КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л е к ц и Я. Яйца содержат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, витаминов А, В1, В2, Д, еЯйца содержат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, витаминов А, В1, В2, Д, Е. Жир яиц богат полиненасыщенными жирными кислотами, лецитином. Сырые яйца давать не следует, т.к. сырой белок плохо переваривается, а также вследствие пористости скорлупы яйца могут быть инфицированы. Масло в питании детей используется преимущественно сливочное. Детям после 3 лет можно готовить пищу частично на топленном коровьем масле, растительное масло (подсолнечное и др.) должно вводиться детям с 1-го года жизни, составляя 10-15% общего количества необходимых жиров. Свиное сало, говяжий жир в детском питании употреблять не рекомендуется, т.к. они наиболее тугоплавкие и плохо перевариваются и не содержат витаминов. Овощи, зелень, картофель, фрукты, ягоды являются обязательными в рационально составленном меню. В овощах содержится большое количество солей, витаминов, а также балластных веществ, являющимися регуляторами моторной деятельности желудочно-кишечного тракта. При отсутствии свежих овощей и фруктов, следует употреблять замороженные, консервированные, квашенные, сушенные. Крупы в питании детей должны быть представлены в разнообразном ассортименте рациона, в котором сочетаются злаковые и бобовые продукты, обладают более высокой питательной ценностью, чем чисто злаковые или бобовые. Сахар является почти чистый углевод, хорошо усвояемый организмом. В последние годы наблюдается стремление уменьшить в рационе сахарозы, т.к. с одной стороны является одной из главных причин развития кариеса зубов, а с другой гликемия, которая развивается в организме после приема сахарозы, вызывает большую нагрузку на инкреторный аппарат поджелудочной железы, что способствует появлению сахарного диабета. Хлеб является составной частью рациона. Для детей раннего возраста количество хлеба в среднем не должно превышать 100-150 г. в день. Начинают давать хлеб из высших сортов муки с постепенной заменой более низкими. С 2 лет детям обязательно дают к обеду черный хлеб, содержащий много балластных веществ и витаминов группы В. Супы (мясные и овощные) как сильные возбудители желудочной секреции обоснованы в питании детей. Необходимо учитывать, что при изменении режима питания меняется количество и активность пищеварительных соков. У детей, особенно раннего возраста, эти компенсаторные механизмы ограничены, поэтому значительные качественные и количественные изменения в пищевом режиме недопустимы.
Лекция Тема: «Период молочных зубов» (физическое и нервно-психическое развитие ребёнка) Период молочных зубов охватывает возраст от 1 года до 7 лет: А) преддошкольный (от 1 года до 3 лет) Б) дошкольный (от 4 до 7 лет).
Мы уже знаем, что для оценки физического развития детей основными показателями являются вес, масса тела, рост, длина тела, окружность головы и груди, а также общее состояние. После года вес прибавляется медленнее. В течение 2-го года вес ребёнка увеличивается на 2,5-3,5 кг, на 3-м году – на 1,5-2 кг. В последующие годы (до 7-8 лет) темпы нарастания сохраняются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. Ориентировочно вес ребёнка после года можно определить по следующей формуле: вес ребёнка в год (9,5 – 10 кг) + 2n, где n – число лет ребёнка, 2 – среднегодовая прибавка веса в кг. Можно также пользоваться формулой: 5 лет М = 20 кг - 2 кг + 3 кг т.е. на каждый недостающий до 5 лет год отнимать от 20 кг по 2 кг, а на каждый последующий после 5 лет год – прибавлять по 3 кг. За 2-й год жизни прибавка роста = 11 см, за 3-й – 8 см. Для приблизительного определения роста детей после года предложена формула: М = 75 + (5´n) см,
где n – число лет ребёнка, 5 – средняя прибавка роста за один год жизни, 75 – рост годовалого ребёнка.
Можно также использовать формулу: 5 лет р = 110 см - 8 см + 6 см
т.е. на каждый недостающий до 5 лет год отнимать от 110 см по 8 см, а на каждый последующий после 5 лет год - прибавлять по 6 см. Первый период вытяжения наблюдается у ребёнка в возрасте 5-6 лет, второй – в возрасте 11-12 лет. До 7 –летнего возраста окружность груди превышает окружность головы примерно на столько, сколько лет ребёнку. За весь второй год прирост окружности груди составляет 2,5 -–3 см, за 3-й год – 1,5-2 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й – на 1 см. В дальнейшем окружность головы нарастает ещё более медленно, а после 6 лет увеличивается всего на 5-6 см. В период от 2 до 7-8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем вес его изменяется незначительно. После рождения образуются новые мелкие борозды и извилины. Особенно энергично этот процесс совершается в первые пять лет, что приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга. Для клеток коры головного мозга процесс созревания нервных клеток завершается к 18-20 месяцам. В продолговатом мозге – к 7 годам. На 2 – 3-ем году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К двум годам словарный запас ребёнка должен состоять примерно из 200 слов. Нужно помнить, что речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребёнком разговаривать правильно. 1-й год жизни является подготовительным периодом для развития у ребёнка активной речи. В возрасте 1-1,5 лет ребёнок понимает много слов, но сам говорит мало. Возраст 1,5-2 года очень важный и «видный» в становлении речи, т.к. именно в этом возрасте происходит резкий скачок в её развитии. 2-2,5 года – это возраст, относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года. 2,5-3 года малыш свободно пользуется речью. Активный словарь к 3-м годам достигает 1200-1300 слов. Происходит в полном смысле слова взрыв развития речи. Малыш говорит почти не закрывая рта, строит сложные предложения. К двум годам жизни кости ребёнка по своему строению приближаются к костям взрослого человека. В 2 года голова составляет 1/5 длины его тела, в 6 лет – 1/6; К 3-4 годам жизни появляется более или менее постоянная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной - лишь к 12 годам. Начиная с 6-7 лет, у девочек наблюдается большее развитие таза в ширину. К концу второго или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Количество зубов у ребёнка до 2 лет рассчитывается по формуле: X = П – 4,
где П – количество месяцев; Х – количество зубов.
В 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена зубов происходит в том же порядке, как они прорезывались. Заканчивается смена зубов к периоду полового созревания. Постоянных зубов – 32. В возрасте 1-3 лет ребёнок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.) Вначале 2-года дыхание становится смешанным; с 8 лет – различие: у мальчиков – брюшной; у девочек – грудной. Число дыханий в 1 минуту у детей в возрасте 2-3 лет 25-30 в 1 минуту; 5-6 лет – около 25 в 1 минуту, в старшем возрасте – 15-20 в 1 минуту. Легкие находятся в постоянном развитии в течение всего детства – происходит увеличение объема легких и дифференцирование легочной ткани. Бронхи узкие. Правый бронх шире левого. Нарастание массы сердца за весь период детства идет неравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. Первоначальный вес его 20-25 гр. удваивается к концу первого года и утраивается к 2-3 годам. В дошкольном возрасте рост сердца замедляется. У детей первые 1½ - 2 лет жизни сердца расположено поперечно и более высоко. После двух лет сердца начинает приобретать косое положение. Пульс у детей этого возраста более частый, чем у взрослого. Чем моложе ребёнок, тем пульс чаще: 2 года – 100-120 в 1 минуту 3 года – 100-110 в 1 минуту 4-5 лет – 80-100 в 1 минуту 6-7 лет – 70-100 в 1 минуту Артериальное давление у ребёнка ниже, чем у взрослого. АД максимальное после года определяется по формуле: АДmax. = 80 + 2П, где П – число лет Адmin. = от ½ до 2/3 максимального АД. У ребёнка раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, но уже с 4-х лет красный костный мозг начинает в некоторых костях перерождаться в жёлтый жировой. Кровь у ребёнка старше года: Эритроциты – 4,5´10 12/л, Гемоглобин – 130 –140 г/л Лейкоциты – 4-6´109 Тромбоциты – 200-300´109/л СОЭ – 5-10 мм/час.
В лейкоцитарной формуле постепенно нарастает количество нейтрофилов и уменьшается количество лимфоцитов. В возрасте 5-7 лет происходит второй физиологический перекрест между нейтрофилами и лимфоцитами. После года желудок из горизонтального (до 1 года) принимает более вертикальное положение. Сфинкер входной части его недоразвит. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты. Как у взрослого, но меньшей активности. Кишечник относительно длиннее, чем у взрослого. Слизистая его более нежная и обильно снабжена кровеносными сосудами. Печень – самый крупный орган ребёнка. До 6-8 лет развитие печеночных клеток ещё не закончено. У детей до 7 лет печень может выступать из подреберья на 1,0-2,0 см. С 7 лет нижний край печени не пальпируется. Печень ребёнка функционально незрела. Дольчатое строение почек (эмбриональное) исчезает к 2 годам. Плотность мочи ниже, чем у взрослого: до 2 лет 1003-1005, после 2 лет 1009-1016. Вместимость мочевого пузыря у новорождённых детей – 50 мл., к году- увеличивается в 4 раза, к 9-10 годам достигает 600-900 мл. Чем моложе ребёнок, тем число мочеиспусканий больше. У новорождённых – 20-25 раз в сутки; у детей 2-3 лет – 10 раз; в дошкольном возрасте – 6-7 раз в сутки. Количество мочи до 10 лет определяется по формуле: Дсут = 600 + 100 (П-1),
где 100 – среднесуточное количество мочи в 1 год; П – число лет.
Лимфатические узлы относительно большие, функционально незрелы (недостаточно выражена их защитно-барьерная функция). Зобная железа – тимус - вилочковая железа вырабатывает лимфоциты. После рождения происходит нарастание веса и дифференцировка этой железы и к 8 –летнему возрасту она достигает своего предела, с 9 лет вилочковая железа подвергается обратному развитию (инволюции), паренхимия её постепенно замещается жировой тканью. Гормон роста гипофиза в первые 5 лет жизни занимает относительно меньшее значение; только около 6-7 лет становится заметным влияние этого гормона. В данном периоде ребёнок очень подвижен, любознателен, он находясь среди взрослых и детей, знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Игра в жизни ребёнка – это средство развития и познания жизни. Игра способствует развитию речи, вниманию, памяти и т.д. В игре возникают и оформляются основные хватательные движения, ходьба, лазание и др. Важное значение имеют игрушки, которые ребёнок должен видеть после 1-го месяца жизни. На 2-ом году жизни ребёнок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Для детей этого возраста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания. Игра для ребёнка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, кукольная одежда, разрезные картинки). В этом возрасте необходимо приучать ребёнка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам. В процессе игры ребёнок усваивает необходимые и доступные этому возрасту трудовые навыки. Особенно важно для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и создание всех условий для правильного режима в связи с повышенной чувствительностью к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Среди детей преддошкольного возраста наибольшее распространение имеет ряд инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия, корь, коклюш, в/оспа, дизентерия, гепатит, грипп. ОРВИ и другие). Это объясняется частым общением детей с окружающими, вследствие чего повышается возможность заражения, а также тем, что к этому времени дети уже утрачивают врожденный иммунитет. В этом возрасте ещё довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста чаще проявляется в виде тубинтоксикации, которая возникает только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании, ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму. В дошкольном возрасте организм ребёнка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета. Ребёнок всё теснее соприкасается с бытом взрослых и подвергается их воздействию. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие любознательности, отсутствия опыта и нередко недостатка надзора. Правильная организация среды и детского коллектива, введение в процесс игры элементов общественности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания. По уровню своего интеллектуального развития ребёнок к концу периода «молочных зубов» должен быть готов к поступлению в школу. Перед поступлением в школу важно своевременно выявить и провести коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, определить степень их готовности к обучению. Определение готовности к обучению в школе проводится в детской поликлинике по медицинским и психофизиологическим критериям. К медицинским критериям относят уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острую заболеваемость за предшествующий год. Зрелость ребёнка оценивается психофизиологическими критериями: качеству звукопроизношения, ряду специальных тестов. Первое обследование осуществляется осенью за год до поступления детей в школу. Ребёнку проводится психофизиологическое исследование, его осматривают узкие специалисты: оториноларинголог, офтальмолог, психоневролог, хирург-ортопед, стоматолог, педиатр. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, признанным не готовыми к школе при первом обследовании, в мае-апреле проводится повторный медицинский осмотр. Ребёнку проводят общий анализ крови и мочи, исследование кала на яйца глистов и все необходимые профилактические прививки, определяется группа для занятий физическим воспитанием, группа здоровья, даются рекомендации для медработников школ, занося все сведения в индивидуальную карту школьника (ф.026/у-80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу. Минимальное количество детей с первично выявленной патологией свидетельствует об эффективности диспансеризации в дошкольном возрасте.
ТЕМА: «ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ И ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОДЫ»
Говоря об этих периодах, необходимо напомнить, что препубертатный период или второй период детства (младший школьный возраст), укладывается в сроки у мальчиков 7-8 лет11-12 лет, у девочек 7-8 – 10-11 лет; пубертатный период (старший школьный или период полового созревания) делится на подростковый (мальчики от 12-13 лет до 16 лет; девочки от 11-12 лет до 15 лет) и юношеский (ювенильный) возраст - (мальчики с 17 лет, девочки с 16 лет). В препубертатном периоде продолжается совершенствование функций организма ребенка. В этом периоде усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Происходит увеличение мышечной массы органов и тела, вследствие чего выявляются недостатки физического развития. Основные заболевания данного периода: ожирение, нарушение осанки. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдается ревматизм, заболевание нервной системы, гастриты. Основная черта данного периода – нарушение осанки. Обращаемость к врачу – минимальная. Основная причина смертности в данном периоде – травматизм. Необходимо помнить, что пребывание в школьном коллективе, резкое увеличение нагрузок в этом периоде оказывает значительное влияние не только на формирующийся характер, но и на формирование хронических заболеваний у детей. В связи со всем выше изложенным понятно на сколько важно и ответственно четкое выполнение функциональных обязанностей мед. работниками, обслуживающими детей в образовательных учреждениях:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |