КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые слова. 1 Что такое ‘прагматика текста’?
Лекция 5 Вопросы
1 Что такое ‘прагматика текста’? 2 Как выявляются прагматические свойства текста и как они определяются? 3 Каково обязательное условие всех видов взаимодействия текста с личностью адресата? 4 Что такое читабельность? 5 Что такое семантика текста? 6 Какие элементы образуют концептуальную систему,С-модель? 7 Какие прагматические свойства текста предлагает выделить О.Л. Каменская? Каковы их основные характеристики? 8 Что такое базовая структура фреймов? 9 Чем определяется информативность текста? 10 Что такое новизна текста? 11 При каком условии словарный состав, используемый в тексте, может стать источником словарной новизны? 12 Какое свойство текста определяет словарная новизна? Картина мира и когнитивно-прагматические свойства текста: онтологические и прагматические логические классы в тексте
1 Определение класса. Способы организации класса. 2 Внутренняя организация классов в тексте (конечные vs бесконечные). 3 Способы включения элементов в класс. 4 Способы речевого наименования прагматического класса.
класс, пропозиция, онтологический, прагматический, предикат, предицирование признака, транспонированная форма.
Класс обозначает (1) разряд, подразделение – совокупность или множество однородных предметов, обладающих каким-либо определенным качеством, свойством, отношением. Формирование мыслительных классов играет большую роль в познавательной деятельности человека. Акт познания фактически начинается со сравнения объектов, выделения определённых признаков этих объектов и их группировки согласно этим признакам. Так формируются классы предметов, внутри которых каждый предмет выступает как элемент класса (множества).
Учение о классах занимает большое место в логике, тем более что класс является базой для формирования понятия. В логике классы различаются: по объёму – конечные и бесконечные, по количеству входящих в них элементов – простые, сингулярные, или единичные, и пустые. Классы формируются в сознании двояким образом: дедуктивно – подразделением множества на подмножества, объединённые общим признаком; индуктивно – путём объединения предметов, которые обладают общими признаками, их сведéния в класс. Поскольку элементы класса объединяются на основании определённого признака, то всем элементам класса можно приписать одинаковые свойства. Отсюда можно сделать и обратный вывод: элементы, которым можно приписать одни те же свойства, образуют класс. Класс, следовательно, отождествляется с пропозициональной функцией. Именно пропозиция даёт классу содержательное определение. Один и тот же предмет обладает многими свойствами, поэтому его можно относить к разным классам. В связи с этим возникает вопрос о том, на основании каких признаков следует проводить классификации. В логике различают естественные классы, выделяемые на основании существенных признаков, и искусственные (вспомогательные) классы / классификации, выводимые на основе несущественных, произвольно избранных признаков. Однако провести чёткую границу между существенными и несущественными признаками довольно непросто, поскольку сам признак выделяется в объекте в зависимости от практических потребностей субъекта, от его точки зрения, от его наблюдения. В логике различают безотносительно существенные и относительно существенные признаки понятия (а, значит, и класса предметов). Первые существенны для предметов независимо от того, в какой связи берётся предмет или с какой точки зрения он рассматривается; вторые обусловлены определёнными связями и отношениями. Кроме существенных признаков выделяются случайные, которые обусловлены внешними обстоятельствами.
Таким образом, признаки и свойства присущи предмету объективно, но их выделение, ‘обращение внимания’ [Гак, 1987] на них зависит от субъекта, от его восприятия, его практических задач, etc. Но практика людей может быть коллективной, свойственной всему данному коллективу, и индивидуальной, связанной с конкретными субъектами, с конкретным временем и местом. Поэтому различают два типа логических классов: - онтологические - прагматические Онтологические классы (ОК) отражают существенные независимые от конкретных субъектов признаки предметов. В них отражаются структурно-генетические связи между предметами. Что касается предметов внешнего мира, то сюда относятся таксономические классы, отображающие устройство мира вообще, независимо от отдельных воспринимающих субъектов, e.g.: ‘растения – животные – минералы’, etc. с дальнейшими иерархическими делениями внутри. По мере развития наук эти классы выделяются всё более чётко на основании всё более существенных признаков. В онтологических классах может быть представлено и отношение людей, но это целевое отношение носит не индивидуальный, но коллективный характер (e.g. деление животных на диких и домашних). В этом случае за основу деления берётся существенный относительный признак. В сфере*) артефактов онтологические классы определяются в основном целью их создания, e.g. выделяются классы ‘жилище’, ’транспорт’, ‘одежда’ ‘посуда’, etc. Но и артефакты в практической жизни могут быть использованы в порядке переноса функции вне своего назначения.
Прагматические классы (ПК) отражают группировки предметов в конкретных ситуациях, в зависимости от восприятия субъекта, от их поведения или использования в данный момент и в данном месте. Они образуются либо путём ограничения ОК (e.g. в данном случае речь идёт не о всех домашних животных, а об их части), или путём пересечения ОК, когда элементы разных классов объединяются на основании каких-либо иных, даже самых субъективных и случайных признаков, e.g. ‘дом’, ‘дерево’, ‘троллейбус’ относятся к различным онтологическим классам, но, если в конкретной ситуации кто-либо, взглянув в окно, скажет: “Я вижу улицу с домами и деревьями, по которой идёт троллейбус”, то эти три элемента образуют новый класс – “предметы, видимые данным человеком в данный момент’.
Таким образом, в онтологическом аспекте различаются понятия (классы) сравнимые и несравнимые; в прагматическом аспекте любые классы могут оказаться сравнимыми и выходить в более широкое множество. Понятие класса, которое отражает родовидовые отношения (“быть”), существенно отличается от понятия целостности, отражающего отношения целого и части (иерархия “иметь”). В конкретных условиях, при перечислении ряда частей целого, реализуются одновременно оба типа отношений: отношение целое – часть между целым и совокупностью его частей и отношение род - вид между неназванным понятием (классом) “части целого” и отдельными частями. Онтологические классы получают терминологическое определение, прагматические классы в тексте либо вообще не получают определение, либо получают определение, которое в логике именуется ‘неявным’. В отличие от онтологических классов, прагматические классы эфемерны – они возникают для данного случая и распадаются, когда данная конкретная ситуация уходит в прошлое. Если мысль, которая отражает признаки ОК, представляет собой понятие, то мысль, отражающая признаки прагматического класса, часто выступает как недостаточно оформленное и лингвистически не закреплённое своего рода “предпонятие” (иногда его называют концептом). Таким образом, в прагматических классах стираются, или нейтрализуются, некоторые черты, которые логики выводят для научно определяемых онтологических классов. Соотношение О-и П- классов в известной мере аналогично соотношению языка и речи, системного и контекстуального значения лексических единиц. При переходе от онтологических классов к прагматическим классам имеет место актуализация ОК: при этом они могут сохранять свой объём или сужать его или образовывать новые, уже только прагматические классы путем перечисления и перераспределения своих элементов.
Формирование прагматических классов – это постоянное проявление мышления в действии, оно отражается в актах речи. Изучение этого явления в текстах представляет интерес как в философском, так и в лингвистическом отношении. В философском – наглядно прослеживается процесс выделения признаков, объединение предметов по этим признакам, формирование класса и, наконец, отражение его в виде понятия. В лингвистическом аспекте заслуживает внимания выявление языковых средств обозначения формирующихся классов, их соотношения с элементами, их обозначения. Это тем более важно, что эти средства нередко относятся к разным участкам языковой системы, и новая точка зрения побуждает группировать известные языковые факты под новым – уже функциональным – углом зрения. Рассмотрим три проблемы, связанные с формированием прагматических классов: 1 – способы организации класса, 2 – средства выражения включения элемента в класс, 3 – способы обозначения класса.
Можно выделить 4 основных способа формирования класса предметов в тексте: 1) деление целого (множества) на классы (подмножества); 2) перечисление элементов, образующих класс; 3) характер предикатов, обозначающих свойства предметов; 4) обобщающие слова. Характерными способами организации класса в тексте являются однородные члены (с союзами и без них), семантика предикатов, обобщающие слова, в ряде случаев – общая структура текста. Противопоставление элементов внутри множества, лежащее в основе разбиения его на классы, обычно выражается противопоставительными союзами (а, но, тогда как и др.). При этом отмечаются два варианта: обобщённое описание класса с помощью определённых предметов или обобщённое описание класса путём перечисления входящих в него элементов.
Разбиение на классы может производиться путём перечисления элементов, входящих в данный класс. Распределение на подклассы, отличительные признаки которых выражаются в предметах. Подобное разбиение встречается чаще. Внутренняя организация классов в тексте может быть самой различной. Прежде всего различаются классы: - конечные - бесконечные Бесконечный характер класса обозначается специальными индикаторами: и т.д., и др., например, etc. Эти индикаторы более характерны для научного стиля и в художественной речи употребляются довольно редко, так как она часто не нуждается в большой точности и при описании предпочитает прибегать к примерам. В художественной речи часто имеет место нейтрализация способов выражения конечности и бесконечности класса, “непрозрачность” текста в этом отношении; только обращение к описываемой действительности может помочь уточнить характер класса. Незаконченность класса может обозначаться графически – многоточием. Анализ материала разных языков позволяет выдвинуть предположение, что бессоюзное перечисление ориентировано на выражение бесконечного класса, а союзное – на выражение конечного класса. Но в тексте это соответствие часто нарушается. Прагматический класс потому и является прагматическим, что его состав зависит от конкретной ситуации, которая может быть неполно отражена в художественном тексте, так что некоторые аспекты ситуации считаются “за кадром”. Для художественного текста важна не полнота описания, а отдельные штрихи, обозначение наиболее представительных элементов класса, который может иметь сам по себе неопределённые границы. Союз и обозначает окончание перечисления, но почему окончилось перечисление (исчерпывается класс / исчерпываются примеры элементов) – вне ситуации, вне контекста остаётся неясным. В двух случаях этот союз часто используется для выражения бесконечности класса предметов: 1 – при употреблении при каждом члене класса. Синтаксическое средство здесь дублируется лексическим: указываются крайние элементы класса (от мужиков до т.сов.), сам же класс, естественно, не исчерпывается тремя указанными элементами. 2 – попарное соединение союзом и элементов класса; эти элементы выбираются как бы наугад. В качестве индикатора незавершённости перечня элементов может выступать обобщающее слово; говорящий прекращает перечень видовых понятий и использует родовое, охватывающее все упомянутые видовые и др., входящие в тот же класс. Прагматический класс, как уже отмечалось, определяется не столько наименованием, сколько общностью предикативного признака, который приписан разным его элементам. В приведённых примерах обозначения элементов выступали в синтаксической функции однородных подлежащих. Но одинаковые предикаты могут конституировать в ПК не только субъекты, но и объекты действия. Класс может охватывать предметы, которым прилагаются разные предикаты, но которые объединяются предикатом более высокого порядка; он может не быть выражен в тексте. Над прагматическими классами, также как и над онтологическими, могут совершаться действия сложения, перечисления и др. Что касается способов включения элементов в класс, то в этом отношении ПК также проявляют специфику по сравнению с ОК. В высказываниях, которые отражают онтологические классификации, включение представлено структурой с глаголом-связкой быть и его аналогами. Кроме того каждый язык обладает, помимо связи, широким спектром средств, указывающих на включения (e.g.: входить в состав), принадлежности и отношения, предложные конструкции (один из …, среди …) и др. Включение может быть ‘перевёрнутым’, вначале указывается класс, затем в качестве примера называются элементы. Контекстуальное включение в ПК может, естественно, осуществляться с помощью тех же средств. Но спецификой ПК в этом плане является то, что, поскольку часто в контексте такой класс не называется, а только характеризуется через предикаты, то включение в него осуществляется путём соотнесённости с высказыванием, которое характеризует данный класс. При этом включаемый элемент может быть соотнесён либо с одним из аргументов высказывания (Sj / Obj), либо с его предикатом. Индикаторами включения используются слова, выражающие идентичность, комитативность, подобие. Наименование класса может отсутствовать в тексте и устанавливаться только благодаря контексту и ситуации. Нередко классу даётся косвенное, неявное определение. Поскольку элементы класса обозначаются через предикаты, то и их общий знаменатель – родовое понятие – также может быть выражено путём предицирования более общего признака. Обобщающий предикат может быть представлен в отдельном высказывании, которое может располагаться до или после перечисления элементов класса. Если элементы класса обычно обозначаются Ns, то общее обозначение ПК нередко принимает транспонированную форму.
Особенность ПК в плане содержания – частое объединение в них элементов онтологически отдалённых или даже несовместимых классов; их эфемерность, частое образование их на основе восприятия, чувств, действий конкретного лица в конкретной ситуации. В плане выражения для них характерно косвенное (метонимическое, транспонированное) обозначение класса в целом и выделение элементов класса на основе пропозиции. Изучение ПК представляет интерес для анализа семантической и формальной структуры текста.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |