КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Степень осведомленности избирателей по основным проблемам выборной кампании 1948 г. в СШАРациональное неведение и эффект порога Убедительно ответить на вопрос «Почему люди приходят голосовать?» с узко рациональной точки зрения невозможно. Для одних участие в голосовании — это выполнение гражданского долга, для других — поддержка демократических институтов, для третьих — проявление лояльности своей партии, для четвертных — возможность выразить протест против существующей ситуации. Однако в любом случае существует проблема кворума, поэтому во многих государствах применяются как положительные, так и отрицательные стимулы. В некоторых странах (как, например, в США) можно проголосовать письмом, в других (как в Италии) — в дни выборов представляются скидки на проезд, есть страны (например, Австралия или Греция), где не участвующие в голосовании должны платить штраф. Дело, между тем, не ограничивается самим фактом голосования. Чтобы участвовать в голосовании, необходимо, как правило, потратить время и деньги на изучение выборных платформ. Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Информация же имеет альтернативную стоимость. Для ее получения требуются время или деньги, а чаще и то, и другое. Отнюдь не все избиратели могут позволить себе значительные траты, связанные с добыванием необходимой информации о предстоящих выборах. Большинство стремится минимизировать свои издержки. И это рационально. Приведем в качестве примера президентские выборы в США 1948 г. Это был редкий случай, когда обсуждалось всего только два главных вопроса: контроль цен и ограничение деятельности профсоюзов. И было всего два кандидата: демократ Г. Трумэн и республиканец Т. Дьюи. Их отношение к этим вопросам было тривиальным: демократ поддерживал и то, и другое, республиканец выступал против по обоим вопросам (табл. 5.5).
Таблица 5.5 Отношения кандидатов в президенты США к основным дискутируемым вопросам во время выборной кампании 1948 г.
Какова же была осведомленность избирателей? Как ни странно — довольно низкой. В ходе опроса избирателям предложили ответить на четыре вопроса, указав позицию каждого из двух кандидатов по двум проблемам. Правильный ответ на все четыре вопроса дали лишь 16% избирателей, 21% сумели ответить на три, 27 — на два, 25 — на один и 11% не могли правильно ответить ни на один из этих вопросов (табл. 5.6). Таблица 5.6 (по результатам опроса)
По поводу избирателя существуют две крайние точки зрения: 1) избиратель — это профессионал-аналитик; 2) избиратель — это просто наивный простофиля. На самом деле истина лежит где-то посередине. Зададимся вопросом: что, например, влияет на отношение избирателей к будущим депутатам в России? Приведем в качестве иллюстрации данные опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в конце декабря 1995 г. Он отражает итоги выборов в Государственную думу (см. табл. 5.7). Как видим, основным фактором, сформировавшим мнения значительной массы избирателей, были средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Отметим, что это не только удобный, но и сравнительно дешевый метод получения необходимой информации. Однако некоторые избиратели не использовали и этот шанс, положившись на собственное мнение или мнение знакомых и родственников. Наконец, многие избиратели просто не участвовали в голосовании. Это свидетельствует о том, что они не видели пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением (rational ignorance). Таблица 5.7
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |