Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сатира I. На хулящих учение. К уму своему




Продолжил эту традицию А. Сумароков (1717-1777), первый профессиональный писатель-дворянин в русской литературе. Значение и назначение сатир по Сумарокову - «чистить нравы», «пороки осуждать», «быть зеркалом»:

«Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,

Против порока я писать не перестану».

Радищев о Сумарокове: «великий муж»; Пушкин о нем же: «завистливый гордец», поэт «без силы, без огня». Белинский: «Сумароков имел у современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время». Действительно, как поэт Сумароков разработал почти все жанры: оды, эклоги, идиллии, элегии, баллады, любовные песни, причти, эпитафии, пародии, мадригалы, сатиры. (Хрестоматия с.93,97, 100,102). Сумароков выступал за равноправие всех жанров: «Все хвально: драма ли, эклога или ода, - Слагай, к чему влечет тебя природа». Сумароков предвосхитил Державина в автобиографизме, особо транслирующемся через любовную поэзию (поэт может быть героем собственного произведения - это стало открытием для русской литературы).

Сатира «О благородстве» (хрестоматия, с.87).

Объект обличения - дворяне, не исполняющие своего долга и обязанностей. Но при этом Сумароков все же «отличает» дворян:

«Сию сатиру, вам, дворяне, приношу!

Ко членам первым я отечества пишу»

Обличать недостойных более свойственно басне, к этому жанру Сумароков и обратился позже. В басне главенствует еще и шутка, что поэт и понял: «склад басен должен быть шутлив» (ощутим опыт Лафонтена). Жанр басни утвердил на русской почве именно Сумароков. Басни Сумароковы резко сатиричны, врагов он изображает зло, не боясь грубости оценок и выражений; «герои» - воры-чиновники, оскотинившиеся дворяне, спесивые вельможи. Творческое наследие - 5 книг басен, (374 басни).

Но вернуть басню народу смог И.Крылов, в чьем творчестве это жанр стал ведущим. Белинский считал, что Крылов открыл «тайну национальности» именно посредством притчевости, аллегорийности, иносказательности басни.

 

Ведущий жанр классицизма - ода.

Первые похвальные торжественные оды были уже у С. Полоцкого. Ода (от греч. Ode - песнь) стихотворение восторженного характера в честь какого-либо события или лица. Особую востребованность жанра оды понял Ломоносов (автор не только од, но и надписей, эпиграмм, научно-философской лирики типа «Утреннее размышление о Божием величии» «Вечернее размышление…»). Его первая ода, 1739г. - «На взятие Хотина», написанная 4-хстопным ямбом. «История русской литературы», с.85: жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по латыни, с ними знакомились только немногие. Публицистический стиль в русской печати лишь начинал делать первые шаги. Рукописная поэзия, - писал А.В. Западов. - занималась любовными переживаниям, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». К тому же ода была в то время наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями: литературных журналов еще не было, а оды Ломоносова издавались большими по тому времени тиражами (от 300 до 2000 экз.)».

Что ода для Ломоносова? Возможность выразить идеи просвещенного абсолютизма, не случайно Петр 1 и его деятельность постоянные темы Ломоносова, даже косвенно в отсылках в одах к Елизавете Екатерине. Ода содержит обязательный элемент - похвалу, но Ломоносов не заискивает перед монархами, а похвалой словно указывает: смотрите, какой мудрый правитель. Это было ново. Ведь высшая похвала монарху это: развивать промышленность, устанавливать мир («возлюбленную тишину», покровительствовать наукам и искусству. Но главное, в одах Ломоносова есть народ и земля, которая может «собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». Личный пример - сам Ломоносов.

Ода строилась как ораторское сочинение, язык - высокий, стиль - гражданский, много гипербол, аллегорий, восклицаний, сравнений.

Авторитет Ломоносова-поэта был столь велик, что поэты-классицисты стали писать вслед за ним «громкие оды», взяли количеством и испортили качество. Громкость превратилась в пустую риторику.

Например, Сумароков осуждал оды Ломоносова за «надутость», пафосность, как бы мы сегодня выразились, и создал пародии «Вздорные оды». И хотя оды самого Сумарокова написаны были простым языком, ясно и невычурно, успеха эти «правильные» оды не имели. Парадокс - но ода пошла по «неправильному» пути Ломоносова и в 1770-1780-х гг. пережила свое второе рождение в творчестве Державина, который утвердил оду в качестве важнейшего жанра русской гражданской, политической лирики Хотя еще не менее славен Державин оказался другими «затеями» (ода «На смерть собаки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и разбилась»). Далее ода А.Радищева «Вольность» и вольнолюбивые оды Пушкина эту классическую линию Ломоносова и Державина продолжили.

Особенность од Ломоносова:

1. Оды на случай, на реальные события времени, но объект - реальная жизнь России первой половины 18 века.

2. Эмоциональное отношение поэта к изображаемому миру.

3. Представление о поэте как гражданине

4. Ломоносов открыл новую Россию: «Всю русскую землю озирает он от края до края с какой-то светлой вышины, любуясь и не налюбуясь ее беспредельностью и девственной природой,», - писал Н.Гоголь.

5. Русский народ - герой, защитник отечества - имеет нравственное здоровье и духовную силу.

6. Ломоносов не отрывает себя от народа, людей, в одах его «мы», не «я».

Пафос од Ломоносова - идея утверждения величия и могущества России и ее сынов, этот пафос утверждения станет характерной особенностью русской литературы. Это будет и в поэзии Державина, Батюшкова, Давыдова, Пушкина, Лермонтова. Новый исторический этап в развитии русской литературы 18 века связан с именем Г. Р. Державина (1743-1816).

Поэт Ломоносова - гражданин.

Поэт Державина - это еще и личность, лирик. И даже ода у Державина - автобиографическая, личностная (Например, «Ода на смерть князя Мещерского», хотя будет и своеобразный новый жанр «стихи на…», очень близкие одической возвышенности «Стихи на рождение»). В классической оде - мифологтческие боги, сложные аллегории, у Державина - тоже боги, но очеловеченные, а их дела и подвиги изображаются не без доли шутки и иронии. Ода Державина знает шутку, «забавный русский слог», что формально является деструктивным элементом для жанра, но это еще и своего рода реанимация, второе дыхание для уходящего жанра. В этом плане самый характерный пример - ода 1782 г. «Фелица»: похвала Екатерине, но неслыханно дерзкая, не типичная. Почему? Потому что поэт создал не официальный канонический портрет, отвлеченно - парадный, не схему-идеал монарха, а теплый, сердечный портрет реального человека, Екатерины Алексеевны. В оде такими размывателями жанровых границ выступят: обилие бытовых деталей, повседневность, личная, субъективно выраженная (!) симпатия автора. Соединив быт и сатиру, сатиру и оду, Державин преодолевал жанровость, но не разрушил ее суть.

В другом ключе выдержана философская ода «Бог»: бог-творец, но хотя человек - «создание создателя», величием своим он равен богу Герой Державина «не раб божий», а думающий, страдающий человек, осознающий могущество человеческого ума. Поэт предложил гигантскую антитезу – «Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я - раб, я царь - я червь - я бог!

Важно: герои Державина - индивидуальные характеры, таким образом особо раскрывалась и сама личность поэта. Поэзия Державина глубоко автобиографична. Автобиографизм - достижение литературы 18 столетия, особо - поэзии.

Новатор Державин и в другом: природа впервые у него предстала перед читателем в своей реальной красоте и богатстве красок. Пейзажная лирика 19 века многим обязана творческим находкам Державина.

(Отдельно надо говорить и о великолепном юморе Державина. См. Хрестоматию, с.271, сравни с.282).

Высшей вехой в развитии жанра оды исследователи считают оду А.Н. Радищева «Вольность» (1781-1783). Зачинатель русской революционной поэзии, Радищев привнес новые темы в нее: вольность, право народа, преступления самодержавия. Поэт у него - прорицатель вольности, поэтому зачин оды - не обращение к царям, а обращение к Вольности: «О! Дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб раб тебя воспел». Жанрово «Вольность» - ода, есть высокая лексика, славянизмы, библеизмы. Но осложняется она новыми мотивами. Не только философское и политическое содержание, но и концепция народной революции (хотя такого слова нет, есть «Мщение» царю-злодею), идея равенства людей, онтологический смысл вольности).

Среди иных жанров меньшей популярностью пользовался жанр «эпической поэмы» (Илиада Гомера): А.Кантемир - «Петрида», Ломоносов «Петр Великий», М.Херасков «Россиада»(о взятии Иваном Грозным Казани). Этот жанр уже не имел будущего: жизнь и реалии вытеснили тягу к мифологии, сказительству, такие огромные поэтические объемы тоже уже не были востребованы.

Более счастливая судьба у жанра Элегии (elegos – жалоба)- лирическое стихотворение, передающее глубоко личное, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Темы - созерцание природы, философские размышления о жизни, любви и т.д.»Стих плачевный и печальный» впервые в русской поэзии прозвучал у В. Тредиаковского. 1760 – е гг. - время расцвета жанра (Сумароков, Херасков, Попов). Но узость тематики могла привести к упадку, «спас» жанр романтизм, когда элегии возродились на иной, романтической основе.

Множество новых жанров ввел в поэзию Н. Карамзин: баллада, дружеское послание, поэтические мелочи, мадригалы. Поэзия Карамзина знаменовала собой иные настроения - сентиментальные, лирика глубоко интимного характера (Жуковский, Батюшков, Пушкин).

Важную роль в истории русской поэзии 18 века играли переводы античных авторов, Горация, Анакреона. «Греция – великая мастрерская, ч ерез которую должна пройти всякая поэзия в мире, чтобы научиться быть изящной поэзией», - писал В. Белинский. Культурным событием, например, стал выход сборника Н. Львова «Стихотворения Анакреона Тисского», с предисловием, комментариями, примечаниями. Известны были: «Разговор с Анакреоном» Ломоносова, «Анакреонтические оды» М. Хераскова (Анакреон (Анакреонт) - греческий поэт, 6 в. до н.э., воспевал прелести жизни, говорят, умер, подавившись виноградной косточкой).

 

Итак, поэзия 18 столетия:

1. Предметом поэзии становится неисчерпаемо богатая, живая жизнь и человек со своим индивидуальным характером и внутренним миром.

2. Поэзию в том виде, в каком мы ее знаем, приблизил к нам Г. Державин, «отец русских поэтов», по выражению Белинского.

3. Жанровое разнообразие говорит о динамике литературного процесса, о стремлении избавиться от однонаправленности религиозного, государственного, поучительного характера.

4. Автобиографизм как элемент поэтических опытов 18 века - предтеча русского психологизма в прозе и поэзии классического золотого века.

5. Именно поэтические эксперименты 18 века позволили сделать плавный, безболезненный шаг к литературе сентиментализма и романтизма, продемонстрировали возможность сосуществования школ, направлений, художественных методов и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.