Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная кадастровая оценка земель




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И

 

Создание современного земельного кадастра в Российской Федерации было начато в первой половине 90-х годов. В середине 2000 года вступил в действие Федеральный закон "О государственном земельном кадастре". Государственный земельный кадастр на всей территории федерации ведется по единым правилам, что укрепляет единое экономическое пространство страны.

В современных условиях роль земельного кадастра в Российской Федерации особенно важна в связи с тем, что страна характеризуется ярко выраженным социальным расслоением населения.

 

Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их площадей, проводимых с целью учета земель, уходят во времена Древнего Египта (3000 г. до н. э.). Термин «кадастр» происходит со времен римского правителя Августа (27 г. до н. э.), когда была утверждена единица учета сбора дани за землю «caputigum», и введена перепись населения «caputigum registrum». Со временем эти слова слились в одно — «capitastrum» и впоследствии в слово «catastrum».

Первые попытки учета количества и качества земель проводились ещё при первобытно общинном способе производства. Однако тогда учёт был весьма примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частной собственности на средства производства возникла необходимость в более тщательном учёте. Кроме частных собственников учёт вело рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения налогами,контрибуциями, расходы на содержание армии и т.п. Объектом учёта постепенно становилась земля, которая уже в то время выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. При рабовладельческом строе как специальное земельное учётное мероприятие зарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме и особенно при капитализме.

Так в египте, во времена первых фараонов (4 тыс. лет до н. э) тщательно велись оценочные списки земель,подлежащих налогообложению. Оценку земель дважды в год проводили специальные таксаторы - чиновники фараона.

Земельный кадастр древнего рима (4 в до н. э.) представлял собой описание земельной собственности. В специальные реестры вносили сведения размере земельных участков, способе их обработки, качестве и доходности земелью На бронзовые таблицы наносили планы имений, их названия, границы и размеры землевладений. Там же приводили сведения о качестве земель и о самом хозяйстве.

В эпоху феодализма дальнейшее развитие получил внутри хозяйственный учёт, проводимый в целях управления и контроля за развитием помещичьего хозяйства.

Феодальное государство вело кадастр земли как средства производства для налогообложения. При феодализме в системе земельного кадастра возникает земельная регистрация, узаконивающая право частной собственности на землю.

В средние века содержание кадастровых съемок и основные принципы ведения кадастра практически не изменились — съемка земель оставалось чисто линейной и проводилось с помощью веревки и жезла, слабо использовались геометрические знания и вычисления. Начиная с 1718 г., по образцу римского кадастра, Джовани Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблюдения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содержал в качестве документов ситуационные карты всех сельских общин, выполненные с использованием мензулы в масштабе 1:2000. На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась основой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие 1 января 1760 г. и служил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии.

Первые сведения о кадастре в России относятся к X в. и связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Они касались главным образом монастырских и церковных земель служили основанием для наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землёй. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью», которые разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую».

Существовавший в 11 веке качественный учёт земель имел упрощённый характер. А первые переписи земель с характеристикой их количества и качества относятся к 12 веку.

Старейшие кадастровые документы - описания земель периода татарского ига. Первая татарская перипись была проведена в 1245 г., аповсеместная перипись русских земель - в 1273 г. Наряду с татарскими переписями описания земель вели русские князья, и земельно - кадастровыми документами в этот период являлись “Писцовые книги”.

В 16 веке для описания земель было создано специальное учреждение “Поместный приказ”. Но на протяжении 17 века в России происходит расшатывание писцового земельного кадастра. В интересах помещиков в налоговую систему вводятся чрезвычайные сборы, множество натуральных повинностей. В 1713 г. Указом Петра-1 вводится подушная подать. Качественный учёт земель и их оценка как основание для налогообложения утратили свое значение и по существу прекратились на длительный срок. В этот период большую роль играет количественный учёт земель.

В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. На рубеже XVII в. в России составляли документы учета и описи не только сельскохозяйственных земель и лесного фонда, но и городских дворов. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца. Во многих городах проводили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. Но в 1837 г. Министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Был проделан большой объём работ по съёмке и определению размеров земельных участков, учёту их качества и оценки. Однако уже во второй половине 19 века, в связи с переходом к капиталистическому способу производства, возникла необходимость в новом земельном кадастре.

В первые годы после революции 1917 г. согласно Положению о земельных распорядках в городах все без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты независимо от пользователя подлежали земельной регистрации. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения, составляли экспликацию участка по видам угодий.

 

Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, то есть capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.

Согласно Федеральному закону № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Однако, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ Закон «О государственном земельном кадастре» признан утратившим силу. С 1 марта 2008 года введено новое понятие — «государственный кадастр недвижимости».

Госуда́рственный када́стр недви́жимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

· государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

· государственного контроля за использованием и охраной земель;

· мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

· государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· землеустройства;

· экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

· установления обоснованной платы за землю;

· иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

 

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии [1].

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе, называются кадастровым учётом.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

 

Када́стровый па́спорт - выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Необходимость получения собственниками помещений кадастрового паспорта при регистрационных действиях определена Законом о государственном кадастре недвижимости. Кадастровый паспорт - один из элементов формирующейся современной системы учёта объектов недвижимости в РФ, на сегодняшний день требующийся для регистрации прав.

 

Земельный кадастр в предприятиях, организациях и учреждениях является основной составной частью земельного кадастра РФ.

Основным тестовым документом Земельного кадастра является земельнокадастровая книга предприятия, организации, учреждения. Она содержит совокупность достоверных сведений о правовом, природном и хозяйственном соостояние земель, предоставленных предприятию, организации, учреждению в бессрочное и краткосрочное пользование, а так же необходимую информацию о пприусадебном землепользовании колхозников, рабочих, служащих и других граждан.

Землекадастровая книга состоит из 5 разделов:

первый- распределение земель по срокам пользования;

второй - количество земель по угодиям;

четвертый - показатели оценки земель;

пятый - приусадебные земли личного пользования.

Учет земель в первом - четвертом разделах ведется с точностью до гектара. Приусадебные земли личного пользования учитывают с точностью до сотых гектара. В предприятиях, организациях, учреждениях, где площадь землепользования не превышает 2 га, а сельскохозяйственные угодия отсутствуют, Земельнокадастровая книга состоит только из одного первого раздела. Состав земельных угодий указывают в примечании.

Данные о распределении земель по срокам использования и видам угодий вносят в земельнокадастровую книгу один раз в год по состоянию на 1 ноября соответствующего года. Сведения о качестве и оценке земель отражают в книге 1 раз в пять лет. Записи приусадебных участков производят не позднее 15 дней после предоставления их землепользователям в установленном порядке. Итоговые данные по приусадебному землепользованию уточняются дважды в год - по состоянию на 1 июня и на 1 ноября каждого года.

Земельный кадастр рассчитан на 7 лет, после чего заполняется новый экземпляр.

Земельный кадастр в колхозах, совхозах и других предприятиях ведётся по фактическому состоянию и использованию земель, определяемому на основе доброкачественного планово-картографического материала. Для ведения земельного кадастра пользуются преимущественно планами аэрофотосъёмки и лишь в отдельных случаях - материалами наземной съёмки.

Все материалы и документы, связанные с ведением земельного кадастра на планово-картографическом материале в сельскохозяйственном предприятии составляют в двух экземплярах и подшивают в “Дело на землепользование”.

Дело на землепользование включает контурные ведомости, материалы полевых измерений по выявленным изменениям, ведомости вычисления площадей изменившихся контуров, акты обмеров посевных площадей, трансформированных угодий, улучшенных земель и приусадебных участков, акты проверки правильности использования земель и осуществления проектных решений, материалы инвентаризации мелиорированных земель, материалы обследования и оценки земель, выписки из решений компетентных органов по вопросам землепользования и другие материалы и документы.

 

Земельный кадастр района является важнейшим звеном государственного земельного кадастра страны. Разрозненные земельно-кадастровые данные отдельных сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений не дают ещё полного представления о состоянии Земельного фонда района. Важность земельного кадастра в районе состоит ещё в том, что последующие высшие звенья земельно-кадастровой службы (областные, краевые) непосредственным выполнением работ по земельному кадастру не занимаются, а ведут его на основании земельных отчётов, поступающих из районов.

Земельный кадастр в районе имеет государственное значение. С помощью регистрации землепользователей он оформляет права землепользователей на предоставленные земли.

Последующие составные части земельного кадастра определяют наличие земельного фонда в районе, его распределение по категориям земель, землепользователям, составу угодий, их качественному состоянию, включая сравнительную оценку качества земель.

Земельный кадастр в районе ведётся по единой общероссийской системе, порядок и содержание которой определены государством. По времени проведения и характеру выполнения работ земельный кадастр в районе подразделяется на основной и текущий.

Основной земельный кадастр заключается в получении полных и достоверных данных об общих площадях бессрочного, долгосрочного и краткосрочного пользования, составе их по угодьям, подвидам и качественному состоянию и внесении этих данных в земельно-кадастровые документы района. Необходимость ведения текущего земельного кадастра обуславливается тем, что в процессе хозяйственной деятельности происходят определённые изменения в распределении земель между категориями, землепользователями, в составе земельных угодий и их качественном состоянии. Задача текущего земельного кадастра состоит в своевременном выявлении изменений и внесении их в земельно-кадастровые документы.

В текстовых документах земельного кадастра сведения о земельном фонде района отражаются в цифровых показателях. Они дают характеристику земель бессрочного, долгосрочного и краткосрочного пользования по угодьям и подвидам, степени орошаемости и осушенности земель, качественному состоянию земельных угодий, включая бонитировку почв и экономическую оценку земель.

На планово-картографическом материале отражается весь комплекс сведений, характеризующих земельный фонд района по перечню показателей учитываемых в текстовых документах. Планово-картографическими документами района являются земельно-кадастровые карты. В состав этих карт входят: карта землепользований, земельно-учётная карта, карта бонитировки почв, карта экономической оценки земель.

Текстовые документы земельного кадастра подразделяют на учётные и отчётные. Основным земельно-кадастровым учётным документом района является государственная земельно-кадастровая книга. Отчётным документом земельного кадастра выступает земельный баланс района. Земельно-кадастровые документы должны содержать детальные сведения о состоянии земельного фонда района. По материалам учётных документов составляются отчётные. Поэтому содержание отчётных документов во многом определяется содержанием земельно-учётных кадастровых документов.

Государственная земельная книга состоит из четырёх разделов: в первом регистрируются все землепользования района, с указаниями площадей землепользований и видов пользования землёй. Во втором разделе учитывают по видам угодий все земли. В тртьем-дают характеристику качества по классам земель, механическому составу почв и признакам, влияющим на плодородие почв, показателям агропроизводственной характеристики почв пашни, культурнотехническому состоянию кормовых угодий. В четвёртом разделе приводят данные оценки земель.

 

Государственный земельный кадастр области, края, района состоит из четырёх разделов. В первом ­разделе учитывают количество земли по группам землепользователей, категориям земель, составу угодий и их подвидам, мелиоративное состояние земель, анализируют изменения площадей сельскохозяйственных угодий и их трансформацию. Во втором - учитываются зональные типы, категории пригодности, классы и виды земель, характеристики по механическому составу и признакам влияющим на плодородие, характеристики почв пашни, характеристики сенокосов и пастбищ по культурнотехническому состоянию. В третьем разделе приводят показатели общей оценки пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и всех сельскохозяйственных угодий по валовой продукции, окупаемости затрат, дифференциальному доходу и частной оценки пашни по эффективности возделывания основных сельскохозяйственных культур. Четвёртый раздел государственного земельного кадастра содержит характеристику земель колхозов, совхозов и других землепользователей в разрезе районов, и городов областного, краевого и республиканского значения по составу угодий, мелиорптивному и качественному состоянию, общей и частной оценке земель.

14 видов функционального использования земель среди которых:

1. земли под жилыми домами,

2. земли под домами индивидуальной жилой застройки,

3. земли дачных и садоводческих объединений граждан,

4. земли гаражей и автостоянок,

5. земли под объектами торговли и общественного питания,

6. земли учреждений и организаций народного образования,

7. земли под промышленными объектами,

8. земли под административно-управленческими и общественными объектами,

9. земли под военными объектами,

10. земли рекреации,

11. земли под сельскохозяйственными угодьями,

12. земли под лесами,

13. земли под водными объектами,

14. прочие земли, резерв.

По каждому из 14 видов функционального использования земель по кадастровым кварталам определяются кадастровые стоимости. В результате для каждого населенного пункта создается набор из 14 карт кадастровой оценки, на основании которых можно принимать решения о стимулировании развития наиболее эффективных видов использования земель в конкретных кадастровых кварталах.

Проведенные на основании данных государственной кадастровой оценки земель поселений в Ярославской области расчеты показывают, что даже если местные органы представительной власти примут решение об установлении равной для всех видов функционального использования земель ставки земельного налога на уровне 0,1%, то сбор земельного налога увеличиться в 1,4 раза, а при установлении на уровне 2% в 5 раз.

Проводимые Федеральной службой земельного кадастра России работы по развитию системы государственного земельного кадастра и кадастровой оценке земли, способствуя укреплению прав на землю и недвижимое имущество, созданию благоприятных условий развития экономики страны и повышения жизненного уровня людей.

 

Регистрация землепользований - это правовая сторона земельного кадастра. Её следует рассматривать как государственную запись землепользований, с помощью которой юридически оформляется право землепользователей на конкретные земельные участки. Она имеет юридический, правовой характер, подтверждающий законность пользования землёй. Государственная регистрация землепользований является средством от различного рода нарушений. Она обеспечивает устойчивость землепользований и правильное использование земель в соответствии с целью и назначением, для которых они предоставлены землепользователям.

Учётно-регистрационной единицей при государственной регистрации служит землепользование. Это вытекает из особенностей землепользования, которое одновременно является объектом права пользования и объектом хозяйственной или иной деятельности землепользователя. Основанием для регистрации вновь образованных землепользований служит решение компетентного государственного органа о предоставлении земельного участка для определённых целей и документ о выполнении землеустроительного проекта и закреплении на местности границ земельного участка.

Задача государственной регистрации землепользований состоит в сборе и хранении в систематизированном и наглядном виде сведений о правовом положении земель. В связи с этим регистрации предшествуют юридическое оформление границ на местности, с устранением недостатков землепользований и определением точного положения границ, закрепление границ соответствующими межевыми знаками, измерение линейных и угловых величин по границам землепользований, вычислительная обработка и увязка полученных данных, определение общих площадей и составление планов землепользований. Эти работы выполняются в порядке проведения межхозяйственного землеустройства. На основе полученных данных производится официальное закрепление земель за землепользователями специальным решением соответствующего государственного органа с указанием цели и назначения, для которых предоставлены земли, заполнение и выдача землепользователям документов на право пользования землёй.

Основным правовым документом землепользователей на земли бессрочного пользования является государственный акт на право пользования землёй. Временное пользование землёй оформляется удостоверениями, договорами, актами, решениями законодательных органов и другими документами, подтверждающими законность долгосрочного или краткосрочного пользования.

В документах государственной регистрации землепользований указывают наименование землепользователя, его местонахождение, сроки пользования землёй, основание предоставления земельного участка, его площадь, цели и назначение, для которых предоставлены земли. Изменения, происходящие в правовом положении землепользований, должны найти соответствующее отражение в документах государственной регистрации.

Регистрация землепользований осуществляется в первом разделе государственной земельно-кадастровой книги района. Она производится в пределах групп землепользований и категорий земель. Регистрации подлежат все первичные землепользования, которым предоставлены земли в бессрочное, долгосрочное или краткосрочное пользование. Земли, предоставленные в порядке вторичного землепользования, а также не представленныеконкретным землепользователям, в первом разделе государственной земельно-кадастровой книги не регистрируются. В частности, государственной регистрации не подлежат приусадебные земли, предоставленные во вторичное пользование колхозникам, рабочим, служащим и другим гражданам, коллективные и индивидуальные огороды, коллективные сады и служебные наделы рабочих и служащих. В документы государственной регистрации не вносятся земли, предоставленные во вторичное пользование колхозам, совхозам и другим предприятиям, организациям и учреждениям, а также земли государственного запаса, не предоставленные во временное пользование.

На землях вторичного пользования производится простая регистрация землепользований, подтверждающая законность пользования землёй. Приусадебные участки, предоставленные на правах вторичного пользования колхозникам, рабочим, служащим и другим гражданам за счёт земель колхозов, совхозов и других предприятий, организаций и учреждений расположенных в сельской местности, регистрируются в земельно-кадастровой книге основного землепользователя и в похозяйственной книге сельского совета, а в городах - в реестровой книге горисполкома. Служебные наделы, коллективные и индивидуальные огороды, предоставленные рабочим и служащим, регистрируются в утверждённых списках соответствующих предприятий и организаций за счёт которых они выделены. Коллективные сады, коллективные и индивидуальные огороды, выделенные из земель государственного запаса, регистрируются по месту работы рабочих и служащих.

Государственная регистрация предусматривает оформление и выдачу землепользователям документов на право пользования землёй, соответствующие записи в государственной земельно-кадастровой книге, внесение в эти документы изменений, вызванных увеличением или уменьшением площадей землепользования при передаче земель одного землепользователя другому, изменением границ землепользований, видов пользований землёй, истечением или продлением сроков временного пользования землёй и т.п.

При простой регистрации текущие изменения в размерах приусадебного землепользования, служебных наделов, коллективных садов, коллективных и индивидуальных огородов отражаются в земельно-регистрационных документах. В земельно-кадастровой книге предприятия, организации и учреждения учитываются земли по угодьям и качественному состоянию, регистрируют и учитывают приусадебные участки колхозников, рабочих и служащих.

Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Являясь составной частью земельного кадастра, учёт продолжает изучение хозяйственного состояния земель.

Основная задача учёта состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно-территориальным разделениям.

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель. При классификации земельного фонда под землями понимают генетически самостоятельные участки самой верхней, наиболее активной части суши, являющиеся основным средством производства сельского и лесного хозяйства, с характерным природно-хозяйственным качеством, определяющим назначение и использование земель, а также мероприятия по их охране и окультуриванию. В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почва рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономизации и систематизации земель.

Образование и развитие земель, как и других природных тел, происходит постепенно, от простых форм к более сложным. Поэтому основные принципы классификации земель построены на положении о их динамичности, развитии во времени и пространстве. В основу классификации земель положены их состояние и соответствующие этому производственные возможности для использования земель в сельском хозяйстве.

Основные таксономические единицы классификации земельного фонда РФ - это зональные типы земель, выделенные в процессе природно-сельскохозяйственного районирования земельного фонда страны, категории пригодности земель, классы земель. Характеристика класса в пределах каждого зонального типа отображается видами земель или группами почв.

Зональные типы земель территориально совпадают с границами природно-сельскохозяйственных зон и выражают зональные условия природной среды и общие направления преимущественного использования земель для земледелия, животноводства, лесного хозяйства и т.п.

Категории пригодности земель выделяют по основным стадиям их образования и развития в соответствии с относительным возрастом земель и основным сельскохозяйственным назначением. Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности:

I - земли, пригодные под пашню;

II - земли, пригодные преимущественно под сенокосы;

III - земли пастбищные, после улучшения могут быть пригодны под другие сельскохозяйственные угодья;

IV - земли, пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренных мелиораций;

V - земли, малопригодные под сельскохозяйственные угодья;

VI - земли, непригодные под сельскохозяйственные угодья;

VII - нарушенные земли.

Основанием для выделения категорий пригодности является качественное состояние земель и возможность их использования под основные сельскохозяйственные угодья. В отдельных случаях в зависимости от экономических и других факторов существующее использование земель может не соответствовать их намеченной пригодности. Например, земли пригодные под пашню, если они расположены вблизи населённых пунктов или животноводческих комплексов, могут использоваться для посадки многолетних плодовых насаждений или создания долголетних культурных сенокосов и пастбищ.

В пределах каждой категории пригодности выделяют классы земель. При этом учитывают главные количественные ступени развития земель в соответствии с их абсолютным возрастом, общим характером использования и агротехникой, включая степень окультуренности земель. Классы земель являются основной единицей классификации м представляют собой участки земной поверхности с близкими природными и хозяйственными качествами, характерной общностью использования, направлениями окультуривания и повышения производительности. Они обособленны чётко выраженными различиями почвообразующих пород и механического состава почв, степенью солонцеватости и засоления, эродированности и других признаков, влияющих на технологию использования и улучшения земель.

Виды земель являются основными составными частями классов природно-сельскохозяйственной зоны, провинции, горной области с соответствующими системами использования в земледелии, садоводстве, пастбищном и лесном хозяйстве и способами улучшения. По своему содержанию они соответствуют агропроизводственным группам почв, которые выделяются в процессе почвенного обследования. Всего в РФ более трёхсот видов земли.

Отнесение земель к определённой категории пригодности, классу и виду земель производится по признакам и свойствам, наиболее существенно влияющим на характер и специфику их возможного и целесообразного использования в составе тех или иных угодий. Необходимым условием для этого является комплексное изучение и сопоставление всех компонентов земель: рельефа, почвообразующей породы, почв и т.д.

Учёт количества и качества земельных угодий в пределах видов земель производится по механическому составу почв, степени засолённости, солонцеватости, кислотности, увлажнённости, заболоченности, каменистости, эродированности, рельефу местности, запасам гумуса, обеспеченности почв фосфором и калием и другим показателям.

Материалы учёта качества земель дают необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, выявление резервов освоения новых земель путём их мелиорации и рекультивации, проведения природно-сельскохозяйственного районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов в схемах землеустройства на перспективу, проведения бонитировки почв и экономической оценки земель.

 

Бонитировка почв - это сравнительная оценка качества почв по плодородию при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Она устанавливает относительную пригодность почв по основным факторам естественного плодородия для возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивая выделение агропроизводственных групп почв, подлежащих экономической оценке.

Бонитировка почв является логическим продолжением комплексных обследований земель и предшествует их экономической оценке. Основная цель бонитировки состоит в определении относительного достоинства почв по их плодородию, т.е. установлении, во сколько раз одна почва лучше или хуже другой по своим естественным и устойчиво приобретённым свойствам. Объект бонитировки - почва, выраженная строго определёнными таксономическими единицами, установленным по материалам почвенного обследования.

Критериями бонитировки почв являются их природные диагностические признаки и признаки, приобретённые в процессе длительного окультуривания, влияющие на урожайность основных зерновых, технических и других культур, а при бонитировке кормовых угодий - влияющие на продуктивность сенокосов и пастбищ.

Одинаковые группы почв при бонитировке должны получить одинаковые показатели бонитета. Чтобы определить эти показатели, составляется шкала бонитировки почв, представляющая собой систему цифровых данных соответствующих определённым значениям измеряемых величин природных показателей по различным группам почв. При этом обычно составляется две шкалы: одна - по свойствам почв, вторая - по урожайности.

К числу основных диагностических признаков относятся: мощность гумусового горизонта, процентное содержание гумуса, ила и физической глины в почве, валовые запасы гумуса, азота, фосфора и калия в почве, механический состав, кислотность, сумма поглощённых оснований, степень насыщенности почвы основаниями и др. Выбор диагностических признаков производится по каждому земельно-оценочному району на основании всестороннего изучения почвенного покрова, данных об урожайности сельскохозяйственных культур и определения влияния отдельных факторов почвы на урожайность сельскохозяйственных культур.

Бонитировка почв в границах земельно-оценочного района производится в такой последовательности:

1) определение средних значений показателей, характеризующих отдельные признаки и свойства почв;

2) определение средней многолетней урожайности основных сельскохозяйственных культур на различных почвах;

3) выбор основных диагностических признаков;

4) составление шкалы бонитировки почв по естественным свойствам и урожайности основных сельскохозяйственных культур.

Для определения средних значений показателей по отдельным почвам производят всестороннее изучение материалов комплексного обследования и выбор фактических данных по показателям этих почв. При этом применяют расчётный метод, который базируется на использовании эмпирических формул, выражающих прямую зависимость между функциональными и результативными величинами.

Полученные данные по отдельным признакам естественных свойств почвы и урожайности основных сельскохозяйственных культур используются для составления предварительных шкал бонитировки почв.

Баллы бонитета - условный показатель продуктивности почв с учетом почвенно-климатических условий и агрономических свойств почв.

 

Определение балла бонитета почв включает:
- установление методами статистического анализа признаков и свойств почв, существенно влияющих на их плодородие;
- расчет средних физических значений отобранных признаков и свойств почв;
- пересчет на основе корреляционно-регрессионного анализа физических значений признаков и свойств почв в зависимости от их влияния на урожайность сельскохозяйственных культур в относительные величины – баллы;
- расчет среднегеометрического балла по совокупности признаков и свойств по разновидностям (группам) почв;
- расчет совокупного почвенного балла путем корректировки среднегеометрического балла на негативные свойства, снижающие плодородие почв (переувлажненность, эродированность, засоленность и т.д ).

 

Балл бонитета i-го земельного участка (Бi) определяется взвешиванием баллов бонитета j-х почвенных разновидностей или оценочных групп почв i-го земельного участка (Bji) на их площади (Sji):


(1)

 

Балл бонитета почв сельскохозяйственных угодий административного района (земельно-оценочного района, субъекта РФ) определяется взвешиванием баллов бонитета почв сельскохозяйственных угодий объектов государственной кадастровой оценки (административных районов, земельно-оценочных районов) на их площади.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.