КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность сознания
окружающем мире, б) удерживает в памяти опыт по их конструктивному использованию, в) нацеливает человека на поиск и совершенствование культурных предметов - орудий труда. Однако отчасти эти качества присущи: 1) и самим животным, например, особенно высшим приматам: 2) не только сознанию, но и предсознанию: интуиции, подсознанию, конструктивным образам и установкам. В опытах с обезьянами, проводившимися с целью выяснения их психического и интеллектуального потенциала, выяснилось, что обезьяны в состоянии: 1) лучше адаптироваться к изменениям окружающей среды и аномалиям собственного организма, преодолению стрессов; 2) в состоянии решать весьма сложные формально-мыслительные задачи, находить выход из запутанных ситуаций – «лабиринтов». Так, на ваших глазах обезьяна по сигналу экспериментатора выберет из пучка разноцветных цветов цветы одинаковой расцветки или из многих кучек камней камни одинаковой величины. Если на пути к приманке - связке бананов - находится стена огня и тут же стоит ведро с водой, то обезьяна «догадается» взять ведро и залить из него огонь водой. Если приманку не достать непосредственно лапой, а рядом есть несколько сегментов палок или ящиков, то обезьяна скомбинирует из них длинный шест или подставку. Сложны для нее, но решаемы головоломки с лабиринтами, различными техническими приспособлениями. Иногда даже кажется, что обезьяна «умнее» человека. Кстати говоря, как показали исследования зоопсихологов, развитие обезьяны в первые два года обгоняет развитие человека.
Однако все действия обезьян непосредственно направлены на удовлетворение инстинктов. «Посторонние» средства достижения результатов при добыче приманки используются лишь в случае нахождения их в поле зрения примата. И если их нет в его поле зрения, то их нет для него вообще. В известных опытах И.Павлова по формированию условных рефлексов у собак обнаружилось, что животные реагируют слюноотделением не только на лампочку, зажигавшуюся ранее одновременно с подачей пищи, чтобы выработать рефлекс, но и на звук шагов экспериментатора, на его индивидуальный запах и тому подобное. Последнее показывает, что раздражитель, посторонний пище, на который «ставится» условный рефлекс у собаки, не ограничивается отдельным предметом или сигналом, в данном случае светом, а воспринимается животным в контексте всей системы обстоятельств, многообразия окружающих предметов. То же и с обезьянами. Для них вспомогательные предметы: сегменты палок, ящики, ведра с водой и т.д. - лишь фрагменты пространства, отделяющего их от приманки. Они есть лишь части природной среды, своего рода» «ветви» и «сучья», которые следует преодолеть, либо используя в своих ближайших целях, либо ломая на своем пути. Самостоятельного интереса вне эксперимента они не представляют. Если они используются высшими приматами, то только в данный момент. После достижения отдельного результата, они тут же бросаются. Высшим приматам удастся очень многое. Но главного, т.е. того, что их отличает от человека, они достичь не могут. В решении такой задачи, которая не по силам одному животному, они не могут кооперировать свои усилия. Каждый желает добиться результата в одиночку, отталкивая остальных. Способность объединять усилия в процессе коллективной деятельности и есть сознание. Поэтому в определенном смысле сознание есть совместное знание.
Объединение усилий индивидов возможно только тогда, когда в идеале предполагается результат, когда прежде реальных действий их сценарий проигрывается в голове, где расписываются роли и исполнители. На ранних этапах развития человека такой план достаточно прост. Он может складываться из единой цели, в качестве которой может выступать объект охоты - крупное животное. Программа деятельности здесь закодирована в орудиях труда, в качестве которых выступают не только палки и камни, но и ямы, загоны. Роли же распределяются согласно физическим способностям индивидов и их жизненному опыту. Регламент отношений в промысловой деятельности распространяется и на другие се виды: бытовую, психическую, сексуальную. Складывается социальная иерархия, возникают и развиваются формы материальной и духовной культуры. Они так же выступают, как своеобразные орудия труда. Позднее усложнение социальных отношений приводило к отделению духовного труда от материального. Возникал язык, искусство, религия..., т.е. то, что принято сегодня называть формами сознания.
например, говорят: идеальный человек или идеальный газ. На самом деле, идеальное - это образ, представление материального, в котором сконцентрировалась его сущность. Наиболее удачной художественной аналогией идеального является театральное представление. Образы Данте, Шекспира, Чехова, разворачиваемые на театральной сцене, есть не сама по себе жизнь, а ее представление. Это представление, с одной стороны, глубже повседневной жизни, но, с другой стороны, как и всякая чистая форма, - дальше от нее. Как говорится, самая мудрая пьеса - это жизнь. И упаси боже, превращать се для себя и других в театральное представление. Тогда неминуемо разочарование, отчаяние, психический срыв и т.д. Идеальное – это не только коллекционно-чистый слепок материального, но и программа отношения человека к материальному миру, программа его изменения. Если идеальное содержательно бедно, то и изменение мира носит грубый, примитивный характер. За примером далеко ходить не надо. Неразвитые идеальные представления об экономике так называемого социализма привели, в конце концов, к катастрофе. Да и в целом наша цивилизация в силу неразвитости своего идеального наделала много ошибок: войны, экологические катастрофы…Наоборот, богатое по содержанию идеальное - это изменение материальных предметов сообразно собственно-человеческим, гуманным законам развития общества.
Наше сознание идеально, потому что в нем все время бьется пульс проекции нашего сегодня в завтра. В этих образных контурах грядущего с большой силой высвечивается сущность нашего настоящего "Я". В этом смысле каждый миг нашей жизни органично включает в себя прошлое - в виде наследия, настоящее - в виде текущих событий, будущее - в виде тенденций текущих событий и наследия, а также проектов их изменения. Органичной связью прошлого, настоящего и будущего, как видим, является идеальное. В ходе своего развития сознание создает идеальные религиозные, эстетические, научные и другие нормы и эталоны. Они являются по отношению к реальным людям и событиям требованиями – «императивами». «Отнесись к ближнему своему как к самому себе», «Держись только фактов и ничего не бери на веру». Идеал - это также предельная форма существования человека, будь то божественные идеалы или научные. Отдать свою жизнь за бога, т.е. за весь человеческий род, пожертвовав своей жизнью, или погибнуть во имя торжества истины во льдах Северного полюса, поставив эксперимент на себе.Увлечение идеалом, забвение того, что и идеалы необходимо соотносить с реальностью, менять их в соответствии с реальностью, приводит к утопизму. Он может быть фантастическим, похожим на сказку. Может быть воинственным, похожим на кровавый кошмар. Поэтому идеал в научном смысле слова содержит в себе момент антиутопизма. Пренебрежение идеалами - голый практицизм - превращает жизнь в животное существование, где человек превращается в полупавлина-полупавиана. Но в обоих случаях он превращается в получеловека. Такой практицизм неминуемо ведет к деградации. Культ потребительства все более и более тянет человека к животному образу жизни, отдаляя культуру и людей, живущих по запросам культуры. В конце концов, человека ожидает одиночество, жизненный крах. Недаром в библии сказано о том, что «за тленом погонишься, тленом и станешь».
альное? 4. В чем сходство и различие идеального и идеала? 5. Какие две крайние формы идеала наблюдаются в истории общества?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |