КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Транспортные услуги в туризме
ТЕМА 7. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ В ТУРИЗМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Роль туризма в современном мире огромна. Он затрагивает все сферы деятельности современного общества, но в большей мере экономику, культуру и социальную жизнь. Современное состояние туризма в России характеризуется глубокими и неоднозначными переменами в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и качественных параметров отрасли. С одной стороны, российский туризм потерял завоеванные к середине 80-х годов показатели по объемам предоставляемых туристских услуг, особенно в части внутреннего туризма, с другой стороны, наблюдается рост строительства туристских объектов, количества туристских фирм на всей территории страны, увеличение числа выездов россиян в заграничные путешествия. По прогнозу ЮНВТО, Россия к 2020 году войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. В связи с этим проблема подготовки туристских кадров приобретает особую актуальность. Кроме того, постоянно растущая конкуренция в сфере туристских услуг требует повышения уровня профессиональной подготовки специалистов отрасли с учетом ее основных особенностей. Изучение туризма как экономической отрасли призвано помочь будущим специалистам понимать сущность и специфику организации туристского бизнеса, ориентироваться в индустрии туризма с учетом конкурентной борьбы на российском туристском рынке и за рубежом, оценивать влияние туризма на происходящие в общественной жизни события. Курс ставит своей целью дать знания теоретических и прикладных основ в области туристского бизнеса, способствовать подготовке широко образованных, творчески мыслящих профессиональных специалистов, способных применять на практике теорию и методологию познания туристской сферы деятельности.
Познавательно-информационные, аксиологические, ценностно – ориентационнные, методологические, прагматические и воспитательные задачи учебного курса по организации туристского бизнеса предполагает изучение: организационных форм и видов туризма; создания туристского продукта; туристского рынка, агентско-операторских предприятий в туризме; технологии разработки маршрутов и формирование тура; организации обслуживания клиентов; профессиональных требований и функциональных обязанностей менеджеров по туризму. В результате изучения курса студенты получают обширный комплекс специальных знаний в области сферы туризма. В процессе изучения курса студентами предстоит оперировать специальной терминологией. Определения некоторых специальных терминов целесообразно привести изначально во введении. Курс «Организация сферы туризма» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих программы базового уровня. Курс «Организация сферы туризма» является специальной дисциплиной, формирующей знания и умения учащегося. В постиндустриальное время сфера услуг занимает лидирующие позиции, поэтому сфера туризма выдвигается на передний план в организации сервисного обслуживания. Исходя из целей и задач курса, обучаемые на лекциях получают необходимые знания, которые дополняются самостоятельной работой. Обучаемые знакомятся с литературой (основной и дополнительной), необходимой для усвоения курса. Учащийся должен освоить курс «Организация сферы туризма», в том числе знать:
- туристскую индустрию и ее структуру; - особенности развития туризма в России; - комплекс сервисных услуг, предоставляемых в туристско-гостиничных комплексах; - туроперативную и турагентскую деятельность в туризме; - о туризме как многогранном явлении современного мира; - о стратегии развития туризма в России. Также учащийся должен уметь планировать, организовывать, координировать процессы, связанные с туристско-гостиничной деятельностью.
ТЕМА 1. ТУРИЗМ КАК МНОГОГРАННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА.
1) Основные определения, сущность туризма, значение в жизни общества. 2) История туризма в России и мире. 3) Организационные формы и виды туризма.
1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА, ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Термин «туризм» не имеет корней и истоков в русском языке, он пришел в нашу речь из французской языковой системы — tourisme, от tour (прогулка, поездка) — путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время. В настоящее время наиболее распространенным определением туризма, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН. Согласно ему туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями. В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» прописаны следующие определения: Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания; Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил; Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников; Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
Заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста; Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором; Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика; Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; Инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов; Туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
Значение туризма в жизни общества Можно выделить 3 основных направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное. Экономическое: туризм оказывает значительное влияние на решение экономических проблем общества и имеет сферы экономического воздействия: предпринимательскую, потребительскую, доходную, валютную. Социальное: заключается в восстановлении психофизических ресурсов общества трудоспособности человека и социума в целом, рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост доходов трудящихся. Гуманитарное: Интеллектуально-содержательная функция (познание жизни народов) и интеллектуально-познавательная (экскурсии). Мирная направленность туризма и воспитание пдрастающего поколения.
2. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ.
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. История туризма – это наука, изучающая путешествия. Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места. Туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях: • путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями; • паломнические путешествия; • поездки с целью лечения и оздоровления; • образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий. Предпринимательский период (1890-1917 гг.) Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП). Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой. Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов. Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы. Предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг. Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. Возникали первые учреждения пролетарского туризма. Созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма. Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты. Этот период характеризуется следующими тенденциями: • создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности; • формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления; • создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть; • формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции; • появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.) В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм. ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране. С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов. Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий. В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком «Турист СССР». Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма. В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами: • создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря); • лимитирование внешнего (выездного) туризма. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.) Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах. В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров. Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей. В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма. Основными чертами административно-нормативного периода являются: • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования; • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; • создание научной основы изучения туризма. Переходный период (с 1990 г) Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности. Особенности переходного периода: • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); • формирование туристского рынка на основе новых законов; • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.) • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
В истории развития туризма в мире различают четыре этапа: • до начала XIX века - предыстория туризма; • начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг; • начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |