Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товара

Площадь, занимаемая узлами расчета.

Весьма сложным при проектировании магазинов является определение количества кассовых кабин.

Количество контролеров-кассиров, соответственно кассовых кабин, зависит от многих причин, и в частности от типа кассового аппарата, квалификации кассиров, профиля магазина и т. д.

В ажным для организации торгового процесса является не только количество кассовых аппаратов, но и количество расчетных узлов. Количество расчетных узлов определяется величиной торгового зала и его формой. Например, в торговом зале, близком к квадрату, площадью 1000 м2 достаточно одного расчетного узла, а в зале такой же площадью с вытянутыми пропорциями (даже при соотношении сторон 1: 3) для правильной организации торгово-технологического процесса требуется уже два расчетных узла.

Немаловажным условием для удобства покупателей является возможность при наличии нескольких расчетных узлов не быть привязанными к тому узлу, через который они вошли в торговый зал. Это достигается тем, что при входе в магазин покупатели не оставляют, свои вещи или товары, купленные в других магазинах. Такое условие особенно важно в крупных магазинах.

Имеются примеры из зарубежной практики, когда расчетный узел находится на нижнем этаже многоэтажного магазина и расчет с покупателями производится при выходе из него.

Площадь зоны расчетного узла определяется в зависимости от количества контрольно-кассовых прилавков и должна занимать не более 20 % площади торгового зала (5).

 

Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товара, занимает основную площадь торгового зала. Ее решение определяется основными требованиями размещения товаров:

· оптимальное использование площади торгового зала под выкладку товаров,

· максимальная товароемкость оборудования и мебели,

· быстрая ориентация покупателей во всем многообразии ассортимента,

· легкий доступ к товарам,

· хороший обзор торгового зала,

· равномерное распределение покупателей в торговом зале.

Существует много способов расстановки оборудования в торговом зале. Их можно разделить на 4 основных: линейная, боксовая, островная и, так называемая, свободная планировка.

При линейной планировке оборудование размещается в торговом зале параллельными рядами вдоль стен, направляющими потоки покупателей. При таком способе расстановки оборудования покупателям легче ориентироваться в торговом зале, покупательские потоки организуются наиболее целесообразно. Большое значение при линейной планировке имеет длина линий оборудования в торговом зале. Наиболее оптимальной длиной является 12—18 м. Длинный узкий коридор, образуемый при непрерывной линии горок «от стены до стены» неприятно действует на психику покупателя и создает неудобство, если ему нужно перейти в другой отдел. При коротких линиях оборудования снижается эффективность использования торговой площади.

Линейная планировка включает разновидности: продольную, поперечную, смешанную (рис. 5.6).

Pис. 5.6 Варианты линейной планировки: 1 - продольная; 2 - поперечная, 3 - смешанная.

 

Боксовая планировка представляет собой расстановку оборудования в виде обособленных отделов и секций. Пример боксовой планировки расстановки оборудования в обувном магазине показан на рисунке 5.7.

Длина линии островных стеллажей при боксовой планировке, расположенных в центре зала, не должна мешать покупателям свободно переходить из одного отдела в другой. Те, кто пытается расположением стеллажей диктовать покупателю направление движения и заставляет его идти к нужному товару сквозь лабиринты, в расчете на то, что покупатель по пути купит что-либо, совершают ошибку. В торговом зале площадью до 400 кв. метров длина линии островных стеллажей должна быть не более 6 метров, от 400 до 800 кв. метров — не более 9 метров. Высота островных стеллажей в небольших залах — от 180 до 200 сантиметров, в больших залах возможна до 220 сантиметров (6).

Боксовая планировка оборудования увеличивает протяженность показа товаров, но при этом затрудняется доставка товаров в торговый зал.

Боксовую планировку иногда применяют в универмагах самообслуживания. Однако такая планировка имеет существенные недостатки: боксы занимают много площади, усложняют организацию потоков покупателей и др. Многие отечественные универмаги при переходе на самообслуживание вначале применяли эту систему планировки, но затем переходили на более прогрессивную — линейную.

 

Рис. 5.7 Боксовая планировка оборудования в торговом зале обувного магазина:

1 — пристенные горки: 2. 3 — горки для товара: 4 — банкетки для примерки обуви; 5 — кассы; 6 — стол для упаковки товаров; 7 — гардероб для личных вещей покупателей.

Свободная планировка представляет собой расстановку оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку (рис. 5.8). Свободная планировка применяется главным образом при неправильной форме торгового зала. Этот прием широко распространен за рубежом, где из-за дороговизны земли под застройку здания магазина часто выкраивают земельные участки самых разнообразных форм и размеров.

 

 

 

Рис. 5.8 Пример свободной планировки торгового оборудования.

 


Для оценки эффективности использования торговой площади под размещение и выкладку товара ее принято подразделять на общую, установочную и экспозиционную. Общая площадь – это вся площадь торгового зала. Под установочной площадью понимается часть торговой площади, занятой оборудованием: прилавкам, горками, контейнерами, столами, кассовыми кабинами. Она включает и площадь, занятую вспомогательным оборудованием. Исчисляется установочная площадь с учетом размеров оборудования. В качестве критерия эффективности использования торговой площади в практике торговли широко используется коэффициент установочной площади – отношение суммы площади, основания отдельных видов оборудования или его проекции к общей торговой площади:

Куст=, i=(1,2,…,n), (1)

где Куст – коэффициент установочной площади;

Si – установочная площадь единицы оборудования, м2;

n – количество единиц оборудования;

Sобщ – общая торговая площадь магазина, м2.

Экспозиционная (демонстрационная) площадь – это площадь выкладки товаров, слагаемая из площади всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров. Она включает все горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости, на которых выкладывается товар.

Для оценки использования торговой площади для выкладки товаров применяется коэффициент экспозиционной площади, исчисляемый как отношение площадей всех элементов оборудования, используемых для выкладки товаров, к общей торговой площади.

Кэксп=, i=(1,2,…,m), (2)

где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади;

ij – площадь каждого элемента оборудования, используемая для выкладки товаров, м2;

n – количество элементов оборудования, используемых для выкладки товаров;

m – количество единиц торгового оборудования в магазине.

 

Коэффициенты установочной и демонстрационной площади позволяют оценивать эффективность использования торговой площади под выкладку товаров. Для оценки эффективности были разработаны нормативы этих коэффициентов, приведенные в таблице 5.1.

 

 

Таблица 5.1

Примерные показатели коэффициентов установочной и

демонстрационной площадей в магазинах самообслуживания.

 

Площадь магазина, м2 Коэффициент установочной площади Коэффициент демонстрационной площади в магазине
одежды обуви Галантереи и трикотажа Культтоваров, хозтоваров и спорттоваров По продаже товаров для детей, молодежи, женщин, мужчин Универсальном
До 100 101-250 251-650 651-1500 Свыше 1500 В среднем 0,32 0,31 0,30 0,29 0,27 0,30 0,66 0,63 0,60 0,57 - 0,60 0,80 0,76 0,73 0,70 - 0,74 0,90 0,88 0,85 0,80 - 0,86 0,75 0,74 0,72 0,70 - 0,73 0,75 0,74 0,72 0,70 0,68 0,70 - - - 0,72 0,70 0,71

 

Анализ таблицы показывает, что с увеличением площади магазина коэффициенты установочной и демонстрационной площадей уменьшаются. Нормативное значение коэффициента установочной площади для непродовольственных магазинов - 0,3, т.е. в непродовольственных магазинах установочная площадь должна составлять примерно 30% торгового зала. Средняя величина коэффициента демонстрационной площади для непродовольственных магазинов составляет примерно 0,7.

Эти нормативы можно взять за основу и для современных магазинов. Как показали исследования по анализу использования торговой площади под выкладку товаров, проведенные для некоторых магазинов Нижнего Новгорода, менеджеры торговых предприятий пока не уделяют должного внимания размещению оборудования в торговом зале (см. табл. 2).

 

Анализ данной таблицы показывает, что в магазинах с небольшой площадью эффективность использования площади торгового зала наибольшая. В больших магазинах торговые залы используются нерационально из-за неоправданно больших площадей для проходов покупателей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система вход-выход | Площадь проходов для покупателей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.