КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития налогообложения и налоговой системы в России
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Прежде всего, необходимо дать определение налогам, которых имеется несколько вариантов. На данном этапе исследования используем формулировку Панскова В.Н. «Налоги это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законном порядке»[1]. Развитие государства всегда сопровождается изменениями в налоговой системе. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме того, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, воспроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от уровня развития общества. Так, древнейшие государства жили грабежом соседей, и их правители затевали войны как только в казне кончались средства. Возникновение налогов и налоговой системы как таковой относится к периоду, когда появляется товарное производство и формируется государственный аппарат. В древнем мире и в средние века налоги существуют в виде бессистемных платежей в натуральной форме, это широко известные: - барщина; - оброк; - участие в военных походах; -снабжение фуражом и снаряжением армии.[2] По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму и становятся источниками для денежного содержания государства. Одной из первых организованных систем налогообложения явилась система Древнего Рима, в Европе же вплоть до конца шестнадцатого начала семнадцатого веков она отсутствовала[3].
Самобытность России, ее долгое существование под игом Золотой Орды оставили неизгладимый след в развитии государства и развития налоговой системы. Каким же образом развивалось налогообложение в России? Финансово-налоговая система Древней Руси начинает складываться с конца девятого века в период объединения древнерусских земель. Основной формой налогообложения выступают поборы в княжескую казну в виде «дани». Единицей обложения данью в Киевском государстве служит «дым», который определяется по числу печей и труб в каждом хозяйстве.[4] Особое распространение получил в этот период «мыт» - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов. Данный вид сбора положил начало современной государственной таможенной пошлине. Сбором налогов в этот период занимались «мытари», которых сопровождала при передвижении по населенным пунктам собака, породы доберман, охранявшая сборщика податей. Именно от этого слова произошло сегодняшнее выражение «мытарства», означающие сложности и трудности, которые выпадали на долю тогдашних мытарей. В ХIII веке, после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила в форме эксплуатации русских земель. Единицей налогообложение были двор – в городах; хозяйство - в сельскохозяйственной местности. Историки и экономисты насчитали совместными усилиями 14 видов ордынских тягостей (налогов), например: -выход; -царева – дань; - мыт; - тамка; - ям и т.д. Уплата сборов контролировалась чиновниками хана – баскаками[5]. В 1476 г. Великий Московский Князь Иван Третий (Иван-Грозный) отказался от уплаты дани. После свержения монголо – татарского ига налоговая система Руси была реформирована Иваном Третьим, он отменил «выход» и ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным налогом стал «подушный налог», взимаемый с каждой души не зависимо от возраста.
Развитие городов и поселений Руси сопровождалось увеличением числа новых податей. Появляются целевые сборы для становления молодого Московского государства. Такими сборами стали: -пищальные сборы, используемые для литья пушек; -полоняничные, используемые для выкупа ратных людей; - засечные – для строительства засек – укреплений; -стрелецкая подать – на создание регулярной армии; - и т.д. Необходимо сделать акцент на том, что к стрелецкой подати в современном варианте предлагал в конце 90-хх годов вернуться Немцов Б. Он вносил рекомендацию в Государственную Думу по установке сумму откупных для лиц, не желающих служить в рядах Российской Армии. Полученные средства, он предлагал, использовать для найма профессиональных военных, т.е. контрактников. В то время идея Немцова Б. не нашла поддержки. В период с пятнадцатого по восемнадцатый век финансовая система России была чрезвычайно сложна и запутана. Упорядочение финансов и налоговой системы государства начал царь Алексей Михайлович, который создал Счетный приказ, в компетенцию которого входили контроль за финансовой деятельностью приказов и исполнений доходной части бюджета. Можно предположить, что именно Счетные приказы стали прообразами современной налоговой службы. Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет.Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1. Поистине реформаторский всплеск в системе казенных финансов произошел при Петре 1. Этот всплеск был вызван поиском новых источником средств для ведения войн, строительства городов, портов, флота. К имеющимся в большом количестве налогам добавляется много новых и, подчас, нелепых (налог на бороды). Петр I вводит взамен существовавшего в то время подворного обложения подушный налог (возвращается к системе Ивана Грозного), которым облагается все мужское население, включая младенцев и немощных стариков. налог равнялся 80 копейкам в год с одной души. Собранные средства от этого налога шли на содержание армии. Следует отметить, что средства от подушного налога составляли около 50 процентов всех доходов в бюджете государства.[6]
При Петре I были введены такие налоги как: -гербовый сбор (аналог которого долгое время существовал и в современной России «нового образца», т.е. в переходный период к рыночной экономике); -подушный сбор с извозчиков (прообраз нынешнего транспортного налога); -налоги с постоялых дворов; -налог с церковных верований (что было ошибкой Петра 1, наравне с налогом «на бороды». Эти налоги вызвали самое большое количество возмущений ущемленными правами людей). При Петре I в России расцвела откупная система исполнения податных обязательств. Сущность которой заключалась в следующем. Откупщики, уплатив в казну государства определенную сумму налога, далее собирали его с прибылью для себя. Так, распределение доходов от рыбного промысла было отдано на откуп Меньшикову А. Это пополнило не только казну государства, но и обогатило самого откупщика. Следует отметить, что в 1999 году предлагалось вновь вернуться к откупной системе сбора налогов. И. Хакамада писала, что подушный налог надо отдать на откуп[7]. Оценив государственный доход жителей какого-либо региона, к примеру, в 1 миллион долларов США, государство объявляет тендер. Откупщик заплативший наибольшую сумму, например 800 тыс. долларов США, получает право на сбор налогов, а государство получает свои деньги авансом. Издержки по сбору налогов ложатся на частные компании. Трудно сказать, хорошо или плохо то, что предложение Хакамады И. не было реализовано. В нем есть и положительные, и отрицательные моменты. К положительным моментам стоит отнести получение государством денежных средств в полном объеме авансом. Следовательно, государство может реализовать социальные и другие программы быстрее. К отрицательным моментам – относится слабый законодательное поле и контроль со стороны государства, позволяющие недобросовестным компаниям работать с нарушением закона.
Еще одним новаторством Петра I, коснувшегося и налоговой системы, стало деление России на 8 губерний, что было сделано для простоты управления. Ведение финансового хозяйства было передано губернаторам. Эта система почти в неизменном виде просуществовала до 1917 г. и ее возрождением увлекся первый Президент РФ Б.Н.Ельцин, заявивший губернаторам в 1993 г.: «Берите власти столько, сколько сможете вынести …»[8]. Царствование Петра I открыло путь ресурсному обложению (горные налоги) – прототипу современных платежей за недра. Взимался этот налог с золота, платины, добываемых на казенных землях, а также с чугуна и меди, выплавляемых на заводах. Можно выделить наиболее существенные даты реформирования налоговой системы России во время царствования Петра 1: 18 декабря 1706 г. – подписание царем Указа «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть…». 22 февраля 1711 г. – введение в действие Указа «Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии «для спросу» и денежных сборах и дела финансового управления». 17 марта 1711 г. – подписание Указа «О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…» с предписанием «денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах». Эти указы стали эффективно работать… Как уже упоминалось, в эпоху Петра 1налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры и даже на дубовые гробы[9]. Несмотря на неудачи петровских реформ в области налогов, они создали для России условия выхода к европейским условиям ведения хозяйства, торговли, формированию государственного бюджета. Продолжателем дел Петра I во всех направлениях, в том числе и реформировании финансовой и налоговой системах стала Екатерина II (1729-1796 гг.). Во время ее правления, 24 октября 1780 г. созданы: -Экспедиция государственных доходов; -Экспедиция ревизий (прообраз современной Счетной палаты); -Экспедиция взыскания недоимок. 7 ноября 1775 г. ею подписывается указ «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел»[10]. Для купечества введена «гильдийская подать» – процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого». Примечательным было то, что размер капитала каждый купец (или почти каждый) указывал в полном размере, без утайки. Данный факт объясняется крепостью «честного купеческого слова», о котором много имеется упоминаний и в истории и в литературе того периода. С данной податью можно провести интересную параллель. В этот же период времени, т.е. конец восемнадцатого века, в Дании действует «торговый сбор с кораблей», приходящих в гавань портов. Размер этого сбора составлял 15 процентов от стоимости самого судна и стоимости товаров, находящихся на его борту. Как и в случае с «гильдийской податью», капитаны кораблей не обманывали датские власти и указывали в документах (декларациях) действительную стоимость корабля и груза. Но этот факт объяснялся отнюдь не их честностью (как в случае с русским купечеством), а тем, что в Дании действовал закон, согласно которому король мог придти в порт и выкупить любой понравившийся ему корабль со всем его грузом за объявленную капитаном цену. Историками отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. Во время правления Екатерины Второй укрепляется «питейный налог», который становится одним из основных в стране. Министр финансов того времени И.Ф. Канкрин говорил царице, что «…облагать налогом народный порок безнравственно…»[11]. Усиленное пьянство и кормчество заставили правительство изыскивать меры к их уменьшению, однако не уменьшая питейного дохода. Эти меры сводились к увеличению цен на спиртное (что наблюдается и в настоящее время, когда растут цены на спиртное через увеличение акцизов). Система акцизного обложения спиртными напитками слагалась из: А) акциза на спирт и вино, выкуренные из хлеба, картофеля, патоки, винограда, фруктов, а также пиво, портер, мед, брага; Б) особого сбора за переделку спирта в водочные и другие алкогольные изделия; В) сбора с продажи вин. Акциз со спирта взимался с градуса или 1100 ведер спирта. Акцизная система в 90-хх годах ХIХ века стала уступать место казенной продаже вина – питейной монополии. В СССР винокурение разрешалось на спиртоочистительных заводах, а хранение спирта на складах Госспирта. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. В годы царствования Павла 1 были изданы следующие указы о сборе налогов: 19 ноября 1796 г. – «О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей». 4 декабря 1796 г. – «Об учреждении должности Государственного Казначея». 18 декабря 1796 г. – «Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами»[12]. Начало ХIХ века ознаменовано развитием российской финансовой науки. В 1810 г. Государственным Советом России утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый «План финансов», создателем которого явился выдающийся русский экономист и государственный деятель Сперанский М.М.[13] В 1818 г. в России появился первый крупный труд в области налогообложения «Опыт теории налогов», автор русский экономист – декабрист Н.И. Тургенев.[14] Также, начало XIX веказнаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений. За счет «питейного дохода» в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. - табак; 1848 г. - сахар; 1862 г.- соль; 1872 г. - керосин; 1866 г. - дрожжи; осветительные нефтяные масла 1887 г.; спички - 1888 г., 1883 г.- в городах и поселках вводится государственный квартирный налог[15]. При Александре II произошли так называемые «Киселевы реформы» (1837-1841 гг.) – итогом которых стали: - замена оброка земельно-промысловым сбором; - отмена подушной подати; - ввод налога на доходы от капитала в размере 5%; -ввод налога на прирост вложений по ценным бумагам. Основной чертой налоговой системы России восемнадцатого века было взимание косвенных налогов, а с девятнадцатого века – большое значение приобретают прямые налоги. Особую роль играют в этот период специальные налоги: -сборы за проезд по шоссейным дорогам (ставший в свое время прообразом налога на пользователей автомобильных дорог, сменившимся в, последствии, транспортным налогом); -налог на доходы с ценных бумаг (существует и в настоящее время в форме НДФЛ); -паспортный сбор; - сбор с железнодорожных грузов; - налог с городских строений (сегодня существует в виде налога на имущество юридических и физических лиц); -оброк-плата крестьян за пользование землей (земельный налог). В конце ХIХ в начале ХХ века основными налогами являются акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар, таможенные пошлины, алкогольный акциз и другие. В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. В годы царствования императора Александра 1 было издано также несколько указов: 8 сентября 1802 г. – «Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами». 1 мая 1805 г. – «Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам». 14 июня 1816 г. – «Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест»[16]. В царствование императораНиколая 1 налоговая система несколько претерпела изменения. Были изданы следующие указы: 22 августа 1826 г. – «В силу Манифеста о короновании Николая 1 прощены недоимки подушной подати за три года». 9 ноября 1839 г. – «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу». 13 июня 1851 г. – «Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях». 19 февраля 1861 г. - император Александр II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовали до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностях», а 1 января 1863 г. - указ «Об отмене винного откупа и введении питейного акциза». Годы царствования императора Александра III ознаменовались следующими указами о сборе налогов: 15 мая 1883 г. выше «Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати… выкупным платежам всех размеров и др.» И наконец, последний император России - Николай II издает три указа о сборе налогов: 6 мая 1896 г. – «О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных напитков)». В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот же период отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России: -сбор с аукционных продаж (возобновленный в переходный период России в этом же виде); -сбор с векселей и заемных писем; -налоги за право торговли (налог за право торговли для предпринимателей и налог с продаж – в период перехода России на рыночные условия хозяйствования); - налог на рекламу (аналогичный налог в современной России); -налог на автомобили, велосипеды (как уже упоминалось -прообраз транспортного налога); -налог с капитала; -процентный сбор с прибыли (НП в современных условиях). 14 мая 1896 г. – «Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей»[17]. Январь 1917 г. – «Указ о введении в России подоходного налога». На этом документе заканчивается история развития налоговой системы России в дореволюционный период.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |