Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правильный ответ – г. При описании функций денег как отражении их сущности обычно выделя­ют основополагающие функции

ИЕРАРХИЧНОСТЬ ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ

При описании функций денег как отражении их сущности обычно выделя­ют основополагающие функции.

Главной функцией денег в марксистской теории и в теориях денег, базиру­ющихся на их товарном происхождении, является функция денег как меры стои­мости.

Остальные функции денег являются производными от первой.

СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ И ИХ РОЛЬ

ДЕНЬГИ КАК МЕРА СТОИМОСТИ. МАСШТАБ ЦЕН, СЧЕТНЫЕ ДЕНЬГИ

Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров (услуг) в терминах, известных каждому участнику товарообмена,— в нацио­нальных или интернациональных денежных единицах. В функции меры стоимости деньги измеряют стоимость, или общественную ценность това­ров, а цены товаров получают свое денежное выражение. В связи с данной


функцией нас интересует, как деньги это выполняют. Существуют два основ­ных подхода к выполнению деньгами функции меры стоимости. Согласно первому подходу сами деньги имеют внутреннюю стоимость и поэтому представляют ценность, стоимость других товаров. Наиболее полно функция меры стоимости полноценных денег изложена в «Капитале» К. Маркса. В теории стоимости К. Маркса деньги как мера стоимости играют очень большую роль. Для марксисткой теории значение имеет функционирование денег в форме товара, обладающего собственной ценностью. Определение стоимости товара путем сравнения его с некоторым количеством денег есть выявление той одинако­вой величины труда, которая затрачивается на производство данного товара и количества товара, выполняющего роль денег. Поэтому, строго в рамках теории К. Маркса, деньги — непременно товар, причем особенный товар, представляю­щий таким образом адекватное бытие меновой стоимости всех товаров, или мено­вая стоимость товаров в качестве особенного выделенного товара и есть деньги1, т.е. деньги являются кристаллизацией меновой стоимости всех других товаров. Этот подход господствовал в теориях денег, пока в обращении реально находи­лись золотые и серебряные деньги либо их «заместители» (кредитные деньги), раз­менные на металл. С трудностями данная теория столкнулась, когда деньги пере­стали быть разменными на золото и утратили связь с ними, т.е. полноценные деньги были заменены на неполноценные. Стало непонятно, какую именно внутреннюю стоимость имеют деньги. Ведь очевидно, что затраты на изготовление 1000-рубле­вой купюры (стоимость бумаги и краски, а также затраты труда на ее печатание) много ниже стоимости тех товаров, которые на нее можно купить. Так, стоимость изготовления 1 доллара составляет 4 цента. При этом, конечно, нельзя не учиты­вать, что изготовление купюры тоже «что-то стоит», т.е. ее изготовление связано с издержками.

Отсюда попытки разъяснить, например, природу современных кредитных денег, не имеющих собственной ценности, наталкиваются на трудности, которые пока не разрешены. Отечественная наука пыталась дать ответ на этот вопрос, ставя его в центр дискуссии о деньгах в 70 — 80-х годах XX века. Это отражено в работах З.В. Атласа, А.В. Аникина, Э.Я. Брегеля, Г.П. Солюса, А.И. Трахтенберга. В ходе данной дискуссии высказывалось мнение о представительной роли денег, т.е. современные деньги —. представители золота и замещают его во всех функциях. Но в ходе этой дискуссии не был найден окончательный ответ на вопрос о выполне­нии неполноценными деньгами функции меры стоимости.

Второй подход основан на том, что внутренней стоимости у денег нет, они выступают как некий общий знаменатель (так называемые счетные деньги), с помощью которого выражается соотношение цен различных товаров. Можно сказать, что современные деньги не измеряют, а соизмеряют стоимость отдель­ных товаров и услуг, позволяя тем самым сориентироваться для принятия рацио­нальных решений. Например, 1 рубль — это условная единица стоимости, кото­рая в 6 раз ниже стоимости хлеба (именно поэтому цена батона хлеба — 6 руб., как было до недавнего времени) и в 18 раз ниже стоимости 1 кг сахарного песка (имен­но поэтому цена 1 кг сахарного песка — 18 руб.). Внутренней стоимостью облада-


масштаб иен, принятый на территории государства, действителен только в пределах
его границ. В международных расчетах существует иной масштаб иен, но он базирует­
ся на внутреннем масштабе иен. ;

Масштаб цен — это своего рода технический элемент, который формирует­ся в разных национальных экономиках неодинаково. Поэтому, например, перевод одной национальной валюты в другую означает в первую очередь переход от одно-, го масштаба цен к другому.

Несмотря на дискуссионный характер вопроса об определении масштаба цен, анализ истории развития рыночной экономики приводит к следующему выводу: как только соответствующий масштаб цен сложился в обществе и в даль­нейшем был зафиксирован силой общественной традиции и авторитетом государ­ства, возможно использование счетных денег.

Вместе с тем масштаб цен не является раз и навсегда заданной величиной. Его постепенное изменение возможно в процессе инфляции, мгновенное измене­ние — при проведении денежных реформ, девальвации и непосредственно — при деноминации.

Масштаб цен – это:

А) ценовые пропорции:

Б) соотношение между золотом и товарами:

В) соотношение между денежноей единицей и золотом:

Г) все ответы неверны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правильный ответ – б | Правильный ответ – д
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.