КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология мифа
Хочешь заработать – создай новую религию. Р. Хаббард Круг сюжетов и тем, охватываемый мифотехнологиями рекламы и PR, по сути, затрагивает все пространство мироздания. Большинство мифологических сюжетов, положенных в основу рекламных постеров, можно обнаружить в виде наскальных рисунков, сцен на древних вазах, оттисков на глине и барельефов. Именно это заставляет нас искать наиболее распространенные элементы мифологического сюжетосложения, используемые в рекламе и PR. Один из ведущих российских PR-мэнов Б.Л. Борисов выделяет следующие. Мифологема Звезды. Символизирует харизматическую энергию, изливающую мощь некой личности. Попытки культурологов, философов, психологов определить сущность этого явления не дали единой формулировки. Зато известны территории наиболее высокой активности: кино, политика, эстрада, мода, спорт. Относится к астральным мифам. Через посредство астрологии, интерпретирующей движение небесных светил, способна оказывать воздействие на поступки человека. В рекламном ролике из серии «Всемирная история» режиссера Т. Бекмамбетова, снятого по заказу банка «Империал», в сочельник, на званом ужине у императрицы сидит грустный Суворов. На вопрос Екатерины: «А что это граф Суворов ничего не ест?», Суворов отвечает: «Ждем-с! До первой звезды нельзя!». На что Екатерина, поняв намек, произносит: «Звезду генералиссимусу!» Мифологема о сотворении мира. В качестве примера можно привести расхожий рекламный сюжет о домохозяйке, окруженной совершенными бытовыми приборами. Моделируется ситуация, дающая ей возвышенный статус божества в райском мире потребления. Мифологема «Американская мечта» (American dream). Миф основан на протестантском отношении к собственности как к части самого себя. Индивидуализм выступает как движущая сила прогресса, породившая особый тип человека, именуемого «self made man» и живущего по законам «life stile».
Солярные мифы. Сходны с астральными и лунарными. Построены на аналогии солнечного совершенства. Особенно часто солярный мотив встречается в политической рекламе. Похожие приемы в своем подтексте всегда сулят потребителю переход из черно-белого мира проблем в лучезарное солнечное пространство. Символическое рождение. Данный образ активно используется при презентациях бизнес-структур, в связи с началом действий на рынке или при представлении нового руководителя или бизнес-услуги. Связан с комплексом космогонических мифов о происхождении вселенной и с антропогенезом – мифами о происхождении человека. Основная функция – позиционирование в среде. Символическая смерть. Связано с комплексом мифов-пророчеств о конце мира и глобальных катастрофах. Это прежде всего наработка акций, к которым «следует быть готовым» на случай форс-мажорных обстоятельств: банкротств и прочих кризисных ситуаций. Уход с рынка в связи с завершением жизненного цикла товара. Изменение профиля деятельности. Это сфера действия технологий по управлению кризисными ситуациями. Основная функция – выработка алиби для массового сознания. Календарные культы. Комплекс мероприятий, обусловленных цикличностью в природе и деятельности людей. Способ поддержания имиджа. Основная функция – имитация приобщения к процессам летоисчисления, истории, астрономии, хронологии. Исследователи давно заметили, что при чрезвычайном многообразии национальных мифов целый ряд основных мотивов в них повторяется, образуя кружение тем. Большинство мифов строится на базе авантюрных и бытовых сюжетов. Среди наиболее популярных мотивов и тем мифологического мышления следует выделить:
— о драконоборчестве и злодействе (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Минотавр); — матери и падчерице (Золушка); — о мудрой и верной жене (Пенелопа, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная); — о добывании чудесных предметов и существ (золотое руно, волшебное кольцо, золотая рыбка, конек-горбунок, Сивка-Бурка); — о сотворении мира (космогонические мифы); — о появлении человека (антропогонические мифы); — о появлении богов (теогонические мифы); — о колдовстве и шаманизме, черте, дьяволе (мотив состязания и преодоления); — о родстве человека и зверя, растения (антропоморфические рекламные сюжеты, имиджирование товарных знаков); — о пугале, чучеле (различные вариации на тему «ужастиков»). В отдельную категорию можно выделить политические и этнические мифы. К политическим следует отнести мифы о формах государственности: имперские, тоталитарные, социалистические, либерально-демократические. Если даже спроецировать мифологию на политическую картину мира, где жестокость соседствует с ложью, вовсе не следует отождествлять понятия «миф» и «вымысел». В категориях мифа можно говорить о таких трагических событиях в истории, как Большой террор, Вторая мировая война, Холокост. Одним из аспектов этой темы является рассмотрение технологий политических суперлативов – превосходных степеней в количественных характеристиках человеческих жертв. К мифам этнической идентичности следует отнести национальное самосознание, культурный национализм и т. д. В завершение следует отметить, что миф вездесущ, и попытки докопаться до сути его «тела» всегда обречены на неудачу, поскольку под каждой очередной одеждой всегда обнаружится новая.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |