КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственность перед искушением иномириостью
Лекция 8 ческой и даже ипохондрической, принадлежит А. Камю. Это утверждение абсурдности и бессмысленности жизни, лишенной Бога, запредельности, иномирности, индивидуального бессмертия. Литературно-философский герой А. Камю в сущности страстно желает и высших сил, и загробного бытия, но его сциентистское «рацио» обливает эту страстность холодной водой нигилизма. «Хотел бы поверить, но не могу себе позволить». А значит, ничто не свято. Пусть зыбится и течет морок летучих ощущений, пусть подвиги сменяются преступлениями, а благородство братается с подлостью, ибо все едино. Как насмешливо заметил А. Вознесенский: ««В ящик рано или поздно, жизнь была, а на фига?» Именно эта идея единства и тесной взаимосвязи между смертностью и аморальностью, прозвучавшая впервые задолго до А. Камю, еще в древности, стала основанием для обвинения в безнравственности абсолютно всех, кто признает земную жизнь единственной и конечной. Отождествлять безрелигиозность (а тем более атеизм) с подлостью, бессердечием и порочностью стало общим местом и хорошим тоном. Даже интеллигентные, высоко культурные христианские авторы XX в. (например, Б. Вышеславцев) не могут удержаться от того, чтобы не пнуть побольнее стихийных и нестихийных атеистов за их ориентацию лишь на прижизненные ценности. И любить-то они, бедные безбожники, не умеют, и сердца у них нет, и ничто святое им неведомо. Обличения весьма далекие и от христианского великодушия к грешникам, и от либеральной терпимости. Между тем, я бы сказала, что людям, не верящим в бессмертие, святое ведомо. Хотя, возможно, им ведомо не все святое, а лишь земные, чисто человеческие его выражения. Мы просто по опыту, из обычной жизни знаем, что далеко не все неверующие — циники, а многих из них нигилистические и тоскливые пассажи А. Камю просто бросают в дрожь, ибо они вполне искренне стре-
9* 259 мятся быть гуманными и не путать добродетель с пороком. Для них могут быть святыми чужая жизнь, процветание Родины, благополучие семьи, счастье детей. Миротворчество, жертвенная любовь свойственны неверующим, как и верующим разных конфессий. Тезис «смерть абсолютна» может быть истолкован в смысле прямо противоположном-тому, который вкладывают в него нигилисты. Неизбежность ухода делает жизнь не абсурдной, а, напротив, исполненной содержания. «Обязывающее значение смерти» — это значение всех жизненных ценностей, перед которыми и за соблюдение которых мы в ответе как перед самими собой, так и перед другими людьми. Перспектива смерти делает особенно острым переживание добра и зла, в то время как бессмертие как бы уравновешивает их, нивелирует коренное различие. Бессмертие, по сути дела, уничтожает и само стремящееся к ценностям «я». Бесконечно существующая личность размывается временем, меняет свои очертания, разваливается (как и все слишком большое) под своей темпоральной тяжестью. Вот почему авторы-эзотерики подчеркивают в своих работах благодатность забвения. Душа не помнит своих прошлых существований. Однако что же есть это забвение, как не та же самая смерть? Таким образом, нравственное содержание ориентации на жизнь не может быть оценено негативно, если подходить к нему без предвзятости. Стремление полнокровно жить эмпирической человеческой жизнью — не заблуждение грешного или невежественного ума, а, возможно, только лишь часть истины. 2. Пути иномирности или метафизический компромисс? Как мы уже выяснили выше, обычный средний человек (средний не в смысле серости, а в смысле типичнос-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |