обеспечивая активное сальдо торгового баланса. Но в зависимости от мировой конъюнктуры его размеры подвержены сильным колебаниям.

Баланс услуг («невидимые» операции) в отличие от торгового баланса складывается с отрицательным сальдо. Таким образом, импорт услуг в значительной своей массе покрывается не за счет их экспорта, а путем вывоза сырья. Отрицательное сальдо по статье «Поездки» в некоторые годы было сопоставимо с выручкой от экспорта газа. Валютные поступления от иностранного туризма сильно уступают расходам, связанным с поездками российских граждан за рубеж. Как свидетельствует мировой опыт, для стимулирования притока иностранных туристов необходимо развитие соответствующей инфраструктуры, что не обходится без государственной поддержки. Значительные расходы, также сильно превышающие поступления, приходятся на международный транспорт.

Статья «Доходы от инвестиций» связана с переводом процентов и дивидендов по внешним инвестициям и заимствованиям, а также внутреннему долгу, если долговые обязательства принадлежат нерезидентам.

Россия в большей мере выступает в качестве должника, чем кредитора. Поэтому данная статья сводится с отрицательным сальдо.

Статья «Оплата труда» включает переводы заработной платы иностранных рабочих и других нерезидентов, работающих в РФ (в основном граждан СНГ), и поступающие в РФ доходы российских граждан, работающих за рубежом. Однако, несмотря на значительную миграцию рабочей силы, данная статья занимает скромное место в платежном балансе России. Очевидно, значительная часть этих финансовых потоков не проходит через банки и не отражается в платежном балансе. Статья «Переводы» (трансферты) по текущим операциям, так же как и по движению капиталов, относится к категории балансирующих.

Согласно правилам составления платежного баланса каждая операция должна иметь как кредитовую, так и дебетовую проводку.

Но некоторые операции имеют односторонний характер, т. е. товары и услуги могут поступать на безвозмездной основе без их оплаты. Это частные пожертвования, государственные субсидии и т. п. Они проходят по соответствующим счетам (движение товаров, услуг), а затем суммируются и включаются в платежный баланс в качестве односторонних трансфертов, тем самым придавая ему сбалансированный вид.

В первые годы перехода к рыночной экономике Россия получала безвозмездную иностранную помощь, в настоящее время эти операции невелики. Таким образом, счет текущих операций, несмотря на положительное сальдо, имеет ряд структурных недостатков. Итог этого раздела платежного баланса зависит от соотношения трех основных его составляющих: торгового баланса, баланса услуг, доходов на инвестиции.

Только первый баланс сводится с положительным сальдо благодаря экспорту невозобновляемого сырья, а два других хронически дефицитны. Переводы по зарубежным инвестициям превышают поступления от зарубежных активов.

В финансовом счете движение зарубежных активов и обязательств классифицируется по функциональному признаку: прямые, портфельные и прочие инвестиции. К последним причислены все займы независимо от их источников, цели, условий. По этим операциям РФ выступает в качестве нетто-кредитора, хотя и сама получает значительные внешние ресурсы по различным каналам. Финансовые потоки в страну перекрываются еще большим оттоком капитала, а также беспроцентными ссудами населения в форме валютных сбережений.

Резервные активы - золотовалютные резервы ЦБ РФ - включены в финансовый счет, хотя их роль весьма своеобразна. Знак минус означает рост зарубежных активов ЦБ РФ, т. е. увеличение резервов.

Эти активы должны обладать высокой ликвидностью, поэтому они формируются преимущественно за счет высоконадежных, ликвидных государственных ценных бумаг, а также текущих счетов в авторитетных иностранных банках. Резервные активы ЦБ РФ сформированы в основном в долларах США, а также в евро.

ЦБ РФ призван поддерживать определенный уровень международной ликвидности и обеспечивать конвертируемость национальной валюты в иностранную, покрывать дефицит платежного баланса. За счет валютных резервов ЦБ РФ также регулируется валютный курс.

Принято считать, что в условиях переходной экономики официальные золотовалютные резервы должны по крайней мере соответствовать трехмесячному объему импорта. Если исходить из этого критерия, то их состояние в РФ было нестабильно. Накануне кризиса 1998 г. они приближались к нулю, в связи с чем ЦБ РФ был вынужден просить кредит у МВФ. А в 2003 г. их средний уровень почти соответствовал годовому объему импорта, а в 2004 г. превышал его.

Точно учесть все операци




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.